25-й ЧАС / 25th Hour
(США, 2002, режиссёр - Спайк Ли, в гл. ролях: Эдвард Нортон, Филип Сеймур Хоффман, Барри Пеппер, Розарио Доусон, Брайан Кокс, Аманда Пакуин)
Наркодилер Монти Броган - живое олицетворение бессмертной максимы "жадность фраера сгубила".
Он был готов завязать, он уже фактически завязал, он повзрослел и поумнел, многое понял и переоценил. Ему есть что терять и он очень ценит то, что у него есть.
Хотелось лишь ещё немного заработать, самую малость, чтобы потом выгодно вложить. У него всё было готово, но его кто-то сдал и теперь ему корячатся семь лет тюрьмы. Семь долгих лет, которые начнутся ровно через 24 часа.
Но прежде, чем сесть в тюрягу, он должен отдать долги: позаботиться о любимой жене и преданном псе, попрощаться с отцом и друзьями, сделать необходимые распоряжения и закончить некоторые дела.
Собственно, то, как он это будет делать и является формальной сюжетной канвой замечательного, во многих отношениях, фильма.
Ещё в самом начале картины зрителю были даны два ключа к пониманию "дилеммы Монти Брогана":
1. Монти, по дороге "на дело", спасает брошенного кем-то умирать, израненного боевого пса. Спасает, вопреки протестам напарника, вопреки всей логике его жизни. Спасает потому, что "этот засранец похож на меня!"
Человек, совершающий такой поступок, не может не вызвать симпатию и уважение. Во всяком случае, у меня вызывает моментально. И эта симпатия остаётся неким трогательным камертоном характера. Во всём фильме, кажется, нет ни одного человека, который относился бы без симпатии к Монтгомери Брогану, даже среди тех кто его предаёт и среди тех, кто его обвиняет.
Кроме одного, о котором ниже.
2. Опустившийся наркоман, который когда-то был преуспевающим клерком, а теперь униженно просит у Монти дозу.
Этот эпизод, без лишних экивоков, указывает нам на чудовищную порочность того ремесла, которое, волею судеб, избрал для себя Монти.
Торговля наркотой - это вам не ёлочные игрушки продавать. Цена - жизнь и судьба. Причём, не только для тех, кто покупает.
Прямолинейный и жёсткий ход, моментально задавший интонацию всему фильму (добром такое не кончается).
Разрешению этой "дилеммы Брогана" и посвящён 25-й час, если говорить о философской и духовной составляющих картины. Её решает сам Броган, с ней пытаются разобраться авторы и персонажи фильма, она является главной загадкой для зрителей.
Спайк Ли - режиссёр-фейерверк с замашками (или задатками?) гения, до этого в своих картинах никогда не обращался к "проблемам белых". Его "чернокожий экстремизм" стал уже почти нарицательным в Голливуде. И вдруг - (почти) одни белые в кадре, а итог - одна из лучших картин в карьере! Здесь тоже есть над чем поразмышлять критикам.
Главное достоинство картины, с точки зрения режиссёрского ремесла - выбор актёров. Каждый из них может гордиться своей работой (а Барри Пеппер может считать её лучшей в карьере).
Выбор Нортона на роль Монти - выстрел в десятку. Эдвард обладает каким-то особенным обаянием в кадре, а это было залогом успеха всей задумки. Герой должен был вызывать сочувствие и (как не странно) уважение, в нём должны быть видны достоинство и ум.
Выбор этого актёра был явно навеян его ролью в "Американской истории Х" (даже борода - эспаньолка осталась при нём). Феерический монолог у зеркала (40 "факов" за пять минут!) почти напрямую отправляет к той памятной роли, хотя и несёт на себе специфическую печать режиссёрской манеры Спайка Ли (так же, как и предфинальная фантазия о "чудесном спасении и последующей праведной жизни").
Другой очень важный для картины плюс - великолепная музыка выдающегося джазового музыканта Теренса Блэнчарда. Такая щемящая, такая пронзительная, пробуждающая целую гамму противоречивых чувств.
Минусы: некоторая надуманность важных сюжетных ходов и мотиваций, затянутость экспозиции и, местами, не очень оправданная пробуксовка действия.
Резюме: н.м.в. - лучший американский фильм 2002 года, незаслуженно обойдённый вниманием, с годами, это становится для меня всё очевидней. Отлично придумано, безупречно разыграно и интересно снято.
P.S. в роли главного "русского" мафиози можно полюбоваться на известного грузинского актёра Левана Учанейшвили (в титрах - просто "Левани"), прославившегося когда-то в советском фильме "Кукарача" исполнением роли юного и благородного грузинского милиционера, а нынче подвизающегося в ролях "злобных русских бандитов" в американских фильмах.
Почему-то "русские" в Голливуде - почти поголовно выходцы с Кавказа или евреи с Брайтон Бич. Спайк Ли не стал нарушать эту странную традицию, но ему вообще "все белые - на одно лицо" :)