ГУДРОН / Zift

Болгарский нуар, липкий и грязный как Гудрон

 

                    ГУДРОН / Zift

Режиссёр - Явор Гырдев.

В ролях: Захар Бахаров, Таня Илиева, Владимир Пенев, Михаил Мутафов.

Дзифт - очередной вариант того, что я для себя называю "нуар после Тарантино". Мэйд ин Булгария.
Те, кто увлечённо собирает национальные вариации "тарантинесок" (французский "Доберман", британская "Залечь на дно в Брюгге", испанская "Пердита Дуранго" и т.д.) не должны проходить мимо.

Фильм снят в модной эстетике комикса а-ля "Город греха" (хотя на самом деле прародителем-возродителем стиля был Ларс фон Триер с его "Элементом преступления").

Главная претензия, которая может возникнуть к "Гудрону" - эпигонство. Отсюда и столько кино-аллюзий в моём отзыве. В картине Явора Гырдева содержится целая охапка завуалированных и откровенных кино-цитат. Впрочем, цитирование классики нуара - это обязательная характеристика для самого жанра, который неслучайно называется "неонуар". Так уж исторически сложилось.

Кстати, помимо киношных цитат вполне можно найти и музыкальные (об этом чуть позже) и литературные - на спине брутального героя картины красуется татуировка с горьковской максимой "Человек - это звучит гордо".

И вообще там всё очень даже неглупо, в этой картине. Главгерой вольтеровского "Кандида" цитирует. Можно в Дзифте и вульгарное ницшеанство почувствовать, и Бориса Виана вспомнить, и хэмингуэевщину пожевать, и... впрочем, чего ещё ждать от режиссёра-интеллектуала, любующегося имморализмом маргиналов по ту сторону закона людского и Божьего. А он (режиссёр) именно такой, как я понял.

Кроме цитат из области искусства, есть ещё и научные, между прочим. Сами поймёте, когда увидите - научные там вполне очевидны.

Явор Гырдев - парень эрудированный и компетентный, пишет серьёзные статьи для солидных изданий. Философ по образованию (закончил Софийский университет), киноман по натуре (как и положено "тарантиноиду"), режиссёр по призванию. Режиссёр он, преимущественно, театральный (помимо университетского диплома имеет ещё и диплом академию театрального и кинематографического искусства).

 
 
Явор Гырдев

"Гудрон" стал его дебютным и (до сих пор) единственным фильмом. Но при просмотре возникает (у меня, во всяком случае) полное ощущение, что картину снимал заматеревший и поднаторевший постановщик, который точно знает что и как нужно делать. Стильно, эффектно и очень жёстко. Жюри московского МКФ вполне заслуженно присудило Гырдеву "Святого Георгия" за режиссуру.

А сама история, развернувшаяся на экране, такова: Болгария начала 60-х, из тюрьмы выходит главный герой, по кличке Мотылёк (ничего не вспомнили?).
20 лет он мотал срок за убийство, которого не совершал, и выпущен досрочно за идеальное поведение. Сел в 1944, ещё при фашистах, а вышел уже при коммунистах.

 
 
-3

Но крутому и очень злому парню до социальных катаклизмов нет никакого дела. Он одержим местью и похотью. Он ищет свою возлюбленную. Вместе они должны доделать то, что не сумели сделать много лет назад.

 
 
-4

Таков зачин, а дальше рассказывать я, конечно, не стану, но там будет всё, как положено - любовь и измена, месть и расплата, la femme fatale и коварные злодеи, секс и украденный бриллиант, хранившийся в неожиданном месте.
Всё, как классические доктора - Хичкок, Хьюстон, Ланг и проч. - прописали, а Тарантино подчеркнул. С привкусом болгарского дзифта и прочим национальным колоритом.

Дзифт - это такая жвачка, которую жевали болгарские (да и мы этим грешили, чего уж там) крутые парни в те времена. Для сего почтенного пацанского занятия требовались сильные челюсти и завидная упёртость, которая невербально выражалась суровым жамканьем цепляющегося за зубы вязкого продукта нефтепереработки.

Да, чуть не забыл - музыкальные цитаты. А то я уже закругляться собрался)

Остановлюсь на двух, ибо они именно киношные. Первая из них вполне способна порадовать наши (отечественные) уши - "Смуглянка".

А вторая - для гурманов и знатоков жанра. Её поёт Таня Илиева, исполнительница роль кабацкой певички и фатальной подруги Мотылька. Поёт она на болгарском языке песню "Виновна е луната", в которой знатоки сразу узнают культовую Put the Blame on Mame из классической "Джильды" Чарльза Видора. Кстати, название для песни тиснуто у Родни Кроуэлла (Shame on the Moon). Такой вот круговорот цитат )

Сцена с этой песней очень снята очень близко к оригиналу, но без знаменитого фокуса с перчаткой (он точно был бы лишним). Зато дотошный зритель нюхом учует присутствие некоторой "твинпиксовщины". Едва уловимый, но настойчивый "линч-флюид". Уверен, что не только мне он царапнул глаз и слух. Тоненькой иголочкой уколол в нужную точку.

Вот теперь могу и предоставить отдых своему фонтану. Уточню только, что слово zift у крутых болгарских парней может означать как "гудрон", так и "дерьмо".

Отменное слово для финала в нуаре, я считаю. Стильное, как и почти всё в этом фильме. Даром, что румыны )

 

 

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »