КОРОЛЬ ЛИР
(СССР, 1970, режиссёр - Григорий Козинцев, в гл.ролях: Юри Ярвет, Олег Даль, В. Шендрикова, Г. Волчек, Р. Адомайтис, В. Емельянов, Э. Радзиня, Л. Мерзин, А. Вокач, К. Себрис)
"Гамлет" и "Король Лир" Григория Козинцева - это уникальный пример того, как общепризнанный кино-классик в конце жизни снимает два фильма, которые становятся не только лучшими, но и последними. Такое мало кому удавалось. А может и никому больше.
Экранизаций Шекспира, снятых на таком (высочайшем) уровне, больше у нас не делали да и в мире им равных найти не так просто, если вообще возможно.
В далеком козинцевском прошлом остались дерзкие эксперименты ФЭКСа, с их беспробудной мейерхольдовщиной и неуемной гиперболизацией. Следом забронзовела романтическая революционность трилогии о Максиме и тоже осталась в славном и прекрасном далеке. Забыты "Пирогов" и "Белинский", снятые для биографического конвейера в рамках кампании по увековечиванию великих имен, затеянной советским киноначальством в 40-х.
Поздний Козинцев уже мало похож на того ниспровергателя буржуазных шаблонов в искусстве, каким был на заре кинематографа. Устал Григорий Михалыч и от ковки грубоватых эпохалок соцреализма, на пьедестал которого он водрузился, обвитый венками из Сталинских Премий.
Начиная с "Дон Кихота" (1957) Козинцев встает на академические рельсы. Отныне он движется по пути экранизации вечной классики.
В каком-то смысле это был единственный путь, способный реабилитировать его в собственных глазах. Экранизациями "вечного" великий Козинцев доказывал самому себе, своим многочисленным ученикам (в их числе были Эльдар Рязанов, Илья Авербах, Станислав Ростоцкий, Вениамин Дорман) и не менее многочисленным завистникам-недоброжелателям, что он остается действующим художником, способным решать грандиозные задачи.
Результатом теоретических раздумий на подходе к экранизациям Шекспира стала книга Козинцева «Наш современник Вильям Шекспир», написанная в 1962г.
Потом была поездка в Англию для более углубленного изучения темы.
«Трудно не задуматься над тем, как быстро дряхлеет, становится архаичным многое из написанного о Шекспире, однако сами произведения хранят всю свою жизненную силу» (из книги Козинцева)
В 1964 на экраны выходит козинцевский "Гамлет". Фильм становится неопровержимым аргументом. Своим "Гамлетом"Козинцев доказывает себе и всем - он в строю и он занимает свое место по праву.
К съемкам второго "шекспировского" фильма Козинцев призвал все ту же уникальную группу соратников, с которой создавал "Гамлета" (1964).
То были не просто соратники, то были творцы, великие мастера своего дела: кинооператор Йонас Грицюс, художник Евгений Еней, гениальный Шостакович, написавший музыку к фильму.
Результат был получен соответствующий.
В фильме потрясающе воплощены атмосфера и дух времени, шекспировские страсти и идейное наполнение великих пьес.
Визуализация, звукоряд, монтаж - каждый из этих компонентов отточен и выверен. В каждом из них чувствуется сильная рука выдающегося мастера.
Как всегда у Козинцева - потрясающий кастинг. Каждая роль - маленький актерский шедевр.
- коварные сестры Гонерилья и Регана (Эльза Радзиня и Галина Волчек)
- нежная и искренняя Корделия (Валентина Шендрикова)
- несчастный Глостер (Карлис Себрис)
- верный правдоруб Кент (Владимир Емельянов)
- антиподы-братья Эдмонд (Регимантас Адомайтис) и Эдгар (Леонхард Мерзин)
- Донатас Банионис в роли герцога Олбэни.
Все эти образы с детства запечатлелись у меня на подкорке в качестве канонических. Любое другое актерское воплощение вызывало потом непременный протест: "не они, не то".
Мощная игра всего актёрского ансамбля, несомненно, сильнейшая сторона картины. Но даже на таком фоне дуэт Юри Ярвет (Лир) - Олег Даль (Шут) выделяется своей трагической интонацией.
Без дуэта король /шут немыслим никакой "Король Лир". Наверное, самое сложное для любого постановщика, который берется за шекспировскую нетленку, найти достойную пару на эти роли. Козинцев нашел эталонную!
Следует отметить и прекрасную озвучку Зиновия Гердта - как минимум, половиной исполнительского успеха Ярвет обязан именно этому голосу.
Лебединая песня великого Козинцева прозвучала мощно и красиво. Фильм стал частью классики не только советского, но и мирового кино.
Сакраментальная кода "теперь таких не делают" здесь уместна, как никогда.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »