ДЬЯВОЛЫ / Les diables

Им никто не нужен. Но их не оставляют в покое.

ДЬЯВОЛЫ / Les diables (Франция, 2002)

Режиссёр - Кристоф Ружжиа

В главных ролях: Адель Энель, Венсан Ротье

Их двое. Брат и сестра. Двое против всех. Двое в поисках дома, который существует только в их воображении, но они отчаянно его ищут.
 Точнее, ищет он, а она больна аутизмом, окружающий мир вгоняет её в ступор при прямом соприкосновении с ним. Вывести ее из этого ступора может тоже только он - её брат.
 Брат убеждён, что сможет её вылечить, если найдёт тот самый дом. Убеждён, что только он может ей помочь.

У них есть общая цель и общая тайна.

 Они сбегают из всех приютов, уходят от любой погони, они бегут не останавливаясь, бегут, обходя капканы, выплёвывая наживку и перегрызая любые сети. Они боятся остановиться.
 Им никто не нужен. Но их не оставляют в покое.

 
 
Режиссёр - Кристоф Ружжиа В главных ролях: Адель Энель, Венсан Ротье Их двое. Брат и сестра. Двое против всех. Двое в поисках дома, который существует только в их воображении, но они отчаянно его ищут.-2
 

 

 
 
Режиссёр - Кристоф Ружжиа В главных ролях: Адель Энель, Венсан Ротье Их двое. Брат и сестра. Двое против всех. Двое в поисках дома, который существует только в их воображении, но они отчаянно его ищут.-3
 

Фильм великолепно сделан ритмически - от экстатичной экспрессии к завораживающей медитативности и обратно в бега.

 Но основное достоинство картины, на мой взгляд, это гениальная игра подростков - главных героев. Оба исполнителя - и Адель Энель, и Венсан Ротье - сейчас входят в число тех, кто считается надеждой национального кинематографа Франции. "Дьяволы" стали для них дебютом.

 
 
Адель Энель
 
 
 
Венсан Ротье
 
Адель Энель получила две подряд национальных кинопремии Сезар - в 2014 за женскую роль второго плана в фильме "Сюзанн" и за главную женскую роль в комедийной мелодраме "Истребители" 2015 года. До этого она дважды номинировалась на Сезар как "самая многообещающая актриса" в 2008 и 2012 годах.
Венсан Ротье трижды номинировался на Сезар. Дважды как "самый многообещающий актёр" - 2005 ("Пассажир") и 2009 ("Я знаю, что моя мать жива") + за роль второго плана в фильме Жака Одиара "Дипан" (2015).
Но, пожалуй, самой значимой его работой стала роль Жана Ренуара - сына великого художника и будущего великого кинорежиссёра в фильме "Ренуар. Последняя любовь" (2012)

 

Обязательно надо отметить мощную и уверенную режиссуру загадочного Кристофа Ружжиа, непонятно откуда возникшего и снова исчезнувшего, словно растворившегося... только через 10 лет он снимет следующий фильм ("В смятении") и  опять исчезнет.
 Ошеломляющее впечатление и послевкусие (у меня лично) оставили "Дьяволы" после просмотра. Шедевр?
Пожалуй, что всё-таки немного не дотягивает. Такую оценку не позволяют мне вынести некоторые сюжетные провалы, и натяжки. Заметны и актёрские огрехи "взрослых" исполнителей, режущие глаза на фоне фантастической органики главных героев. Есть и менее значимые претензии к фильму.
 Но то, что "Дьяволы" - выдающееся явление современного европейского кино - в этом у меня нет и тени сомнений.

Есть и ещё один пунктик, на который нельзя не обратить внимание: многих может оттолкнуть пульсирующий на протяжении всей картины нерв пубертатного влечения между "братом и сестрой", который в момент максимального напряжения прорывается наружу. Напряжение это, в самом эрегированном виде и в самом буквальном смысле, воплощается в экстатичной сцене отчаянного не очень-то "братского" петтинга.
 Но лично я уверен, что этот мотив важен для понимания главной идеи, и реализован он виртуозно, но без излишней скабрезности.

Driver Pete, 2009

-------------------

P/S/ - Через 10 лет после написания мной этой статьи 30-летняя Адель Энель поведает миру в скандальном интервью, что режиссёр фильма "Дьяволы" Кристоф Ружжиа домогался её (12-летнюю девочку) на съёмках картины ("целовал в шею и трогал бедра") и продолжал домогательства уже после съёмок. Благодаря такому признанию Энель стала лицом французского движения #me too, а Ружжиа был подвергнут обструкции и исключен из Французского сообщества кинорежиссёров.

 
 
Кристоф Ружжиа и Адель Энель
 

В 2022 Адель Энель и вовсе заявила, что уходит из кинематографа, в знак протеста против царящих в киноиндустрии нравов.

«Я больше не участвую в создании фильмов по политическим причинам. Потому что киноиндустрия патриархальная, реакционная и расистская" - заявила "надежда французского кинематографа", объясняя свой уход.

---------------

Я не хочу и не могу ковыряться в подробностях этой истории. Скажу лишь, что на моё отношение к фильму это никак не повлияло. Произведения живут своей жизнью, сепарированной от жизни их создателей. В этом я глубоко убеждён.

Фильм "Дьяволы" является нынче, своего рода, "проклятым и забытым шедевром" французского кино. Его лишили показов и упоминают теперь только в скандальном контексте. Увы.

 

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »