60 любимых фильмов о спорте и спортсменах
#54. Гроссмейстер (СССР, 1972)
Режиссёр: Сергей Микаэлян.
В ролях: Андрей Мягков, Лариса Малеванная, Эммануил Виторган, Людмила Касаткина, Михаил Козаков, Ефим Копелян, Николай Волков (старший), Тамара Совчи, Анатолий Солоницын, Владимир Татосов, Анна Твеленева, Роман Филиппов.
Этой картине сильно не повезло с прокатной судьбой. Виной тому стала эмиграция знаменитого советского шахматиста Виктора Корчного.
После его побега за кордон в 1976 году фильм сняли с проката и запретили к показу на ТВ. Запретили и забыли.
Возможно, что ничего подобного и не случилось бы - появись Корчной на экране в мимолётном камео. В "Гроссмейстере" шахматных камео с полдюжины можно насчитать. Появляются в эпизодах Юрий Авербах, Марк Тайманов, Александр Котов, Пауль Керес и даже легендарный чемпион мира - Михаил Таль (есть подозрение, что именно он стал прототипом главного героя).
Так нет же, угораздило замечательного питерского режиссёра Сергея Микаэляна снять Корчного в одной из важных ролей - главный перебежчик советских шахмат сыграл здесь тренера того самого гроссмейстера Сергея Хлебникова, про которого, собственно, и рассказывает всё это кино.
Выбор Корчного на роль тренера понять можно - он был мужчина яркий, артистичный и крайне популярный в то время. С ролью справился отлично.
Но вот физиономия Виктора Львовича Корчного настолько активно светится в кадре, что советскому кино-начальству ничего не оставалось делать, после его побега, кроме как забанить микаэляновского "Гроссмейстера" к чёртовой бабусе.
А жаль. Очень даже жаль. Из "шахматных фильмов" этот я, пожалуй, предпочту всем остальным.
В нём шахматная тема раскрыта интересно и не банально. Есть в ней грамотное развитие, несомненный драматизм и некая философичность.
Есть в нём интересная визуализация шахматного анализа, хлёсткие и афористичные диалоги.
Убедительно и увлекательно показано преодоление главным героем своих наивных и романтических иллюзий, юношеских комплексов, постепенное становление чемпионского характера и формирование личности.
Есть в фильме и, едва ли не менее важная, чем спортивная, мелодраматическая линия, завязанная на непростые (мягко говоря) отношениями гроссмейстера Хлебникова и его любимой женщины.
Умело замешивая на режиссёрской палитре (это я так про монтажный стол изящно выразился)) шахматные страсти и трогательную лавстори, Микаэлян даёт возможность зрителю оценить ту степень самоотречения, которая необходима большому спортсмену, намекнуть на масштаб жертвенности, которая требуется от его подруги.
Такой микст из шахмат и любви помогает точнее отследить то самое "становление личности" и попереживать от души за симпатичную пару, которая никак не может сначала стать, а потом остаться парой, ибо шахматы эти проклятые и прекрасные ... Упс. No spoiler! ))
Любовная линия, к тому же, даёт дополнительную возможность для демонстрации несомненного актёрского мастерства ещё не "иронично-судьбоносного" Андрея Мягкова в дуэте с одной из главных актрис "интеллектуального" театра и кино СССР - Ларисы Малеванной. Ей богу, она тогда вряд ли уступала Демидовой, Тереховой и Фрейндлих - главным "эмансипе-фаталь с сигаретой в изящных пальцах" нашего кинематографа.
Микаэлян вообще был большой мастер "умной мелодрамы" и выстраивания любовных дуэтов. Спустя 10 лет он снимет один из лучших фильмов такого рода - "Влюблён по собственному желанию".
Нельзя не отметить и крепко сбитый сценарий Леонида Зорина - одного из главных драматургов страны, на тот момент (достаточно напомнить, что это именно по его пьесе сняты "Покровские Ворота").
А отличный сценарий это что? А я вам скажу - это первая и финальная сцена. Они должны запоминаться непременно. Именно так, как запоминаются в "Гроссмейстере".
Сам я посмотрел этот фильм ещё в детстве и запомнил его навсегда. Уж очень я шахматы тогда любил и сильно их историей интересовался. Может всё дело в этом, конечно.
Однако специально пересмотрел (в ужасном качестве, само-собой) этот фильм ещё раз ... Хороший. Даже очень. Хотя и не орёл, конечно.
До "орлов" в моём списке дело ещё не дошло. Пока что я "ястребков" и "соколят" анонсирую.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »