ИЗГОНЯЮЩИЙ ДЬЯВОЛА/ The Exorcist
(1973, США, режиссёр - Уильям Фридкин, в гл.ролях: Джейсон Миллер, Эллен Берстин, Макс фон Сюдов, Ли Дж. Кобб, Линда Блэр)
"Экзорцист" стал классикой мирового кино практически сразу после выхода фильма.
Это был шок! Тысячи напуганных американских родителей потащили своих капризных, упирающихся, толстопятых чадушек в церкви - креститься, исповедаться, причащаться.
Таково было воздействие потрясающего реализма, если не сказать - натурализма, с которым были сняты ударные сцены, и того, с каким мастерством нагнетался саспенс.
Именно эти свойства режиссуры Фридкина принесли ему предыдущий успех с шедевральной картиной "Французский связной". Здесь Фридкин их применил снова и в полной мере.
Зрители были потрясены тем, как правдоподобно показана беспомощность современной науки и медицины перед дьявольскими кознями. Все эти сверхсовременные приборы и аппаратура выглядели как серпантин в борьбе с Кинг Конгом.
Благообразная и милая девочка - подросток (Линда Блейр) на глазах превращалась в злобное и могучее чудовище, издевающееся над всем, что свято, попирая моральные ценности и разрушая размеренный буржуазный уклад.
Только святые отцы способны были победить вековое Зло, вселившееся в юную деву, но за победу надо заплатить страшную цену.
Работа священников - экзорцистов в фильме также была показана с потрясающей натуралистичностью.
Необходимо отметить, что в основе режиссуры Фридкина лежал соответствующий литературный материал - адаптированный самим автором сценарий по роману У.П. Блэтти.
Роман Блэтти отличался особым сплавом документализма и мистики: в реалистичную картину американского быта 60х годов XX в., описанного в лучших традициях Драйзера и Стейнбека, были вмонтированы подробные описания сатанинских обрядов, чёрных месс, справки из истории демонологии, цитаты из богословских трудов и т.п.
Сделано всё это было с таким безупречным композиционным мастерством, что позавидовал бы и сам Умберто Эко. Впрочем, Эко скорее воспользовался формальными наработками "Экзорциста" для своего знаменитого романа "Имя Розы".
Удивляться тут было нечему: Блэтти вырос в набожной семье, получил воспитание и начальное образование в иезуитской школе, а его дипломная тема в университете звучала так - "вселение нечистой силы в человека".
Как водится, вслед за взрывом такой бомбы как "Изгоняющий дьявола", появился целый сонм эксплуатирующих тему и находки фильма, кино-поделок: бесконечные Омены, Дети кукурузы и прочие полтергейсты.
Были сняты и сиквел (вполне смотрибельный, режиссёром которого стал талантливый Джон Бурман) и триквел (его поставил сам У.П.Блэтти).
Справедливости ради, надо заметить, что и сам "Экзорцист", в каком то смысле, был продолжателем дела "Ребёнка Розмари" (Роман Полански, 1968).
"Экзорцист" (и фильм, и роман) оброс со временем паутиной страшных поверий, слухов и вполне реальных ... скажем так ... совпадений, связанных с преждевременными смертями, несчастными случаями и странными событиями, случавшимися на съёмках фильма и в жизни тех, кто принимал в них участие.
Самым трагическим является наверное случай с талантливой британской актрисой Мэри Юр, которая умерла в расцвете лет через несколько часов после того, как сыграла премьерный спектакль "Экзорцист" на лондонской сцене.
Знаменитый проповедник-евангелист Билли Грэм даже утверждал в своих проповедях, что в бобины с фильмом вселился дьявол.
Досужие ли это домыслы или подлинные происки нечистого, судить не стану, но одно могу сказать точно: над некоторыми из создателей и участников этого фильма явно висит какое-то проклятие.
Судите сами:
- Вильям Фридкин, справедливо считавшийся одним из лучших постановщиков в истории кино, после "Э." не снял больше ни одного хорошего фильма (единственной исключение, с натяжкой, "Жить и умереть в Лос Анджелесе"). Зато снял целую кучу откровенного дерьма, которое лучше бы никогда и не видеть. Его личная жизнь - отдельная грустная баллада.
- Ли Дж. Кобб умер через три года после выхода фильма. Инфаркт.
- Джейсон Миллер - драматург, по основной профессии, для которого роль в этом фильме была дебютом в кино (и сразу номинация на Оскар), больше не сыграл ни одной заметной роли, хотя снимался в кино регулярно, на протяжении 20 лет. Основную свою профессию он фактически забросил. А ведь считался очень талантливым писателем и даже получил Пулитцеровскую премию (аккурат, в год выхода "Экзорциста").
- У.П. Блэтти, безусловно талантливый литератор, навечно остался заложником "Экзорциста", бесконечно повторяя и обсасывая, дополняя и ковыряя проклятую тему. Он пишет, снимает (и снимается сам) нескончаемые "апгрейды", "бонусы", "самые финальные и окончательные версии" всё того же "Экзорциста", каждая из которых скучнее предыдущей. Натурально, как проклятый.
- Исполнительница роли одержимой девочки Риган - Линда Блейр, которой прочили великое будущее в Голливуде, настолько убедительно и естественно она существовала в этой непростой ипостаси на экране, выросла и потеряла всю свою убедительность и естественность. Она стала звездой второсортных кино-поделок и объектом для всеобщих насмешек по этому поводу. Нынче уже никто и не вспоминает, что девочка чуть не получила за этот фильм "Оскара".
Ну, и конечно же, знаменитые оскаровские пролёты:
- В номинации за лучший фильм "Э." обошла "Афёра". "Афёра" - фильм несомненно замечательный, но всё же - не "Экзорцист".
- Эллен Бёрстин проиграла Гленде Джексон в номинации "лучшая актриса". Кто теперь вспомнит игру Гленды (несомненно, великой актрисы) в фильме Touch of Glass?
- Джейсон Миллер проиграл Джону Хаусману. Тоже сомнительное решение.
- Линда Блейр проиграла Татум О'Нил ("Бумажная Луна"). Здесь трудно поспорить, девочке просто не повезло, её переиграла другая девочка, но обе роли навсегда вошли в историю.
- Фридкин в режиссёрской номинации проиграл постановщику всё той же "Афёры" - Дж.Р. Хиллу.
- Оскар за операторскую работу заслуженно ушёл к Свену Нюквиту ("Шёпоты и Крики"). Тоже не повезло. Слишком высока была планка Нюквиста... но не хватило мизера. Оуэн Ройзман соревновался с величайшим из операторов и с едва ли не лучшим творением операторских рук в 70-х времени, но выглядел в соревновании с великим шведом вполне достойно.
+ пролёт в номинациях за лучшие декорации (фильм, кстати, снимали в доме, где когда-то жил Блэтти) и лучший монтаж.
Итого: 8 пролётов (рекордный результат!). Победы только во второстепенных номинациях (адаптированный сценарий и звукорежиссура).
Просто не повезло или "проклятье"?
Но, как ms там ни было, "Изгоняющий дьявола" навсегда останется эталоном жанра, вечной классикой, одним из рекордсменов проката всех времён и лауреатом 2х "Оскаров" (10 номинаций).
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »