БАТРАК / The Hired Hand
(США, 1971, реж. - Питер Фонда, в гл. ролях: Питер Фонда, Уоррен Оутс, Вирна Блум)
"Батрак" вышел в прокат на волне такого знакового кино-явления, как "анти-вестерн" и, по идее, он должен был разделить культовый успех "с оттяжкой" таких ревизионистских образцов жанра, как "Маккейб и миссис Миллер" Роберта Олтмана, "Дикая банда" и "Принесите мне голову Альфредо Гарсия" Сэма Пекинпа, "Иеремия Джонсон" Сидни Поллака и прочих анти-вестернов, снятых на переломе 60х-70х. ОДнако, этого не случилось. Попробуем разобраться почему? И почему я, при всей моей любви к Питеру Фонде, долгое время даже не подозревал о существовании такой картины?
Даже среди всех, перечисленных мной выше, культовых картин этот фильм стоит особняком, по своему меланхоличному настроению, по особой "психоделической" визуализации, по глубине психологизма. Критики очень метко назвали его "хиппи-вестерн".
Такой вариант "вестерн-кроссовера" зрители тогда не приняли. Слишком смело и слишком оппозиционно, по отношению к любимому жанру. Они интуитивно почувствовали здесь ещё большее, а точнее - более глубинное "предательство идеалов", чем в перечисленных мной образцах, судя по всему.
Сюжет фильма нарочито принижает, заземляет и обытовляет вполне традиционных (казалось бы) вестерн-героев, хотя и даёт им в экстремуме фильма шанс козырнуть привычными красками лихих стрелков и благородных мстителей. Но очень ненадолго дает этот шанс и не слишком победительно.
Пересказывать фильм не стану, хотя даже если и сделал бы это, то зритель потерял бы не так и много. Не в сюжете здесь дело (что, уже само по себе, для вестерна - крамола дикая и непростительная).
Как и любой анти-вестерн, "Батрак" являет собой классический пример смешения жанров. В данном случае, вестерн стал лишь поводом к созданию психо-драмы, где важно показать, используя тончайшие средства актёрской игры и режиссёрские навыки, эволюцию души главных героев.
Питер Фонда интуитивно (или нет?) снял кино для будущего, намного опередив своё время и создав почти идеальный фильм для кино-гурманов именно нынешнего времени.
Не стану сейчас пускаться в пространные объяснения - почему я так считаю, лучше посмотрите и убедитесь в моей правоте или неправоте самостоятельно.
Я также считаю, что талант Питера - один из самых недооцененных "фабрикой грёз". Это относится как к его актёрской, так и к режиссёрской ипостати. И шансов исправить это уже, увы, не осталось.
В заключение, хочу отдельно отметить замечательную работу великого оператора Вильмоша Жигмонта (в его славной фильмографии эта картина должна стоять на одном из самых почётных мест), атмосферный саундтрек Брюса Лонгхорна (кстати, это именно про него Боб Дилан написал свою знаменитую песню - Mr. Tambourine Man) и, конечно же, блистательную актёрскую игру Фонды и Оутса.
P.S. на русско-язычных трекерах фильм обычно называют "Наёмник" или "Подёнщик", но по смыслу - "Батрак" намного точней.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »