ДЕВОЧКА И ЭХО
(СССР, 1964, режиссёр - Арунас Жебрюнас, в гл. ролях: Лина Бракните, Валерий Зубарев)
Не было тогда в Советском Союзе мальчишки, который бы не влюбился в Лину Бракните! Во всяком случае, я с такими не был знаком )
В середине шестидесятых она сыграла всего в трёх фильмах: сказочная танцовщица - мятежная Суок из "Трёх толстяков"
отчаянная правдолюбка Дубравка
и "чокнутая" охотница за эхом - Вика (это был её дебют).
И всё! Она стала культом, мальчишеским идеалом.
Причём, любили её не за красивые глазки (как позже влюблялись, к примеру, в Мальвину). Она пленяла своей личностью: потрясающая внутренняя свобода, притягательная раскрепощённость, искренность и какая-то человеческая надёжность.
Казалось на неё можно было положиться во всём и доверить самое сокровенное - она поймёт обязательно.
Не упомню больше подобного девчоночьего феномена в нашем кино. Да и в мировом не так много. Юные Джоди Фостер или Ана Торрент, может быть.
Но вернёмся к фильму.
Если коротко и самую суть, то "Девочка и эхо" - история одного предательства.
То, что предательство это - "детское", не делает его менее подлым, скорее наоборот, оно (детское) выявляет самую подноготную низость предательства. Беспощадно оголяет неумолимый вердикт - всякий предатель предаёт, в первую очередь, самого себя. Предаёт, в угоду какой-то никчёмной выгоде, но в итоге, теряет самоуважение и, как следствие, почву под ногами. Не зря говорят: "под ногами земля горит". Горит от искры того пожара, который неминуемо разгорается в душе. Если она ещё есть - душа. А у детей она всегда есть. Пока ещё есть.
Шансов что-то исправить у предателя может уже и не быть, ибо всякое предательство - шаг навстречу бездне, в которой одна измена порождает другое и конца этому нет. И выгоды предавший уже не ищёт, он просто спасает свою шкуру.
Вот такая история. Об этом и фильм. Поставлен он по рассказу замечательного мастера короткой литературной формы - Юрия Нагибина.
Авторы фильма сместили некоторые акценты, облекли фабулу в потрясающую по своей выразительность визуальную форму и случился тот редкий случай, когда фильм превосходит, по всем статьям, литературную основу.
В этом заслуга не только юной исполнительницы. Не менее важную, а точнее - главную роль в этом кино-феномене сыграл великий оператор Йонас Грицюс, ученик другого великого оператора - Андрея Николаевича Москвина (трилогия о Максиме, С.В.Д., Иван Грозный, Овод, Дама с собачкой).
Грицюс сотворил на экране самую настоящую кино-поэму. Он зарифмовал красоту моря и прибрежных скал с очарованием 12-летней девочки - дикарки.
Балетные ножки, чистые глаза, белое платьице в горошек и охотничий рог в руке.
Образ Вики - один из самых поэтичных во всём мировом кино, на мой взгляд.
Пожалуй, именно это потрясающее мастерство оператора и выводит картину из разряда "детских нравоучилок" на уровень кино-шедевра (я считаю именно так, во всяком случае).
Картину, кстати, за пределам СССР оценили весьма высоко, отметили многочисленными премиями, а у нас показывали только на утренних сеансах. Фильм был "для детей".
Удивительный факт - Йонаса Грицюса в том же году снял "Гамлета", а в следующем (1965) году снимет "Никто не хотел умирать".
3 таких разных фильма за полтора года, и все три - образец выдающегося операторского мастерства! Изящная "Девочка и Эхо", принц-философ и герои советского вестерна. Три абсолютно разные эстетические концепции.
Конечно, нельзя не сказать и о режиссёре картины. Ученик Михаила Ромма - Арунас Жебрюнас - художник по первому образованию. Этот факт не мог не сыграть свою роль при съёмках первого самостоятельного режиссёрского фильма (до этого на его счету была пара совместных с другими постановщиками лент).
Глаз художника чувствуется в каждом кадре. Общая концепция принадлежит именно ему. Выбор оператора, исполнителей ролей и окончательный монтаж - тоже на совести режиссёра. И его совесть художника абсолютно чиста в отношении этой картины.
Но первый фильм так и остался лучшим в фильмографии Жебрюнаса. И не то чтобы не было на его счету ничего особо значимого. Были и неплохие картины: трогательная детская история - "Красавицы", мюзикл на музыку Вячеслава Ганелина - "Чёртова невеста", литовский вариант Ромео и Джульетты - "Ореховый хлеб" и даже экранизация пьесы не абы кого, а целого Жана-Поля Сартра - "Игры хамелеона".
Кто их сейчас помнит? Вот и я так думаю.
Самый большой успех в режиссёрской карьере Жебрюнаса пришёлся на долю телефильма "Богач, бедняк". Я не самый большой поклонник этого мини-сериала (слишком люблю книгу Ирвина Шоу, видимо). Но факт успеха не могу не отметить.
Фильм про "странную" девочку" стоит в этом ряду особняком. Гораздо выше, на мой взгляд. Как минимум, в плане художественного воплощения.
На порядок выше.
Вот и вернёмся давайте к балладе о девочке со взморья. Точнее к исполнительнице этой роли.
Лина Бракните не стала кинозвездой, во ВГИК ей поступить не удалось. Наверное, и слава Богу. Редко случается, чтобы дети, которые так органичны, которых так любит камера, сохраняли бы это качество и во взрослой жизни. ВГИК тут не поможет (чаще случается, что всё испортит, как показывает жизнь).
Яркий пример тому - девочка-звезда того же поколения Елена Проклова, Будучи подростком Проклова жила в кадре так, что едва ли не переигрывала своих (великих, если помните) взрослых партнёров. А потеряв детскую харизму, стала довольно ординарной актрисой.
Нынче и вовсе затесалась в ряды многочисленных теле-фриков.
А Лина Бракните так и осталась нестареющей кино-легендой из моего детства, одним из символов 60-х.
Ещё один важный персонаж фильма (в рассказе Нагибина "Эхо" он был главным, кстати) - мальчик по имени Роман (в фильме его зовут Ромас). О нём тоже надо сказать пару слов.
В финале картины авторы дали ему надежду на то, что всё можно исправить ("Подумаешь, крабы. Они только и умеют, что ползать. Ты эхо поймай!").
Эта надежда стала и своего рода предзнаменованием для исполнителя роли Романа - Валеры Зубарева.
Пройдёт 3 года и парень исправит свою кинематографическую "карму" - Зубарев сыграет персонажа, который станет своеобразным нравственным камертоном целого поколения - Генка Шестопал из "Доживём до понедельника".
Он "поймал своё эхо" и выпустил счастье из клетки.
Помните: "Счастье, это когда тебя понимают".
Вот такие фильмы снимали во времена моего детства. Счастлив, что я вырос именно на них.
Мне уже много лет и я могу без стеснения сказать: этот фильм меня кое-чему научил. Очень стыдно мне было "за того парня", предавшего и девочку, и эхо, и самого себя. Ни за что не хотел я оказаться на его месте. Всю жизнь я потом старался не повторить его ошибку.
Может ли быть более высокая оценка для "детского" фильма?
Driver Pete, 2010. Окончательная редакция -04.04.2024
А сегодня ночью, после того как отредактировал и дополнил эту свою старую публикацию, я смонтировал из фрагментов фильма и хорошей музыки ролик, как дополнение к статье. Который, согласно традиции, предлагаю посмотреть всем честным людям, любящим доброе кино и красивые песни. Надеюсь, что не зря старался )
Заморский ютуб по-ханжески заблокировал этот ролик по весьма сомнительной причине. Поэтому смотрите по ссылке на ВК видео или Мой Мир.