Этот фильм катапультировал младшего из Скоттов на орбиту славы и обеспечил ему интерес со стороны голливудских продюсеров. Впрочем, только через 3 года ему дадут снять свой первый фильм в Голливуде (великолепный Top Gun).
"Голод" - далеко не кино-шедевр, конечно, но снят красиво, местами даже слишком, по нему теперь можно изучать модные тенденции 80-х (речь не только о кино-моде).
Тони Скотт одним из первых здесь применил то, что принято называть "клиповое мышление" - первая треть фильма снята именно в клиповом ключе и именно она является самой интересной его частью.
Происходящее на экране увлекает и завораживает, картинка выстроена безупречно, саспенс и экшен сбалансированы почти идеально, есть эпизоды, которые остаются в памяти надолго, если не навсегда - взять хотя бы блистательное начало картины с Питером Мерфи (если кто не в курсе, это солист популярной в 80х ново-волновой группы Bauhaus), мечущимся по клетке под песню про мёртвого Белу Лугаши (Bela Lugosi’s Dead)
или сцена внезапного старения Джона (так зовут персонажа Боуи).
Однако ж, фильм начинает медленно обмякать и скукоживаться как только умирает этот самый Джон. Без него картине явно не хватает именно того, чем она захватывал в начале - динамизма, стильности и обаяния порочной загадки.
Действие вроде бы и развивается, но становится уже слишком манерным и понты нереализованных заявок на интеллектуальность уже слишком очевидны.
Порочный эротизм еще вроде бы и получает свой шанс в сцене лесбийских игрищ двух восхитительных тел (Сарандон и Денёв), но на экране это больше похоже на рекламу готической мебели, чем на жгущую напалмом страсть вампирессы и жертвы её порочных наклонностей.
Таинственная атмосфера постепенно выветривается через дыры в явно недоработанном сценарии. Картинка всё ещё красива, но уже холодна и есть ощущение, что фильм застыл у зеркала и кайфует от собственной гламурной красоты. Но что может быть скучнее этого? Только предсказуемость сюжетных поворотов и пафосная пустота вместо авантюры и страсти. Верно? Отож. Именно это зритель и получает на выходе...
Однако, что-то я уж слишком изругал дебютную картину симпатичного мне, в сущности, режиссёра. Ведь не могу же я забыть то ощущение сумасшедшего драйва, которое охватило меня почти 30 лет назад, когда мы, компания меломанов и синефилов, сгрудившись вокруг телика, как заворожённые смотрели с таким трудом раздобытую мной видео-кассету фильма, который моментально стал культом в СССР?
Ну да, уже после первого просмотра он мне показался затянутым и пафосным, и чем ближе к концу, тем хуже. Уже тогда появилось ощущение, что меня как-будто обманули и подсунули красивый фантик без конфеты внутри, как тому мальчику Серёже...
но ведь не только присутствие Боуи на экране, не только Питер Мёрфи в клетке, не только голые Денёв и Сарандон, в расцвете лет и красоты, извивающиеся друг на друге, заставляли меня раз за разом пересматривать этот фильм при каждой новой возможности? Так что же?
Пересмотреть что ли? Может я что-то в нём так до сих пор и не разгадал?
Решено. Пересмотрю на днях.