60 любимых фильмов о спорте и спортсменах
#57. Голубой лёд (СССР, 1969)
Режиссёр: Виктор Соколов.
В ролях: Александр Горелик, Наталья Седых, Маре Хелластэ, Тамара Москвина, Сергей Кононыхин.
У этой картины были все необходимые предпосылки, чтобы стать если не шедевром, то кино-событием и лидером проката.
Была козырная тема - фигурное катание, которое было в СССР самым любимым видом спорта, наряду с хоккеем и футболом. Но если футбол-хоккей всегда оставался чисто мужской территорией, то "фигурка" объединяла у экранов всю огромную страну.
Был, находящийся в расцвете лет и сил, казавшийся очень перспективным режиссёр - Виктор Соколов, снявший за несколько лет до этого один из главных фильмов "оттепели" (закрывший, по сути, эту яркую страницу в истории советского кино) - "Друзья и годы" (1965).
Была крепкая пара сценаристов - один из самых одарённых советских прозаиков - Юрий Нагибин, весьма преуспевший в сценарном деле. На "боевом счету" Нагибина уже были: легендарный "Председатель", великолепная "Девочка и эхо", незаслуженно нынче забытое "Бабье царство".
А в том же 1969г. на экран выйдут ещё три выдающихся фильма ("Красная палатка", "Чайковский" и "Директор"), снятые по сценариям Юрия Марковича.
В создании сценария Нагибину помогал небезызвестный Цезарь Солодарь, в качестве "специалиста по спорту".
За камерой стоял надёжный оператор - Виктор Чечулин, снявший год назад "Мёртвый сезон".
И, наконец, главные роли исполнили мужественно-вальяжный олимпиец - Александр Горелик и нервно-нежная "всесоюзная Настенька" - Наталья Седых, которые идеально смотрелись в кадре.
Александр Горелик - знаменитый фигурист -парник, серебряный призёр Олимпиады в Гренобле (в паре с Татьяной Жук). Доподлинно знаю, что большая часть женской аудитории (не только в СССР, кстати) болела на той Олимпиаде-68 именно за пару Жук-Горелик, а не за великих Белоусову и Протопопова. Причиной тому было мужское обаяние Горелика.
Наталья Седых тоже попала в этот фильм не случайно. Она с четырёх лет занималась фигурным катанием. Именно благодаря фигурному она попала в кино, сыграв небольшой эпизодом в том самом "Штрафном ударе", о котором я недавно рассказывал. Благодаря фигурному катанию её заметил однажды и Александр Роу. Великий сказочник увидел в ней Настеньку для своего "Морозко". Эта роль сделала юную Наташу Седых любимицей всего Союза.
На момент съёмок в "Голубом льду" Седых заканчивала хореографическое училище (училась у знаменитой Суламифи Мессерер, тётки и приёмной матери Майи Плисецкой), после чего была принята в балетную труппу Большого Театра.
Кстати, роль в "Голубом льду" стала первой (и осталась единственной) главной ролью Седых в серьёзном драматическом фильме.
Кроме пары Горелик-Седых в этой камерной, по сути, картине больше нет значимых персонажей. Зато есть ещё пара знаменитостей в качестве камео: легендарный комментатор Сергей Кононыхин и чемпионка СССР 1969 (в паре с Алексеем Мишиным) в парном катании -Тамара Москвина, будущий великий тренер, которая в этом фильме играет ... тренера главных героев.
Таковы исходные данные.
Да, судя по исходным, картина могла и должна была стать выдающейся. Но не стала. Она была изругана критиками и холодно принята зрителями.
Почему так произошло? Попробую разобраться и пройду по порядку по всем "исходным".
Тема.
Зрители ждали от фильма ледовой феерии. Захватывающего шоу. А получили психологическую драму камерного свойства. Изматывающие тренировки и туманные разборки занимают бОльшую часть хронометража.
Режиссёр.
Соколов, как мне кажется, захотел снять что-то арт-хаусное (хотя тогда этот термин ещё не был в ходу), в духе французской "новой волны". Но у мосфильмовского руководства, скорее всего, было иное видение будущей картины. Им, наверняка, нужна была очередная пафосная агитка о победительной силе советского спорта. Эти противоречия явно сказались на качестве картины. Получилось ни рыба, ни мясо, с точки зрения режиссёрских акцентов и авторской концепции.
Сценарий.
Есть подозрение, что сценарий был намного интересней в своём изначальном виде. Заявленный спортивно-любовный треугольник оказался на экране явно недокрученным. Линия соперницы/разлучницы просто схлопнулась едва обозначившись.
Диалоги а ля "нувель вог" выглядят то манерными, то истеричными, то сомнамбуличными.
Взаимоотношения между главными героями больше похожи на отношения, свойственные артистической богеме, чем спортсменам экстра-класса. Они захлёбываются в рефлексии.
Вряд ли такой мастер психологических портретов и сюжетных поворотов как Нагибин мог позволить себе подобные оплошности.
Оператор.
Вот к оператору, как мне кажется, никаких претензий быть не может. Визуализация - самое сильное место "Голубого Льда".
Артисты.
Они замечательно смотрятся вместе и по отдельности. Камера их любит. Недостаток опыта и актёрских навыков их киногеничность вполне могла бы нивелировать, но ... не смогла. Причины кроются в том, что я написал относительно режиссёрской работы и сценарных оплошностей.
Итог: картина не стала событием в кинематографическом плане. Она так и осталась единственным советским художественным фильмом о фигурном катании.
С точки зрения художественной значимости - провал.
Но ... пришло новое время. Время нового всплеска любви к отечественному фигурному катанию. Время бесконечных ледовых шоу и последовавших за ними фильмов и сериалов о фигурке.
Вот тут я и увидел разницу между неудачным советским фильмом и новыми "блокбастерами".
Разница эта напоминает мне разницу между птенцом, выпавшим из гнезда, и раскормленным бройлером, зажаренным на гриле.
"Голубой лёд" выпал из чуждого эстетического гнезда и не смог взлететь. Но он оставался птицей. Потенциально он мог взлететь. Он пытался и старался. Не получилось.
Современные бесконечные "льды" расчётливо раскармливались непомерными бюджетами и штампованными сюжетами, выращивались в клетке голливудо-поклонства и зажаривались на горячем огне рекламного хайпа, после чего скармливались публике до степени тошнотворного обжорства безвкусным продуктом. Фильмы-бройлеры.
Я выбираю птенца.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »