КАЛИНА КРАСНАЯ
(СССР, 1973, режиссёр - Василий Шукшин, в гл.ролях: Василий Шукшин, Лидия Федосеева-Шукшина, Иван Рыжов, Георгий Бурков, Алексей Ванин, Мария Скворцова)
Один из лучших фильмов в истории советского кино. Это бесспорно. Но есть в нём некоторые сцены и мотивы, которые меня слегка коробят. Однако, это с лихвой перекрывается другими сценами и мотивами, от которых мурашки и восторг.
К первым я бы отнёс:
- «Воровская малина».
Я могу понять условность и даже утрированность приёма. Но сие цветасто-цыганистое сборище больше похоже на закулисье провинциального театра оперетты, чем на уркаганский притон. Эти козьи пляски на лугу, имитирующие горьковское «На дне», выпадают из общей стилистики.
- «Монолог с берёзками».
Лубочная фальшивость этой сцены вызывает у меня даже некоторую неловкость по поводу происходящего. Так и хочется вырезать её из фильма и забыть навсегда.
Понимаю символику и даже её возможную важность идейного месседжа. Но как же топорно сделано. Зачем?! Уберите это! Не может этот мужик говорить такие слова и в такой ситуации. Не должен и не стал бы.
- Вся эта история с «воровской местью».
Она надуманно. Эта разборка совершенно «не по понятиям». Её не спасает даже фантастическая органика Георгия Буркова, который, пожалуй, сделал всё, что мог в этой роли и в этой ситуации.
Его Губошлёп запоминается, он – вор и нет в этом сомнений. Возможно, он даже способен на «мокрое». Но повода нет и мотивация не то что не убеждает, она тянет всю эту сюжетную линию на дно катастрофического «не верю!»
Ко вторым я отношу:
- Воровской хор, поющий «Вечерний звон».
Обкатанный в «Печках-Лавочках» приём – включение документальных кадров с «живыми» людьми в художественную ткань фильма - снова работает безупречно и тональность фильма сразу задана идеально.
- Сцена знакомства с родными Любы.
Могу смотреть бесконечно. Одна из любимейших сцен советского кино. Восхитительный текст, актёрская игра – само совершенство, причём это относится в равной мере ко всем участникам.
- Сцена разборки с Любиным мужем и его корефанами.
Характер, сформированный биографией Егора, вычерчен, может быть, несколько грубовато и в лоб, но как мощно и убедительно! Этот волчий взгляд, это движение «за пёрышком»… Сильно. Голливудские гангстеры могут уходить на перекур.
- Баня.
Бриллиантовое украшение фильма. Как виртуозно выписан переход в иную стилистическую среду, как мастерски сбит пафос предыдущей сцены! Какой «мужской» эпизод. Как много она добавляет к характеру Егора. Как лаконично нарисован портрет Любиного брата! Этот персонаж вообще за всю картину и десяти слов не скажет, но симпатию вызывает такую, что на роту болтунов и острословов хватило бы.
- Сцена с прокуроршей. Ещё одна из любимейших в советском кино!
- «Бордельеро», он же - «Забег в ширину» - ещё одна незабываемая сцена.
- После сцены с урками и убийством Егора идёт потрясающе эмоциональный финал, спасающий картину от неловкости предыдущей сцены (для меня, во всяком случае) – месть Петра.
Есть ещё сцена с матерью, к которой я отношусь неоднозначно. Она гениальна сама по себе, она самодостаточна и пронзительна до тех самых слёз, которые и прольёт Егор.
Но есть в ней элемент манипулятивности, который меня всегда коробит.
Итог. Великих сцен больше и они настолько хороши, что я спокойно могу сказать: люблю эту картину. Отлично понимаю почему она стала воистину народной.
Я смотрел её великое множество раз, в самых разных возрастах. Смотрел подростком, увлекаясь воровской романтикой (а как же иначе?).
Смотрел юношей, как любовную драму и историю мести.
Смотрел на пороге зрелости, как историю мужчины, которого нельзя согнуть.
Смотрел позже как грандиозное обобщение и архетипический эпос.
Смотрел как реквием великому художнику, написанный им самим. И всё-таки… В «Калине красной» остаётся загадка для меня. Признак великого фильма, как я говорил уже не раз. Один из обязательных признаков.
Как так получилось, что я люблю этот фильм, люблю его героя, хотя, по многим причинам, не должен любить?
Что-то он каждый раз открывает во мне и для меня такое, что хотелось бы уже понять, на старости лет.
Значит буду смотреть ещё.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »