СЛИШКОМ МУЗЫКАНТЫ или ГЕРОИ ЧУЖИХ РЕЦЕНЗИЙ

 
 
 
Слишком музыканты или герои чужих рецензий (Wishbone Ash: Argus, 1972)
 

Если я скажу, что Wishbone Ash - недооцененная группа, то буду прав и не прав одновременно, ибо для специалистов и коллег их значимость никогда не подвергалась сомнению. Гармоничный коктейль из харда, фолка и прога, который они умело взбалтывали на своих альбомах, стал ориентиром для очень многих. Были среди подражателей и те, кто не чурался иногда и почти прямого плагиата.
 В своё время на просторах интернета, попадался мне список "самых обворованных" (по части музыкальных идей) групп. Помнится мне, что WA стояли там на первом месте. Словом, со стороны коллег уж точно недооценки не было.
 Критики, в свою очередь, хвалили их в начале 70х, как мало кого ещё. Был и определённый коммерческий успех (даже в США), и довольно высокие места в чартах, и стадионные концерты.

 
 
Слишком музыканты или герои чужих рецензий (Wishbone Ash: Argus, 1972)
 

Однако, все их формальные достижения ни в какое сравнение не идут с успехом британского "хард-триумвирата" LZ/DP/BS, с которым WA постоянно сравнивали на родине (в Америке дело обстояло несколько иначе).
Цеппелины/Пёпл/Саббат и сейчас безоговорочно царит в умах поклонников тяжелятины, а про WA уже почти забыли. Забыли напрасно и не очень заслужено.
 По многим критериям WA вряд ли уступят "триумвирату". Профессиональное мастерство инструменталистов Вишбон Эш было никак не ниже, а изобретательность в композиционном плане - даже повыше, чем у некоторых (не стану показывать пальцем).

Умение работать в студии? В этом WA вообще вряд ли кому уступали. Маниакальные перфекционисты и абсолютные работоголики - именно такими они становились, когда дело касалось записи альбома.
Так в чем же причина? Почему такая несправедливость в отношении к их наследию?
Ответ до изжоги прост: не было в репертуаре группы убойных, легко запоминающихся хитов, не было впечатляющего сценического шоу и харизматичного франтмена уровня Планта, Оззи или Гиллана.
Явно проигрывал "триумвирату" не очень яркий по тембру и интонационно бедноватый вокал Эшей. Особенно бледно их пение звучало в концертном исполнении.
Слабость своего вокала сами участники знали лучше других. Мартин Тёрнер (басист и основной певец) однажды признался:


"Пятым музыкантом является наш звукооператор. С его помощью со сцены замечательно звучит то, что в чистом виде напоминает предсмертный крик обезглавленной курицы".

 Эту слабость парни старались закамуфлировать удобными для певца и, в тоже время, эффектными гармониями - вокальными раскладками на 2 и даже 3 голоса в духе Uriah Heep.
Но если в медленных фолк - балладах голос Мартина Тёрнера был на относительно достойном уровне, то в энергичных (хардовых) номерах, когда требовалась мощная вокальная атака, недостатки становились очевидны.
Словом, причины, по которым WA не добились сверхпопулярности, ясны. Я бы так их тезисно сформулировал так:

1. Нет хитов значит нет и постоянной ротации на радио. А радио в 70-х решало многое. Без попадания в диджейские плейлисты отсутствует и навязчивое напоминание о существовании группы. Массовому слушателю на изысканность и глубину композиций плевать. Публике надо навязывать, вбивать на рефлекторном уровне.
2. Нет эпатажного шоу значит нет и толпы, жаждущей развлечений на концертах. Одни гурманы и ценители кассу не сделают, их никогда не бывает много.
3. Нет яркого (желательно - скандального) лидера значит нет фанатеющих от него мальчиков и (особенно) девочек. Не проявляют большого интереса и жёлтые медийники. Не бегают по пятам папарацци.
На долю WA остаются только умные статьи в специальных изданиях и упоминания в справочниках.


4. Без мощного вокала не хватает остроты и лёгкости восприятия музыкального материала. Инструментальное мастерство далеко не все способны оценить, а яркий и сильный голос запоминается, он цепляет почти всегда.
Холдера и Маккафферти знают все, их голоса цепляют сразу и не забываются никогда. А ведь Назарет и Слейд (при всей моей симпатии к ним), в музыкальном плане, отнюдь не конкуренты рафинированным эстетам из Вишбон Эш.

Ash интересовала только музыка. Никакие внешние атрибуты "рок - звёзд" к ним не вязались, они были слишком интеллигентны для этого. Время, которое многие их друзья/соперники тратили на публичные скандалы и светские тусовки, Ash предпочитали проводить в студии.
Они были "слишком музыканты" для того, чтобы увешивать себя звёздным конфетти, в угоду массовому вкусу. Развлекателей из них никак не получалось. Возможно, что им просто не хватило артистизма, но, скорее всего, у них и не было желания развлекать публику чем-то ещё, помимо собственной музыки.

Но, для тех, кого интересует именно музыка, а не окружающая её мыльная пена, все эти "недостатки" не имеют никакого значения, особенно в сравнении с многочисленными музыкальными достоинствами WA.

Про некоторые из достоинств я уже упомянул выше, других коснусь непосредственно в рассказе об альбоме "Аргус". Но на одном хочу остановиться отдельно и чуть поподробнее прямо сейчас. Речь, конечно же, пойдет об их "фирменном знаке" - наличие в составе двух соло - гитаристов.
Можно, конечно, спорить о приоритете на открытие такой музыкальной особенности. Ведь за океаном такой приём уже использовали на тот момент the Allman Brothers Band, дебютировавшие на пару лет раньше, чем WA. А еще до Оллмэнов были The Paul Butterfield Blues Band. Да и в Англии были свои Yardbirds. Да и вообще 2 гитариста в группе были обычным делом - вспомните Битлз, Стоунз, Грейтфул Дэд, Степпенвулф. Многие знаменитые группы имели в своём составе по 2 гитариста. Некоторые (Byrds, CSN & Y, Jefferson Airplane, Fleetwood Mac, к примеру) позволяли себе даже троих, а то и четверых!

Но, в случае с WA, речь идёт о двух именно соло - гитаристах. Равноправные гитаристы экстра - класса, зачастую, играющих 2 разных соло одновременно. В этом WA несомненно были первопроходцами.

Yardbirds, пока к ним не пришёл Джимми Пейдж, имели чёткое разделение гитарных функций на соло и тим. А с дуэтом Пейдж / Бек в составе они просуществовали всего несколько месяцев и не оставили почти никаких следов на носителях. Да и Пейдж поначалу играл в Yardbirds на бас - гитаре. Так что о них, в этом смысле, говорить всерьёз не имеет смысла.

 
 
Джимми Пейдж и Джефф Бек в составе Yardbirds
 

В составе the Allman Brothers Band хоть и были 2 соло - гитариста, но ведущая роль в их тандеме уникального Дюэйна Оллмэна была неоспорима. Тоже самое можно сказать и про Fleetwood Mac с Питером Грином.

 
 
The Allman Brothers Band
 

Об остальных упомянутых группах и вовсе говорить нечего. Там тоже существовало довольно строгое деление по функциям - ритм и соло, или акустика/ электричество (как Джанш/ Ренборн в составе Pentangle, например).
Так что, следует признать; Вишбон Эш первыми стали осваивать новый звук - две электрогитары, одновременно играющие соло.
Идея, как водится, давно носилась в воздухе, она уже созрела к началу 70х и не могла не реализоваться. То было время расцвета для рок-музыки. Пик её популярности. И во-многом эта популярность была обусловлена появлением первых гитарных героев:

Джими Хендрикс,

 
 
Слишком музыканты или герои чужих рецензий (Wishbone Ash: Argus, 1972)
 

Пит Таунсенд

 

 
 
Слишком музыканты или герои чужих рецензий (Wishbone Ash: Argus, 1972)
 

Эрик Клэптон.

 
 
Слишком музыканты или герои чужих рецензий (Wishbone Ash: Argus, 1972)
 

Фигура рок-гитариста вышла на первый план, она становилась культовой. Тысячи подростков бредили гитарой, новые гитарные звёзды зажигались на рок-небосклоне едва ли не каждую неделю. Огромное количество жаждущих славы неофитов откликалось на любое объявление в газете, в котором говорилось о поиске электрогитариста для рок-группы.
 Рано или поздно, такое изобилие персонажей на рынке гитаристов должно было привести к появлению нового музыкального приёма. Требовалось только сообразить и решиться на эксперимент. Вот WA и решились.
 Получилось всё, вроде бы, случайно. Музыканты распавшегося на тот момент состава Empty Vessels - басист Мартин Тёрнер (Martin Turner) и барабанщик Стив Аптон (Steve Upton) затеялись собрать новую группу. Изначально они хотели взять за основу традиционный хард-роковый квартет. Стали искать клавишника и соло-гитариста.

По объявлению о поиске гитариста для новой группы, напечатанному в Мелоди Мейкер, на кастинг явилось огромное количество претендентов.
 Двое из них так понравились, что выбрать одного показалось невозможным. Решили оставили обоих, а на клавишника уже просто не хватало финансов.

Стали пробовать именно в таком составе - с двумя соло - гитаристами. Ведь обоих брали именно как соло.
Надо сказать, что Энди Пауэлл (Andy Powell) и Тед Тёрнер (Ted Turner) подходили на эти роли, как нельзя лучше.

19 летний Энди уже успел профессионально поработать в Sugar Band и Dekois, исповедовавших соул. Работа в них дала ему опыт сотрудничества с духовой группой, который весьма пригодился потом при создании сдвоенной гитарной техники. Энди тяготел к тяжёлым запилам.

 
 
Andy Powell
 

Его ровесник - Тед еще не имел профессионального опыта, но он быстро увлёкся идеей оказавшись на редкость гибким, азартным ко всему новому музыкантом. Он прогрессировал буквально на глазах, превращаясь в мастера утончённых фолк-виньеток.

 
 
Ted Turner
 

Энди и Тед пОтом и сбитыми в мясо пальцами многочасовых джемов создали то, что называется теперь "сдвоенная соло-гитара (double lead guitar)". Они сконструировали новый звук, которого до них не было.


К третьему альбому, о котором собственно и пойдёт речь, стиль группы выкристаллизовался окончательно и во всей своей красе. Гитарная двойка теперь чувствовала себя уверенно, работала мощно и разнообразно. Ни одна группа в мире, на тот момент, не могла похвастать такой эффектной гитарной краской в музыкальной палитре.

За развитием удивительных гитарных соло, дополняющих друг другах, спорящих между собой, переплетающихся и уходящих в разные мелодические стороны, следить было так же увлекательно, как смотреть хичкоковский триллер. Даже выучив, казалось бы, каждую ноту этих соло наизусть, я снова окунаюсь в этот гитарный водоворот с головой. Мой интерес нисколько не ослабел за четверть века знакомства с музыкой WA.
Но было бы неправильным думать, что WA - чисто "гитарная группа". Вовсе нет. Другая фишка Эшей заключалась в том, что они изначально задумывались, как группа без лидера, где каждый инструмент важен, а его роль в общем саунде равноправна. Этот принцип они упорно шлифовали на первых своих альбомах и добились того звучания, которое и есть классический Вишбон Эш.
Теперь необходимо сказать пару слов и о ритм-секции.

Если самой группе Вишбон Эш и их гитарной связке всё-таки достались определённые лучики славы и признания - их до сих пор регулярно упоминают в многочисленных списках и опросах. О них вспоминают в интервью другие музыканты, критики упоминают в рецензиях на чужие альбомы ("новаторы", "суперпрофессионалы", "предтечи", "эталон вкуса" и т.п.), то Мартин Тёрнер и Стив Аптон совершенно незаслуженно обойдены даже этими лучиками.

 
 
Martin Turner
 
 
 
Steve Upton
 

Бас - гитарист и барабанщик из первой десятки рок - инструменталистов, в своих категориях, оказались обойдены вниманием даже в рецензиях на свои собственные альбомы. Что уж тут говорить про чужие. Какие уж тут "списки" и "опросы".

продолжение здесь : WISHBONE ASH - ARGUS (1972)

 

Driver Pete, 2005

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »