La Nuit americaine
(Франция, 1973, Франсуа Трюффо, в главных ролях: Жаклин Биссе, Жан-Пьер Лео, Валентина Кортезе, Жан-Пьер Омон, Натали Бай, Александра Стюарт)
"Когда б вы знали из какого сора..." - эта строка была первой, которая пришла мне на ум, когда собрался писать про про свой любимый фильм Франсуа Трюффо. Но почитал я некоторые рецензии на эту картину и увидел, что в каждой второй (русскоязычной, конечно) из них процитированы нетленные стихи Анны Андревны.
***
В тот момент когда лидеров французской "Нувель Вог" охватил тотальный кризис идей, Трюффо нашёл для се блестящий выход из тупика - снял кино про кино и сорвал оскаровский куш.
"Он лучше выдумать не мог".
История кинематографа знает великое множество более или менее удачных обращений к такому сюжетному приёму (а с годами это стало уже своеобразным кино-жанром). Лучшими из фильмов жанра "кино про кино" я считаю "8 1/2" (Феллини) и "Всё на продажу" (Вайда).
"Американская Ночь" уверенно составляет вместе с ними Святую Троицу жанра.
Но в отличии от Феллини, Трюффо не стал блуждать в дебрях авторской рефлексии и от реквиема артисту, который снял Вайда, он тоже далёк.
Хотя и тот, и другой мотив присутствуют и у Трюффо, но не являются предметом детального рассмотрения.
Элегантный француз снял фильм о самом процессе кинопроизводства и в этом ему по сию пору не вижу равных.
То с какой трепетной нежностью он отнёсся к своим героям, с каким романтическим восторгом запечатлел все нюансы процесса, как убедительно показал важность "ансамбля единомышленников", состоящего из очень разных и далеко не простых людей, ведомых мудрым режиссёром (Трюффо в роли самого себя, хотя и под фамилией Ферран ) к одному ему известной цели, то жертвенное отношение к искусству со стороны всех участников "ансамбля", от премьеров до ассистентов по реквизиту и осветителей, не может не тронуть сердце истинного киномана.
Оскар был получен по заслугам.
Отдельно стоит сказать о восхитительном актёрском созвездии "Американской Ночи":
- Жаклин Биссе в расцвете свой красоты.
- неизменный для Трюффо - Жан-Пьер Лео, сыгравший здесь свою лучшую роль (на мой взгляд, разумеется).
- стареющие и теряющие популярность Валентина Кортезе (номинация на Оскар за роль второго плана)
и Жан-Пьер Омон (тоже играющие практически самих себя).
- восходящая звезда французского кинематографа - Натали Бай, которой явно тесновато в роли ассистентки. Через несколько лет она сыграет у Трюффо в "Зелёной комнате" главную роль, которая выведет её в разряд ведущих актрис европейского кино.
P.S. фильм посвящён сёстрам Дороти и Лиллиан Гиш - звёздам Великого Немого.
P.P.S. название фильма связано с операторским приёмом, который позволяет снимать ночь днём (используются особые фильтры для объектива). По-английский этот приём называется "day for night", именно так прокатчики назвали фильм для показа в англоязычных странах.
если дочитали до конца, то вам может быть интересно:
Пальцы между нежностью и свирепостью.
Семейный портрет в интерьере
Отвращение.
Незамеченный шедевр французского кино
Этот особенный фильм
Кино-анамнез шизофрении или тихое местечко для буйной фантазии.
Валькирия на Харлее, затянутая в чёрную кожу, в поисках Алена Делона.
Эталон криминальной драмы.
МУЖСКОЕ-ЖЕНСКОЕ
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »