А ТЕПЕРЬ НЕ СМОТРИ / Don't Look Now

                                       А ТЕПЕРЬ НЕ СМОТРИ / Don't Look Now

(Англия, 1973, Николас Роуг, в гл.ролях: Доналд Сазерленд, Джули Кристи)

Этот фильм никогда не пользовался широкой популярностью у зрителей, но на то были особые причины: жёсткое рейтинговое ограничение и запреты на телепоказ, связанные с откровенной постельной сценой, которая считается нынче почти хрестоматийной и сейчас вряд ли бы вызывала такую волну фарисейского негодования, однако, он почти сразу был канонизирован критиками и коллегами, а его влияние прослеживается в работах многих современных режиссёров, из числа "законодателей мод" от Нолана и Бойла до Озона и Сёдерберга.

Роуг намеренно экранизировал один из поздних рассказов Дафны дю Морье, столь любимой Хичкоком (Ребекка, Птицы, Таверна Ямайка), чтобы отвесить изящный поклон своему кумиру и "перехичкокить" самого великого Хича.
Сюжет давал к этому все основания. Семейная пара, пережившая трагедию потери ребёнка, стремится найти забвение в сырой Венеции (муж получает заказ на реставрацию старинной церкви), где вместо забвения и утешения находит мрачную готическую ауру, в которой (само-собой) начинаются и множатся энигматические игры подсознания, пугающие встречи и жуткие события: слепая старуха-медиум, разгуливающий по ночным улицам маньяк-убийца, женские трупы, которые вылавливают в грязных каналах, несчастные случаи на производстве и проч. суповой набор, характерный для жанра.
Саспенс нагнетается и раскручивается в самых лучших традициях дедушки Альфа, Роуг изобретателен в средствах и не сдерживает свою буйную фантазию, хотя и остаётся в рамках хорошего вкуса.
Но главное достоинство этого фильма не в его фабуле (она, как раз, не блещет оригинальностью) и не в умелом нагнетании (оно, местами, тормозит и провисает), а именно в кино-языке:
-отлично разработанное музыкальное сопровождение (итальянский хитмейкер Пино Донаджио именно этим фильмом начал свою выдающуюся кино-карьеру).
- блистательный видеоряд - оператор Энтони Реймонд проявил себя и как замечательный мастер видовых съёмок (благо Венеция располагает), и как специалист в психологическом портретировании, и по части игры со всяческими светофильтрами отличился, и в динамике он не оплошал.
- яркие композиционные решения - одна "сонетная" рифмовка красных деталей одежды у персонажей (от режущего глаза тревожного дождевика у обречённой девочки в начале фильма до убийственного плаща в трагическом финале, через всевозможные шарфики, галстуки, сапожки, постоянно прессингующие зрительское подсознание).
- запоминающиеся кино-находки в области монтажа, на протяжении всей картины (один параллельный монтаж в знаменитой постельной сцене чего стоит! Всё, как завещал великий Эйзенштейн).

Именно благодаря этим (чисто техническим) достоинствам фильм котируется и цитируется до сих пор.

P.S. Хотя я считаю фильм несколько переоцененным, место в десятке 1973 отвожу ему без лишних сомнений.

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »