АЛИСА В ГОРОДАХ / Alice In Den Stadten
(ФРГ, 1974, реж. Вим Вендерс, в гл.ролях: Р.Фоглер, Й.Роттландер)
Один из лучших фильмов Вендерса и уж точно лучший из входящих в его road-movie трилогию.
Сюжетный ход, казалось бы, избитый до кровавых синяков: взрослый, одинокий и колючий мужик (в данном случае - этакий полубогемный битник а ля Джек Керуак), волею судеб, остаётся один на один с маленькой девочкой и, вынужденный о ней заботиться, возвращает себе вкус и смысл жизни.
Всё так, всё правильно. Однако, Вендерс - не тот человек, который станет снимать по шаблонам.
Сюжет, как это часто случается у Вендерса, развивается несколько меланхолично, если не сказать, сомнамбулично. Но он (сюжет) всё-таки есть, и он (сюжет) постепенно затягивает пытливого зрителя в свою медитативную воронку с головой.
Если попытаться найти подходящую аллегорию, то мы имеем здесь историю Серого Волка, который вместо того, чтобы схарчить Красную Шапочку при встрече, помогает ей искать тропинку, ведущую к бабушке.
Почему так случилось и чем это может закончиться - главная тема для размышления.
Поиски полумифической бабушки по городам и весям Западной Германии (начавшиеся в Нью-Йорке и далее транзитом через Голландию) насыщены ненавязчивыми кино-цитатами, литературными аллюзиями, музыкальными вставками.
Визуальное решение: чёрно-белая графика, урбанистические и дорожные пейзажи, с чётко расставленными пунктир-акцентами в виде полароидных снимков, которые постоянно делает главный герой + очень точное операторское портретирование.
Музыка культовых персонажей немецкого краута - CAN, с добавлениями из Густава Малера эффектно дополняет видеоряд и всё это вместе создаёт атмосферу размытости, ускользающего времени и сиюминутного действия.
В создании утончённой ауры концептуально важны обертона, мимолётные детали и проходные персонажи.
В фильме такого жанра жизненно важно и подобрать правильных исполнителей на роли Волка и Красной Шапочки. Они должны обладать особой органикой и недюженым обаянием, иначе всё насмарку. У Вендерса, разумеется, с этим полный порядок.
Особенно это касается Алисы. История кино знает большое число юных исполнительниц, вошедших в Золотой Фонд. Прелестная Йелла Роттландер - в числе главных сокровищ этого заветного сундучка.
Философская нагрузка фильма, однако, не давит, а к концу фильма дарит набор самых ярких и трогательных эмоций.
Эстетическая ценность "Алисы в городах" такова, что под её влиянием выросло целое поколение блистательных режиссёров (к примеру, Джармуш, который не раз в этом признавался).
Тем, кто любит "неформатное" авторское кино - смотреть обязательно.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »