Каменистая Дорога Криса Ри

Он родился 4 марта 1951г. в провинциальном английском Мидлсбро. В Европе этот город известен, в основном, благодаря своей (не самой выдающейся) футбольной команде.

Крис был одним из семи детей Винфрид и Камилло Ри (ещё 2 брата и 4 сестры).

 По наследству от родителей Крису достались "музыкальные" гены. Мать - ирландка (урожденная Slee), отец - итальянец, кто-то из дедов (или прадедов, сейчас уж и не упомню) - серб. Семья католическая.

Долгое время Крис и не помышлял о музыкальной карьере, гитарой занялся лишь в 19 лет, а до этого, как и все, ходил в обычную школу. После школы стал помогать отцу в семейном кафе.

Камилло Ри владел небольшой фабрикой, кафе и магазином "Мороженое", что было предметом вечной зависти для одноклассников маленького Кристофера.

Камилло Ри - король мидлсборского мороженого на своей фабрике
Камилло Ри - король мидлсборского мороженого на своей фабрике

Одновременно с работой в кафешке отца Крис учился в колледже на журналиста.

 Но блюз нашёл его, в полном соответствии с поговоркой (приписываемой Би Би Кингу): "Блюз - это когда хорошему человеку плохо"Сам я с этой поговоркой не совсем согласен, но в данном случае она сработала на 100%.

 

А случилось вот что: в колледже Криса невзлюбила (явно по национальному признаку) одна из преподавательниц. Однажды их отношения дошли до "точки разрыва" в самом прямом смысле. Злобная училка во время занятий отобрала у Криса тетрадь с какими-то "посторонними заметками" и стала рвать на глазах у всей группы. Когда юный студент попытался силой отобрать свою заветную тетрадочку, они совместными усилиями порвали ее в клочья.

Над несчастным итало-ирландцем нависла угроза отчисления из колледжа.

 В расстроенных чувствах Крис зашёл к своему приятелю. Тот в этот момент слушал пластинку Джо Волша (Joe Walsh). Во всяком случае, так описывают эту историю биографы, но мое занудство не дает мне покоя и я полагаю, что, скорее всего, это был какой-нибудь из первых альбомов группы James Gang, т.к. - первый сольный альбом Волша вышел лишь в 1972г, а дело происходило, судя по всему - в 1970 или 71м.

 Музыка, которую расстроенный Крис услышал тогда из динамиков, зацепила его сразу и навсегда. Особенно запал в его душу мяукающий звук слайд - гитары. Это был знак, указывавший Крису на выход в новое измерение жизни! Блюзовый портал обещал перенести юного продавца мороженого в иной мир. И парень принял судьбоносное для себя решение.

  Крис снял в банке все, накопленные за время работы в отцовском кафе, деньги, пошёл и купил себе гитару с ботлнеком.

А Джо Волша он потом всегда и везде называл своим любимым гитаристом (напомню, что это случилось за несколько лет до того, как Волш войдёт в состав The Eagles и сочинит знаменитое гитарное соло - коду для песни Hotel California).

Joe Walsh
Joe Walsh

 Колледж побоку! Пришло время гитарных упражнений.

19 лет - поздновато для того, чтобы стать гитарным гением, и Крис Ри им не стал.

Но итальянская музыкальность и ирландское упрямство сделали своё дело - через пару лет Крис уже был неплохим гитаристом, преуспев в копировании игры Джо Волша, Рая Кудера, Майка Блумфилда и др. знаменитых мастеров (в первую очередь – мастеров слайда).

 В его игре, возможно, не хватало разнообразия приёмов, но у Криса появился свой звук, свои характерные "солнечные" краски и нюансы фразировки. Их оказалось в его арсенале не так много, но пользоваться своим техническим арсеналом Крис научился блестяще. Слайд в его гитарной палитре занял доминирующее место.

 Через пару лет Крис Ри созрел для профессиональной работы и его взяли в лучшую группу города Мидлсбро, которая носила вполне католическое имя - Magdalene.

Ему тогда крепко повезло - из группы ушёл фронтмэн /вокалист и основной автор песен. "Магдалина" нуждалась в срочной замене.

 На прослушивание Крису пришлось поклясться, что он умеет сочинять песни. Это было главным условием найма, ибо певцов и гитаристов можно было поискать и поопытнее, но толковый сонграйтер - это всегда редкость и большая удача для любой группы.

 Кстати. Забыл сказать. Бывшего певца Magdalene звали ... David Coverdale, и вы уже сами догадались, какая группа увела у Магдалины вокалера - прыщавого очкарика с избыточным весом (именно так он тогда выглядел).

На дворе стоял 1973 год.

David Coverdale 1973
David Coverdale 1973

 Однако Магдалина, прямо скажем, звёзд с неба не хватала. В Мидлсбро у них, конечно, не было конкурентов, они были местной достопримечательностью, играли в клубах и на разных праздниках, иногда удавалось записать сингл, но не более того. Но хотелось-то им большего.

 В 1974 они поменяли название на Beautiful Losers, а на следующий год авторитетнейший журнал Melody Мaker даже назвал их "лучшей новой группой" 1975 года в Британии.

 Тем не менее, реального прока от этого было мало - контрактов с мейджорами это не принесло, известность оставалась на уровне местечковой.

 Похоже, что новое название оказалось для группы пророческим и через два года Крис Ри ушёл от "Неудачников", в надежде сделать сольную карьеру.

 Надежды были довольно призрачные, но Крис, неожиданно даже для самого себя, выстрелил хитом Fool (If You Think It's Over).

Песня попала в чарты по обе стороны океана, а дебютный альбом "Whatever Happened To Benny Santini?" был даже номинирован на "Грэмми"!

Это было тем более удивительно, что на дворе правили бал панк, диско и нью вейв, а Крис играл мелодичный блюз-рок. Сработали его главные козыри - душевность и романтизм.

 Тексты его песен, кстати, были весьма неглупые, но и без особых претензий. Это тоже подкупало аудиторию. Например, тот же Fool был абсолютно биографической песней, это чувствовалось и трогало за душу.

 Музыка Криса Ри была простой, мелодичной и ясной, но далеко не примитивной. Его музыка походила на музыку сольного Эрика Клэптона (с которым они потом не раз выступали вместе) и Dire Straits (которые дебютируют на год позже Криса). Именно эти исполнители и станут с конца 70-х олицетворять в массовом сознании мелодичный европейский блюз-рок.

 Аранжировки Криса отличались природной "итальянской" изящностью и были отмечены безусловным музыкальным вкусом. Главным украшением и приманкой для слабого пола стал фирменный, проникновенно-глубокий тембр голоса - низкий, чуть хрипловатый и мужественный, но при этом обволакивающе интимный ...

 Во многом успех первого альбома связан с продюсером Гасом Дадженом (Gus Dudgeon), который и стал, судя по всему, главным архитектором фирменных аранжировок.

 Гасу ещё в ранней юности посчастливилось работать звукоинженером на студии DECCA, где он стал участником легендарных записей The Zombies и Джона Мэйолла. Он ставил звук и на первых прослушиваниях Тома Джонса и Роллинг Стоунз.

 А в 1969 Гас уже самостоятельно продюсировал сингл Space Oddity для Дэвида Боуи, который и принёс Боуи всемирный успех.

  В 70-80-х Даджен был продюсером лучших альбомов Элтона Джона. Кстати, "Поп - ЗвездойЭлтон стал именно по вине Гаса - лейбл намеревался заключать контракт с Элтоном Джоном только как с автором песен, не находя в забавном и застенчивом толстячке ни малейшего звездного потенциала, но Гас так здорово записал демо с песнями Элтона, что его подписали, в итоге, именно как исполнителя.

 Гас так же поработал с Джоан Арматрэйдинг и Риком Вэйкмэном.

Проще говоря, Гас Даджен - "Заслуженной Продюсер Соединенного Королевства Великобритании И Северной Ирландии".

 Однако, Гас стал продюсером только первых двух альбомов, а концертное звучание группы (появилась у КР и своя постоянная группа, с которой он выступал, без изменений в составе, более 20 лет!) ставил уже другой выдающейся персонаж британского рока. Концерты Криса Ри стали очень важной частью его звездного успеха.

 Концертный саунд группы Криса Ри поставил клавишник Макс Миддлтон (Мax Middleton) - легенда британской музыки. Он стал главным "звукарём" группы, а позднее и аранжировщиком песен Криса Ри.

Миддлтон начал свою музыкальную карьеру в конце 60-х, работая с Кэтом Стивенсом. Но подлинные авторитет и известность к Максу пришли, когда он играл в Группе Джеффа Бека в начале 70-х.

Позже ММ, в разное время, сотрудничал с такими почтенными персонажами как The Bee Gees , Питер Фрэмптон, Кэйт Буш, Джон Мартин, Мик Тэйлор.

Max Middleton
Max Middleton

 Вернёмся, однако, к карьере самого Криса Ри.

В Америке его первый альбом представляли, как альбом некоего "Бенни Сантини" (см. название пластинки), но Крис всё же отказался от этого "макаронного" имиджа и вернул себе свое родовое имя.

 Следующие 2 альбома, сделанные уже без Даджена, получились довольно скучными и лишь пятый альбом (Water Sign, 1983) снова спровоцировал интерес широкой публики к Крису Ри.

Хитовый сингл I Can Hear Your Heartbeat с этого диска повторил (даже превзошёл, если говорить о Европе) успех Fool.

 Да и весь альбом оказался несомненно приятным для слуха. В музыке альбома идеально был выверен баланс между звучанием easy listening, рок и блюз.

 Следующие 3 альбома окончательно закрепили успех (Wired to the Moon - 1984, ShamRock Diaries - 1985, Dancing With Strangers - 1987).

В 80-х особой популярностью Крис Ри пользуется в Германии и Восточной Европе.

В России пик его славы приходится на 89-93 годы. В те годы песня Road To Hell звучала из каждого окна.

В некотором смысле, эта песня у Криса получилась пророческой, как покажут дальнейшие события его жизни.

В песне по сюжету появляется призрак его недавно умершей матери - Винфрид, которая пытается предупредить повернувшего в "неправильную сторону" сыночка:

"...куда ты держишь путь, сынок?
Страх за тебя поднял меня из могилы
- Я еду в долину богатства, чтобы продать себя
- Сынок, это - дорога в ад"
(перевод - Driver Pete)

- такой вот, между прочим, диалог ...

 О популярности этой песни в РФ говорит и тот факт, что Road To Hell даже была украдена какой -то "божьей коровкой".

Помните нетленный хит из 90-х про "гранитный камушек".

 Однако мой личный интерес к Крису угас после выхода альбома Auberge (1991).

Вроде бы всё хорошо, очень качественная работа, отличный альбом. Всё та же милая "припопсованная" блюзовость, комфортные для слуха песни и ладненькие аранжировки, опять неглупые тексты, с претензией на философичность и притчеобразность.

Но появилось скучное ощущение, что я это всё уже слышал и не просто слышал, а надоело и даже слегка опостылело уже.

 В том тесте, из которого выпекал свои музыкальные пирожки Крис Ри, я больше не находил для себя изюма, в нём не хватало и соли, зато в избытке оставалось сахара и воздушных пузырей.

 Слоёные румяные хиты, похожие один на другой, Крис Ри продолжил выпускать и дальше, но уже не для меня.

 К началу нулевых я был твёрдо уверен, что диск с надписью CHRIS REA на обложке я больше не стану слушать никогда ... и не слушал 10 лет (по своей воле, во всяком случае).

 Но я поторопился. Так бывает со мной. Редко, но иногда все-таки еще случается, и я этому рад.

Моё отношение к музыке Криса Ри изменилось несколько лет назад, когда один, весьма уважаемый мной, человек стал настойчиво советовать мне послушать альбом "STONY ROAD" (2002).

И, в конце концов, я сдался. Мне стало реально интересно по какой такой причине мой многоопытный и столь искушенный в блюзе друг так яростно топит за музыканта, любовью к которому он никогда раньше не отличался. Я купил себе компакт, сунул в дископриемник своего аппарата и ...

услышал настоящий блюз.

Грубоватый и нежный, хриплый и честный блюз. Именно тот, который я люблю.

Умные, какие- то неожиданно (для меня) выстраданные тексты, блестяще дополняющие друг друга блюзовые слайд и голос, лаконично скупые, но мастерски выверенные, дышащие корневой правдой аранжировки.

 Самая настоящая Дельта, в которой витают призраки Роберта Джонсона, Слепого Лимона Джефферсона, Сан Хауза и Чарли Паттона (Паттона - в первую очередь).

 Не осталось ни грамма от прежней слащавости, не было никаких заездов в поп-музыку для бальзаковского возраста.

 Альбом "Каменистая Дорога" моментально стал одним из моих любимых блюзовых релизов миллениума и остается им до сего дня.

Тогда я ещё даже не догадывался, что сподвигло Криса на такие перемены в его музыке. Историю его метаморфозы я узнал позже.

 А история такова: в канун нового тысячелетия у Криса Ри обнаружили страшную болезнь, подробности которой я здесь описывать не стану. Скажу только, что у него было гораздо больше шансов сыграть в ящик, чем остаться среди живых.

 Выкарабкался он чудом, за что не перестаёт благодарить свою семью - жену и 2х дочерей (Josephine и Julia - имена, запечатленные в названиях двух его очень красивых песен).

 Крис всегда отличался от большинства поп-звёзд преданностью своей семье. И семья спасла его в буквальном смысле.

 После нескольких мучительных операций он лишился доброй половины своего кишечника, но выжил. Выжил и даже похудел и похорошел.

 Именно во время этой борьбы со смертельной болезнью Крис Ри всерьёз задумался: что же останется после него? Несколько поп-хитов и бессмысленные строчки в архивах забытых чартов?

 Мотаясь по больничным палатам, музыкант твёрдо решил: если Бог даст ещё пожить, он запишет именно то, что всегда хотел записать - настоящий "корневой" блюзовый альбом.

 Так блюз нашёл Криса "когда хорошему человеку было плохо". Есть все-таки это свойство у настоящего блюза, я знаю это ... и многие могут, наверное, сказать про себя то же самое.

Осенью 2002г Крис Ри записал альбом - благодарность Блюзу. Мудрый и пронзительный альбом. Госпел-исповедь выжившего и обретшего. Альбом, который позволил ему свернуть с колеи той дороги, которая вела в ад, если верить предупреждению его мамы Винфрид.

 Теперь можно уверенно сказать: «Каменистая дорога» - тот альбом, за который Крису Ри не должно быть стыдно перед своей ирландской матушкой.

 Узнав всю эту историю, я всерьёз зауважал Криса Ри. Этот музыкант сумел сделать то, о чём наверняка мечтают многие окончательно скурвившиеся и опопсевшие, но не рискуют пойти на подобный поступок.

Ри записал свой альбом на независимом лейбле, за небольшие деньги, без оглядки на все эти чертовы чарты.

Следом Крис Ри записал ещё 2 вполне достойных альбома - Blue Street (блюзовые инструменталы в джазовых аранжировках) и The Blue Jukebox (снова блюз, уже не такой "дельтовый", более респектабельный и гладкий, но все равно красивый и честный).

 Теперь я жду нового альбома от Криса Ри. Отныне его каменистая дорога лежит не в ад. Похоже, что это - "самая одинокая дорога, которую я знаю, Автострада 61" … (слушать легендарную песню Саннилэнда Слима в исполнении Миссиссиппи Фреда Макдауэлла или Гая Дэвиса).

Driver Pete, 2006


Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Он споет это в десять раз лучше! (Баллада о Джорджи Фэйме)
Он передал эстафетную палочку через океан (Памяти Эдди Кокрэна)
День, когда умерла музыка
Пчелиный Король Блюза (Памяти Слима Харпо)
Молния из Техаса (памяти Сэма Лайтнин Хопкинса)
Нэнси Синатра. История блудной дочери.
Блюзовая Душа Углекопа (Eric Burdon - Soul Of a Man, 2006)
БиБи КИНГ и Эрик КЛЭПТОН (Некоторые соображения, навеянные выходом совместного альбома "Поездка с королём")
Снова о блюзе
Родился в городе, которого нет, умер в шаге от лестницы, по которой не успел подняться (Памяти Волшебника Сэма)
Его убили в пьяной уличной драке (Памяти Литтл Уолтера).
Блюзовое Убежище старого индейца
Возвращение Блудного Отца (часть 1 - Свистать всех наверх!)

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »