ДОБЫЧА / La curée

                                                 ДОБЫЧА / La curée
(Франция, 1966, режиссёр - Роже Вадим, в главных ролях: Джейн Фонда, Мишель Пикколли, Питер МакИнери, Тина Омон)

 Последний достойный фильм, снятый Роже Вадимом (да простят меня поклонники культовой «Барбареллы»).
 «Добыча» - весьма интересная кино-версия романа Эмиля Золя.
Действие романа перенесено в Париж середины 60-х, причём оно адаптировано к этому времени без какого-либо ущерба для развития фабулы и основной идеи. Скорее напротив – этот временной сдвиг лишь заострил и высветил то, что у Золя в тексте частенько тонуло в многословных деталях и пояснениях (старик Эмиль, между нами говоря, бывал жутким занудой, со своим "натур-социализмом").
 
 Не самый выдающийся роман классика получил реанимационный импульс в атмосфере Парижа, накануне «студенческой революции».
 История греховной страсти мачехи и пасынка и последующей изощрённой мести со стороны хладнокровного и безжалостного бизнесмена Саккара снята Роже Вадимом в динамичной манере, без излишней сентиментальности (которой грешил Золя) и вполне убедительно.
 Увлекательное кино получилось. На мой взгляд, в чём-то даже превосходящее классический первоисточник.
 
 Отдельно хочется сказать об атмосфере Парижа 60х. Мне интересно было то, как выглядела, как развлекалась и чем увлекалась «золотая молодёжь» именно тогда, за год с небольшим до знаменитых беспорядков 1968г. Было весьма любопытно на это посмотреть глазами Роже Вадима через призму Золя.

 Однако, главным залогом успешной экранизации, в данном случае, стал всё-таки точный выбор исполнителей. О которых и замолвлю ещё несколько отдельных словечек.

 Джейн Фонда – её Рене Саккар несколько отличается от того эфемерного существа, которое описал в своём романе Золя. В киношной Рене куда больше жизненной силы и женской хватки (впрочем, это ей мало помогло).
 Фонда играет её со смаком, камера оператора (Клод Ренуар, племянник великого режиссёра и внук не менее великого художника) откровенно любуется породистой и самоуверенной самкой, привыкшей брать и покорять, бездумно и жадно.
 Внезапно настигшая Рене серьёзная любовь становится для неё катастрофической неожиданностью, вышибающей все эгоцентрические опоры из-под стройных ножек. Страсть, лишившая Рене её главной силы – животного эгоизма, нагрянула как неизлечимая болезнь, с которой у неё нет сил справляться.
 Эта роль стала первой серьёзной драматической ролью для наследницы великой кинематографической фамилии. И первой для Джейн Фонда в статусе официальной (третьей, если я не сбился со счёта) жены Роже Вадима.
 Для самой 27- летней Джейн это был первый брак. И это была её вторая роль в фильмах Вадима. Первая – в фильме «Карусель» (1964), когда они ещё не были женаты, создавалась на рефлексах и штампах. Там не требовалось от Фонды реального актёрского мастерства. Именно в «Добыче» мир впервые увидел выдающуюся актрису, а не старлетку.

 Это, конечно, не самая великая роль Фонды, но это был серьёзный шаг в её карьере.
  Роже Вадим не пошёл по этому пути дальше, не стал раскрывать Джейн как интересную драматическую артистку. Уже через год выйдет та самая «Барбарелла», где от Фонды потребуется только идеальная фигурка и сексуальная кошачья повадка. Именно в «Барбарелле» Вадим разденет её догола уже в первых кадрах и цинично прокомментирует это кино-событие:

«Зрители ждут момента, когда актриса разденется, это отвлекает их от просмотра. Поэтому я раздел её сразу, чтобы успокоить инстинкт и дать возможность смотреть дальше»

(не ручаюсь за дословность цитаты, но суть была такова).
 Начиная с "Барбареллы" Вадим окончательно увлечётся откровенной и абсолютно безвкусной эксплуатацией.

 Но зритель не прощает такого циничного отношения к себе. Вадим скоро потеряет и интерес зрителя, и уважение ценителей.
 Но ещё раньше он потеряет Фонду, чья фамильная амбициозность не позволила ей остаться в роли всего-лишь сексуального манекена, эксплуатируемого творческим импотентом - мужем.
 Нашлись «люди в Голливуде», которые предоставили ей творческой реализации и войти в историю кино в качестве одной из лучших актрис своего поколения.
 Фонда ушла от Роже Вадима в 1973г.

 Мишель Пикколли (Саккар)– тоже не очень похож на того Саккара, который был описан Золя. Но об этом, странным образом, совершенно забываешь уже через несколько секунд после его появления в кадре.
 «Костюмчик Саккара» сидит на нём как влитой. Пикколли идеально подошёл по психотипу, по темпераменту и внешне, на роль умного, безжалостного и самовлюблённого нувориша. Здесь и добавить-то нечего. Великий артист.
 
 Питер МакИннери (Максим, сын Саккара) – а вот этот парень удивил меня изрядно. Его гармоничное существование в кадре, изящно выписанный рисунок роли, уверенное партнёрство в дуэтах с матёрым Пикколли и обворожительной Фондой, с ходу убедили меня в его безусловной артистической одарённости.
То, что его дальнейшая карьера в кино не получила соответствующего развития, остаётся для меня загадкой. «Добыча» так и осталась самой заметной (если не единственно значимой) его киноработой.
 
 Для проформы упомяну и тот факт, что в "ДОбыче" дебютировала (в роли подружки Максима) довольно популярная в 70х актриса – Тина Омон. Впрочем, здесь от неё не потребовалось ничего, кроме демонстрации безупречного экстерьера и девичьей непосредственности.
 
 Фильм весьма рекомендую тем, кто интересуется удачными экранизациями классики, кого привлекают 60-е, кто не ровно дышит к Джейн Фонде и просто тем, кто любит добротные французские картины.

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »