ФРАНЦУЗСКИЙ СВЯЗНОЙ / The French Connection
(США, 1971, режиссёр - Уильям Фридкин, в гл.ролях: Джин Хекман, Рой Шайдер, Фернандо Рей)
Французский Связной - картина революционная. Нынешнему поколению киноманов, наверное, сложно уже оценить насколько прорывным был этот фильм. Но именно он переформатировал целый жанр (полицейский триллер).
До "Связного" на экране нельзя было даже представить такого полицейского как "Попай" Дойл.
В своей реальной жизни граждане Нью-Йорка и других мегаполисов имели дело именно с такими как Попай, но на киноэкранах показывали совершенно других копов.
В "допопайскую" эру полицейские в фильмах представали в трех вариантах. Условно говоря, линейка моделей была такова:
1. Обитатели классических детективов - ухоженные джентльмены с маникюром и хорошими манерами.
2. Комедийные недотепы, которых ловкие авантюристы легко обводят вокруг пальца.
3. Благородные, но медленно спивающиеся умники из нуаров. Чаще всего, уже уволенные из органов и подрабатывающие частным сыском
Жующий на ходу огромный бигмак "Попай" Дойл вошел в кадр прямо с нью-йоркской улицы. Он реалистичен и натурален, как сама уличная правда.
Грубый, необразованный, не очень умный, плохо одетый, неопрятный, пьющий, колючий и циничный в своей неустроенной обыденной жизни, он мгновенно преображается, когда необходимо делать то, что он должен и для чего рожден: следить, догонять, добывать и выбивать показания, наказывать.
Блистательная работа Джина Хэкмэна в роли Дойла принесла ему заслуженный Оскар и навечный статус одного из лучших актеров американского кино.
Было бы странно, если сермяжно-натуральный герой действовал бы в надуманно-романтичной атмосфере и продуманно - стерильном мире, характерном для "Фабрики Грез".
Уильям Фридкин (Оскар за режиссуру в обход великих Кубрика и Богдановича) не допускает подобных стилистических просчётов в "Связном". Нью -Йорк в фильме предстаёт таким же неопрятным и приземлённым как сам Попай.
"Фабрика Грез" уходит в светлое прошлое. Фридкин становится безжалостным киллером для Дрим Фэктори. Его "Связной" - один из символов того, что назовут "Новым Голливудом".
Сюжетные коллизии "Французского Связного", взаимоотношения персонажей между собой, с законом, с обществом предельно правдоподобны. Психологические мотивации, отсутствием или надуманностью которых грешит большинство криминальных драм, точны и убедительны.
Но не только в умении создать реалистичную атмосферу и добиться настоящей "правды характеров" заключалось оскаро-увенчанное режиссёрское мастерство Фридкина. Фильм безупречен по кино-ритму и экранной динамике.
Несколько сцен и эпизодов, целый ряд постановочных трюков стали хрестоматийными. Трюки тоже поражают, в первую очередь, своей реалистичностью на грани документализма.
Отдельно следует отметить сцену погони под мостом сабвея. Абсолютная классика!
Печально, что такой выдающийся режиссерский талант, каким обладал Фридкин, не был достойным образом реализован.
Легенда Голливуда уже много десятков лет снимает один провальный фильм за другим.
Следом за "Френч Коннекшен" Уильям Фридкин снял знаменитого "Экзорциста", после которого его талант словно выключили. Как будто кто-то выдернул штепсель из розетки.
Дальше были одни неудачи. Единственное исключение - "Жить и умереть в Л.А." (1985). Впрочем, и этот фильм большой удачей не назовешь, во всяком случае, с точки зрения кассы.
P.S. The French Connection II снял уже другой режиссёр (Джон Франкенхаймер), но продолжение оказалось намного слабее и главная причина этого - отход от заданного Фридкиным направления движения - предельный реализм во всём.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »