ГОРОД МАСТЕРОВ
(CCCР, Беларусьфильм, 1966)
Режиссёр - Владимир Бычков
В ролях: Георгий Лапето, Марианна Вертинская, Лев Лемке, Савелий Крамаров, Леонид Каневский ...
Пересмотрел ещё раз и повторю то, что говорил когда ещё цветной телевизор в доме считался бесстыдной роскошью: "Город мастеров" - одна из лучших кино-сказок всех времен и народов.
И плевать на то, что фильм обошли вниманием критики и "специалисты". Зато его обожали мы - дети Советского Союза. И негромко, но всё же единогласно, оценили эстеты.
Сам я впервые увидел её будучи ещё дошкольником. И пересматриваю всю свою жизнь, каждый раз - не отрываясь.
Что же такого есть в этой детской кино-сказке, что смогло с одинаковой силой поразить меня -дошкольника и восхищает по-прежнему, независимо от возраста? Много ли на свете таких фильмов, которые с одинаковой силой способны разбередить душу ребёнку, очистить её у взрослого и даже пожилого человека? Как это получилось? Почему так воздействует на меня? И ведь наверняка я не единственный, кто помнит этот фильм с детства и знает его наизусть.
В чём секрет? Что в нём особенного?
Об этом и хочу сказать.
1. Восхитительная пластика. Пластика актёрская - этот фильм можно смотреть как балет и наслаждаться сценическим движением, позами, мизансценами. Особенно хороши и выразительны главные герои - два горбуна / антипода: Караколь и герцог Маликорн. Они как-будто танцуют в каждом эпизоде, не танцуя в прямом смысле. Такое редко увидишь на экране.
2. Изысканная цветовая палитра. Поэт Михаил Львовский об этом совершенно справедливо написал: «Цвет становится элементом драматургии фильма». Костюмы, интерьеры, пейзажи, освещение. Всё это до мельчайших деталей выверенно и воплощено на экране именно как часть драматического воздействия. Все цвета в кадре эмоционально заряжены.
Даже такой, казалось бы, прямолинейный ход как выкрашенные в особый, какой-то мёртвенно-свинцовый, цвет лица злодеев из герцогского окружения отнюдь не кажется примитивной манипуляцией. Наоборот, это - часть общей эстетической и цветовой концепции, не режущая глаз и не раздражающая рассудок.
Работа художников смотрится даже сейчас стильно и практически безупречно.
3. Отличные актёрские работы.
- Великолепен в роли герцога Маликорна - звезда питерской театральной сцены 70-х - Лев Лемке. Один из самых ярких и запоминающихся кино-злодеев из всех, которых я когда-либо видел.
- "Проклятый метельщик" Караколь, в исполнении Геннадия Лапето, идеальный романтический герой - красив, остроумен, отважен и во всём этом великолепии удивительно органичен.
Для Геннадия метельщик Караколь стал ярким дебютом, но его дальнейшая карьера в кино не сложилась. Эпизоды и второстепенные роли да и тех не так много.
- Марианна Вертинская в роли красавицы Вероники - самая настоящая девушка-мечта. Она вошла в эту сказку словно с полотен Боттичелли или Вермеера.
Эта роль словно специально для неё была написана. Нигде и никогда она не была так утончённо-прекрасна, как в "Городе мастеров".
+ целая галерея прекрасных актёров в бэкграунде:
- Зиновий Гердт (одно из первых его появлений в кино).
Безымянный художник, не сказавший на экране ни единого слова и проживший не более пары минут, но врезающийся в память сразу и навсегда. Помню как я мальчишкой был несказанно рад узнав его через год в несравненном Паниковском! )
- Савелий Крамаров - как всегда бесподобно уморителен в роли жениха-неудачника, прихвостня и недотёпы. Именем его персонажа (Клик-Кляк) у нас во дворе окрестили одного малосимпатичного пацанчика.
- Леонид Каневский - шпион и держиморда, предсказавший в этой роли будущего галантерейщика Бонасье.
- Павел Шпрингфельд - лизоблюд-бургомистр и отец Клик-Кляка. Он был королём эпизодов подобного амплуа.
- Роман Филиппов - туповатый барон, о голову которого Вероника бьёт посуду.
- Весьма колоритен в роли Гильома (советника герцога) - хороший артист Александринки Игорь Комаров, для которого эта роль тоже осталась самой яркой киноработой.
- В роли трубочиста здесь снялся даже будущий отце Кристины Орбакайте - Миколас Орбакас.
Больше он в кино не снимался, кстати.
- городского музыканта дядюшку Тимолле сыграл композитор фильма Олег Каравайчук.
Но о великом Каравайчуке разговор вообще отдельный. Оставлю его личность и его творчество немного стороне, в надежде на тот самый "отдельный разговор" в будущем.
4. Однако, с умным видом рассуждая про "Город мастеров", я просто обязан сказать, что его волшебная музыка тоже - важнейший "элемент драматургии", если воспользоваться формулой Михаила Львовского.
Готическая мрачность в ней переплетается с фолковой пасторалью, сарказм и пародия с сакральными интонациями. Без этой музыки фильм потеряет свой эстетический стержень. Тот стержень, на который нанизаны и пластика, и цвет, и текст, и даже сюжетные повороты. Музыкой Каравайчука прошита вся кино-ткань. Даже когда она не звучит, она всё равно ... звучит. Мне так кажется.
С детства мне врезалась в память мелодия торжественного марша во славу герцога Маликорна. Я напевал её во время мальчишеских игр, празднуя победу или высмеивая какого-нибудь надутого индюка-задаваку.
А песня про метлу - непременная часть моего мальчишеского вокального репертуара. Где-то рядом с "жил-был Анри Четвёртый" или "как-то шёл Сатана, Сатана скучал". Да, именно такие песни были в фаворе у меня и моих друганов )
Вот я и смонтировал ролик с фрагментами из фильма и песней метельщика. Предлагаю глянуть всем честным людям, любящим кино и музыку )
5. Операторская работа. Конечно же, без умного и изобретательного глаза по ту сторону объектива вся эта красота была бы просто невозможна.
За камерой работали два оператора:
Михаил Ардабьевский
Александр Княжинский
Оба они закончили ВГИК в 1960 году, оба начинали на "Беларусьфильме". Вместе они сняли свою первую картину "Письма к живым" (1984), которую, в первую очередь, отличала именно нестандартная, даже экспериментальная операторская работа. "Город мастеров" стал их вторым фильмом.
В дальнейшем их творческие пути разошлись.
Ардабьевский снимет в последствие ещё несколько хороших картин: Служили два товарища, Корона Российской Империи, Автомобиль, скрипка и собака Клякса, Когда наступает сентябрь.
А Княжинский и вовсе станет одним из лидеров советской операторской школы, мастером мирового уровня. На его боевом счету такие выдающиеся фильмы как Я родом из детства, Ты и я, Осень, Подранки, Сталкер, Из жизни отдыхающих.
***
Будет несправедливо, если я не замолвлю хотя бы пару слов ещё про нескольких "Мастеров", имеющих прямое отношению к созданию сказочного "Города".
Тамара Габбе - ленинградская писательница и переводчик. Это по её пьесе был написан сценарий фильма.
Габбе прожила очень непростую жизнь. Наверное даже трагическую. Такое было время. Репрессии, война, Блокада, болезни и гибель близких. А она писала красивые и светлые сказки для детей.
Кстати, ещё одна популярная в СССР кино-сказка также снята по её пьесе - "Кольца Альманзора".
Николай Эрдман - знаменитый советский драматург (Самоубийца, Мандат) и киносценарист (Дом на Трубной, Весёлые ребята, Волга-Волга, Смелые люди, Морозко).
Именно он написал сценарий "Города мастеров" по мотивам пьесы Тамары Габбе.
Судьба Эрдмана тоже отнюдь не розами усыпана. Там и арест с последующей ссылкой, и Сталинская премия. И запрет на его пьесы, и всесоюзная слава.
Александр Бойм - художник-постановщик фильма.
Для 27-летнего художника "Город мастеров" стал первой самостоятельной работой в большом кино. И работа оказалась настолько заметной, что на неё обратили внимание самые выдающиеся режиссёры. В дальнейшем он был художником на многих замечательных фильмах: Король-Олень, Дворянское гнездо, Ты и я, Спасатель, Женщина в белом, Слёзы капали, Романовы.Венценосная Семья.
Вершиной его кино-творчества безусловна стала работа с Андреем Тарковским над "Сталкером".
Но если меня сейчас спросить: где работа художника-постановщика более важна и сильна - в "Сталкере" или в "Городе мастеров"? Честное пионерское, я задумаюсь над ответом.
Пора наверное закругляться и заитожить. Начинаю сей процесс без проволочки)
Фильм считаю безупречным с точки зрения эстетики, философского наполнения и эмоционального вовлечения в происходящее на экране. Вот так. И только так!
Умели же когда-то у нас снимать. И ведь не требовалось для наших "Мастеров" никакой компьютерной графики, никаких мега-бюджетов и прочей фанаберии. Они, как и положено подлинным мастерам, просто любили своё дело и уважали тех, для кого его делали. Детей уважали. Детей, которые, благодаря их фильмам должны стать лучше.
Мне остаётся только снять шляпу и склонить голову перед шедевром, любовь к которому я пронёс через всю свою жизнь.
А для тех, у кого остались силы и желание я смонтировал что-то вроде фан-клипа из фрагментов любимого фильма. Посмотрите и (надеюсь) не пожалеете.
Я, тем временем, стрельбу окончил. Боезапас израсходован полностью.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »