- подумал я, когда, решив написать о таком феномене как "спагетти-вестерн", озадачился выбором конкретного фильма, который собирался сделать жертвой моей алчной аналитики.
Леоне порвёт мне шаблон как тот Тузик грелку. Моментально перетянет одеяло моего рассказа на свою могучую личность. Слишком масштабная фигура, никак не вписывающаяся в мою задумку. Да и вестерны у него отнюдь не самые типичные "спагетти".
Вестерны Серджио Леоне уехали от всех остальных макаронистых ковбоев как на такси. Уехали в сторону мировой киноклассики. Они - аристократы, а мне нужен типичный работяга или даже крестьянин этого жанра. Леоне никак не походит для задуманного мной низменного надругательства.
Примерно по тем же соображениям не подходили и любимые мной вестерны Серджио Корбуччи. Джанго и Молчун - тоже "из этих". О них - особый рассказ.
Нужен именно типичный представитель. Простой как батон за 13 копеек. Такой, чтобы Тузиком, рвущим ему шаблон, был я, а не наоборот.
И тогда я вспомнил эпизод из фильма Джулиано Монтальдо "Замкнутый круг" - ковбой, стреляющий с экрана прямо в зал.
Вот оно! Конечно же!
"Исаак, не валяй дурака, им нужен Федотов!" - заскрипел в моей голове голос незабвенной Софочки.
Если вы понимаете, о чём я)
Мне нужен фильм с Джулиано Джемма. Для удовлетворения моих низменных инстинктов нужен бравый Ринго, и никто другой!
Ну, вот теперь можно и начинать.
Режиссёр - Дуччо Тессари
В главных ролях: Джулиано Джемма, Фернандо Санчо, Лорелла де Лука
Из серии спагетти-вестернов про Ринго первый, как обычно, лучший. Даже, наверное, единственный достойный внимания.
"Пистолет для Ринго" - идеальная иллюстрация самого понятия "спагетти-вестерн". Я бы даже сказал: архетипичный представитель жанра.
Вроде бы откровенная кинохалтура: картонные декорации, прямолинейный сюжет, стандартизированные персонажи, клишированные приёмы.
Однако афористичный юмор, эффектные трюки и упругий монтаж не дают забыть, что постановщиком картины был один из лучших итальянских мастеров жанрового кино - Дуччо Тессари. Этот парень умел увлечь и развлечь. Смотреть его картины всегда интересно, а в случае с Ринго ещё и забавно.
Ринго стал первым опытом Тессари в жанре вестерна да и вообще один из первых итальянских вестернов.
До "Ринго" Тессари за три года снял 4 картины в других - самых разных - жанрах.
Его режиссёрским дебютом был фильм "Вторжение Титанов" (1962) -
фэнтезийный боевик в популярной тогда у итальянской публике жанровой нише, которую иронически называли "меч и сандалии" или даже более хлёстко - "качки в сандалиях". Так итальянцы окрестили коммерческие поделки на сюжеты из древнегреческих мифов или античной истории - местную кальку с американских "пеплумов".
Вторым фильмом Дуччо Тессари стал "Ученик булочника из Венеции" (1963)
- исторический детектив времён Венецианской Республики (XVI век).
Третий - "Сфинкс улыбается перед смертью - Стоп Лондон" (1964)
- под таким замысловатым названием скрывался приключенческий детектив, смешавший в своём генотипе итальянский джалло с квази-бондианой.
Затем был детективный триллер "Желание умереть" (1965), снятый незадолго до вожделенного "Пистолета для Ринго".
Как видим, Дуччо без работы не простаивал. Штамповал кино-развлекухи одну за другой как дизель в Заполярье.
Во всех его картинах снимались актёры первого ряда, а иногда и настоящие звёзды: Антонелла Луальди и Таня Лопер в "Титанах", целое созвездие (Жак Перрен, Мишель Морган, Энрико Мария Салерно, Сильва Кошина, Стефания Сандрелли, Гастоне Москин и Фред Уильямс) в "Ученике булочника", Раф Валлоне и Ани Жирардо в "Желании умереть".
Только в "Сфинксе" особых звёзд или звездулек не было замечено. Разве что Ивана Десни к таковым можно было бы (с изрядной натяжкой) отнести. Но его главные фильмы и сериалы были ещё впереди (скоро он станет одним из постоянных актёров Фассбиндера).
Ни одну из этих картин особо удачной, однако, не назовёшь (хотя "Ученик булочника из Венеции" был весьма неплох).
Так что, в каком-то смысле, будущее режиссёра Тессари было поставлено на карту. Как воздух ему требовалось прорывное зрительское признание, хорошая касса и выход на большой международный экран. Желательно - американский или фестивальный. Иначе быть ему подёнщиком в картинах второго, а потом и третьего ряда. Незавидный был бы исход. А у Дуччо - амбиции. Он чувствует, что умеет уже многое. Надо-надо прорываться.
Здесь нужно сказать, что итальянские вестерны не казались таким уж выигрышным вариантом для серьёзного прорыва, на тот момент.
Жанр только зарождался, перспективы были довольно смутными. Предполагалось что это будет ещё одна неказистая калька американского жанра только заменят "сандалии" ковбойскими сапогами, а вместо муляжных мечей переобутым актёрам раздадут аналогичные кольты.
Чаще всего, именно так и бывало в дальнейшей истории спагетти-вестернов.
Итальянские вестерны снимали на скорую руку, зачастую с нищенским бюджетом. Вальяжные звёзды мирового уровня этими макаронными изделиями презрительно пренебрегали. Откровенно унизительная субжанровая приставка "спагетти" говорила сама за себя.
Такие фильмы поначалу котировались даже ниже "сандалий" и "качков" - шлак, киномусор, дешёвые однодневки "для бедных и необразованных масс" со сбитыми лётчиками в главных ролях.
Но Серджио Леоне уже снял свой первый фильм "долларовой трилогии" и приступил ко второму. У него всё получилось. Его "За пригоршню долларов" сделал впечатляющие сборы. Леоне заметили и оценили.
Значит всё-таки возможность есть!
Тессари был приятелем Леоне, помогал ему писать сценарий пеплума "Колосс Родосский" (1961). Это был их совместный дебют в кино.
Да и в написании сценария для первого вестерна Леоне уже довольно матёрый сценарист - Дуччо изрядно помог другу Серджио.
Тут надо отметить, что как сценарист Тессари к тому моменту уже обладал весьма увесистой репутацией - едва ли не все лучшие "мечи и сандалии" вышли именно из под его пера. Как раз, по отношению к этим кино-сказкам и была высказана оценка Ховарда Хьюза:
"Тессари отлично умел превращать необычные фантазии в сценарии".
(из книги "Однажды на итальянском Западе: путеводитель кинозрителя по спагетти-вестернам")
Правда, оба раза Тессари не был упомянут в титрах фильмов Леоне (по какой причине - я точно не знаю, но чаще всего такой причиной были какие-либо контрактные ограничения).
В общем пример был у Тессари перед глазами - с этой самой, во-многом им самим и придуманной, "пригоршней долларов" (точная оценка бюджетной сметы, как мне кажется) Леоне и прорвался. Теперь надо бы и Дуччо постараться.
И Дуччо Тессари постарался. Он вложил всё наколенное умение, прорывную энергию и свою жажду успеха в несчастный "Пистолет для Ринго".
Честолюбивый Тессари выжал из предоставленных возможностей, всё до капельки.
На главную роль Дуччо позвал скорее каскадёра и рекламную модель, нежели актёра, Джулиано Джемму.
Красавчик Джемма снимался в первой картине Тессари -"Битва Титанов". Дуччо знал его возможности и был уверен, что из парня получится отменный ковбой.
Он уже снялся накануне в паре итальянских "вестернов на скорую руку". "Прострелянный доллар" (1965, режиссёр - Джорджио Феррони) и "Прощай, гринго" (1965, режиссёр - Джорджио Стегани).
Джулиано для этих съёмок придумали даже эффектный псевдоним на американский манер - Монтгомери Вуд (естественно не без намёка на Монтгомери Клифта).
Монтгомери Клифт - легендарный голливудский актёр, сыгравший одну из главных ролей в знаменитом вестерне "Красная река" (1948).
"Прострелянный доллар" был не так уж и плох, а вот "Гринго" - тот самый кино-шлак, из числа картин, о которых забываешь не успев даже досмотреть.
На этих фильмах новоявленный "Монтгомери Вуд" выработал для себя некоторые навыки, ставшие его фирменными фишками: самодовольная, но добродушная ухмылка, гимнастические трюки (он в юности всерьёз занимался спортивной гимнастикой) и главное - эффектный способ заскакивать в седло, ухватившись за луку и взлетая на коня молодецким рывком.
Джемма с энтузиазмом откликнулся на предложение Тессари. Предыдущие вестерн-упражнения не вселили в него особого оптимизма относительно развития карьеры, но Дуччо - иное дело. Дуччо он безмерно уважал и верил в его звезду.
Для Джеммы это тоже был шанс.
Джулиано Джемма - обладатель патрицианской внешности, атлет и аристократ в одном флаконе, но (как считалось) больше пригодный к демонстрированию костюмов или торса, чем к лицедейству.
К тому времени будущий Ринго уже снялся у Висконти в великом "Леопарде" (1963)
он красовался в популярнейшей "Анжелике, маркизе ангелов" (1964), сыграв первого возлюбленного главной героини.
Он даже засветил свой гимнастический торс в знаменитом голливудском пеплуме "Бен Гур" (1959)
а дебютировал когда-то Джемма у почтенного Дино Ризи в непритязательной комедии "Венеция, луна и ты" (1958).
Но это всё были роли даже не второго, а третьего плана или вовсе эпизоды. "Большое кино" его отказывалось замечать, казалось, наотрез.
Джемма уже переиграл целый легион всяческих гладиаторов и преторианцев. О те самые "сандалии" он уже все ноги стёр.
Но от него всегда требовалось одно и тоже: красивый торс, лучезарная улыбка, и "чтобы костюмчик сидел".
Девушки уже вовсю сходили по нему с ума. Джулиано внезапно занял козырную актёрскую нишу, которая, как не странно, была свободна в итальянском кино 60-х - нишу в девичьих сердцах.
Да-да, в Италии было впечатляющее количество выдающихся артистов, на тот момент. Но ни Сорди, ни Тоньяцци, ни Манфреди или Тото не годились для этой ниши. Они играли про другое.
Не годились для этого даже Мастрояни или Гассман, несмотря на свою очевидную привлекательность. Они тоже немного "про другое".
А Раф Валлоне и Массимо Джиротти были уже староваты.
Да и сами посудите: вечно ноющие неудачники, рефлексирующие режиссёры и журналисты, галлюцинирующие маргиналы и прочие артхаусные мямли, кочевавшие из одного (несомненно великого) фильма в другой, скорее найдут дорогу к "Пальмовой Ветви" в Каннах, чем к девичьему сердцу.
Иное дело - красивый парень, стреляющий от бедра (и всегда без промаха, замечу), скачущий верхом и совершающий ослепительно благородные поступки. Такой шагает по дороге к дамским сердцам балагуря и раздавая тумаки всяческим мерзавцам. Шагает уверенно и твёрдо.
А там где девичьи сердечки, там и их бисерные кошелёчки, надёжно поставляющие монетки в кассу.
Джулиано Джемма вошёл в девичьи сердца как его нога в те самые "сандалии". И уж точно не благодаря своему артистическому дарованию (так считалось).
Да, Джемма - далеко не Лоренс Оливье. Но ведь и роль Ринго не предполагает подобных кондиций.
Зато, как говорится, "камера его любит". Он настолько хорош в кадре, что и в голливуде таких ковбоев - днём с огнем. Тессари это понял первым.
"Будем прорываться вместе" - откликнулся азартный спортсмен Джемма на призыв Дуччо Тессари.
И они прорвались-таки!
Фильм смотрели активно и с удовольствием даже те, кто потом кривил губу и презрительно морщился: "фи, какая вульгарная симуляция, далеко не "Рио Браво", конечно".
Рио Браво (1958) - классический вестерн Ховарда Хоукса с Джоном Уэйном в главной роли.
Ну да, разумеется, не "Рио Браво". Далеко не шедевр этот "Пистолет для Ринго". Но как-то странно было и рассчитывать на подобное.
Тем не менее, как развлекательное зрелище, фильм вполне себе получился и даже чуть более. Это был один из первых годных к просмотру "спагетти -вестернов" даже на взгляд заокеанских гурманов.
Как я и сказал в начале, это был архетипичный спагетти-вестерн. В нём сошлись все слабости, все сильные стороны и характерные особенности жанра.
Всё в этой картине бутафорское: декорации, костюмы, сюжетные стереотипы, трюки и диалоги. Всё как-будто с чужого плеча. Все играют в американцев.
Но играют ярко, с огоньком. Тараторят, юморят, паясничают, жестикулируют. Иногда напускают на себя важность, имитируют агрессивную злобность. Всё на грани передозировки (иногда и за гранью хорошего вкуса).
А играть итальянцы умеют. Развлекать и увлекать - их природная особенность, их родная стихия. И они обладают особым эстетическим чутьём. Поэтому в "Пистолете для Ринго", одном из самых ранних вестернов, уже чувствуется зарождение новой эстетики. Эстетики "спагетти".
Но пройдёт всего несколько лет и эта эстетика будет перениматься режиссёрами "Нового Голливуда" уже на родине вестерна.
Серджио Леоне, конечно же, понял первым, что аутентичный вестерн итальянцам не вытянуть. Ни ментально, ни финансово они не готовы к такому формату. Но они способны переформатировать жанр под себя и сделать что-то новое.
В этом зазоре несоответствия между американскими жанровыми лекалами и итальянскими ментальными особенностями Леоне первый ущучил возможность художественного прорыва. Он понимал, что итальянцы вольно или невольно заполнят такой зазор природной ироничностью. Неминуемо. Иначе эти солнечные люди не умеют. Они не любят унывать по поводу неудач, уныние они заменяют иронией и самоиронией. Это надо сделать концептуальной фишкой своих фильмов - сообразил сеньор Леоне (не без помощи соавтора сценария - Тессари, кстати).
Со временем, Леоне этот самый зазор стал всё больше заполнять не только (и не столько) иронией, но и философским содержанием. Его фильмы приобретают очертания притчи. Они становятся сказаниями о Добре и Зле. Медитативная музыка Морриконе и подмороженная актёрская манера Клинта Иствуда стали ему в этом надёжным подспорьем, нивелируя итальянскую буффонаду.
Мне кажется, что такое принципиальное отличие вестернов Леоне и выделило его картины из общего ряда спагетти-продукции, сделав классикой мирового кинематографа. Это отличие и стало тем "такси", на котором он уехал от остальных спагетти-мейкеров.
Кстати, имя Ринго Тессари предлагал дать герою "Пригоршни долларов", но Леоне отверг эту идею. И отвергнутое имя было отдано герою первого вестерна Тессари. Зачем добру продать, действительно? )
Но хватит о Леоне и судьбах спагетти-вестерна. Вернёмся к фильму Тессари.
К сильным сторонам картины, помимо роскошного Джеммы - смотрится он отлично, играет азартно, ковбой получился что надо - можно отнести музыку Морриконе. Конечно, не "Однажды На Диком Западе", но Морриконе есть Морриконе.
И, конечно, нельзя не упомянуть очаровательную Лореллу де Лука. Её, скорее славянская, чем итальянская (на мой взгляд) милота не может остаться незамеченной.
На тот момент Лорелла была одной из любимых актрис всей Италии. Вот она-то уж точно была звездой на момент съёмок.
Сниматься Лорелла де Лука начала в 14 лет, дебютировав у самого Феллини в фильме "Мошенники" (1955, "Зотой Лев" Венецианского фестиваля, между прочим). Играла у Дино Ризи и Марио Моничелли, сверкала в телешоу "Музыкант".
Её называли "невестой Италии" за то, что частенько появлялась на экране именно в этой роли (юная невеста - инженю). Но ещё чаще, чем невест она играла всяческих принцесс или рабынь (иногда и они были невестами).
Подобных ролей она (к своим 25 годам) наиграла уже три с половиной десятка. Примерно дюжина из них - главные.
Да, Феллини её больше не звал в свои картины, Висконти тоже предпочитал иных актрис, у Антониони была личная Моника Витти, у Росселини - Ингрид Бергман, Де Сика крепко держался за формы Софи Лорен.
И нашей Лорелле всё чаще и чаще приходилось обувать пресловутые "сандалии". Но публика её искренне любила и страстно за неё переживала.
Нежная и трогательная Лорелла всегда играла тех, кого требуется защитить, спасти, утешить. Такова она и в первом вестерне Тессари - очередная жертва гнусных посягательств, которую спасает благородный стрелок и неутомимый боксёр - Ринго.
Да и сам фильм стал для неё чем-то вроде счастливого спасения, если говорить уже о личной судьбе Лореллы де Лука. Но об этом - позже.
Ещё одна несомненная удача фильма - юмор, заполняющий тот самай "зазор несоответствия".
Юмор сглаживает недостатки угловатого сценария и неуклюжесть некоторых трюков. Особенно пародийно иногда смотрится стрельба. Но юмор уже диктует новое жанровые клише - стрельба может быть и такой, если не принимать всё происходящее слишком всерьёз и прямолинейно.
На юной физиономии спагетти-вестерна почти всегда таится в уголках губ ироническая улыбка. Этот жанр не гонится за исторической достоверностью и зачастую манкирует правдоподобностью даже в таком, казалось бы, важном для вестерна деле как стрельба. Здесь могут направить ствол вверх, а отстрелить кое-что внизу и наоборот )
Кстати, слабость откровенно буксующей сюжетной коллизии несколько обескураживает, учитывая тот факт, что обычно со сценариями-то у Тессари особых проблем не было. Возможно, всё дело в лимите времени или бюджета, но это, конечно, так себе отмазка для такого мастера как Дуччо Тессари.
Подводя промежуточный итог, скажу что Ринго не стал каким-то выдающимся явлением в кино, но он стал одним из тех фильмов, которые дали возможность убедиться, что субжанр итальянского вестерна состоялся и начал набирать силу.
Очень скоро спагетти-вестерн наберёт такую силу, какой никто не ожидал от этих макаронных ковбоев. Скоро все в Италии окончательно забудут про сандалии и кино-реквизиторы начнут закупать сапоги партиями. Как те туземцы из "Королей и капусты".
Читайте (или вспоминайте) главу "Корабли" из повести О. Генри "Короли капуста"
Из спагетти-вестернов в "большое и серьёзное" кино пришли многие артисты. Помимо Джеммы, это и Франко Неро (его основной конкурент за девичьи сердца Италии), и Джан Мария Волонте, и Клаус Кински.
Через спагетти-вестерны прорвались к успеху даже американцы, которых на родине не замечали: Клинт Иствуд, Чарльз Бронсон, Ли Ван Клиф, Илай Уоллак, Томас Миллиан.
В спагетти-вестернах перезапустили карьеру такие голливудские звёзды как Род Стайгер, Джейсон Робардс, Генри Фонда, Джеймс Коберн, Джозеф Коттен, Фарли Грейнджер, которых раньше времени начали списывать в отряд сбитых лётчиков
А какие кино-красавицы блистали по "спагетти-салунам": Клаудия Кардинале
Ида Галли
Розанна Скьяффино
Коринн Маршан
Сидни Ром
Айра фон Фюрстенберг
Лоредана Нушиак
Марианна Кох
Глаз не оторвать!
Но, как по мне, то даже в этом ряду Лорелла де Лука выделяется.
На спагетти-вестернах отточили мастерство Серджио Корбуччи и Серджо Соллима.
Да и Тессари, в итоге, сделал себе значимое имя именно благодаря саге о Ринго.
Этот жанр дал миру Серджио Леоне и Эннио Морриконе, наконец.
***
В финале я, по традиции, скажу пару слов о дальнейшей судьбе главных фигурантов моего затянувшегося рассказа.
После "Ринго" Дуччо "вошёл в обойму", стал одним из уважаемых и успешных постановщиков коммерческого кино. "Аленделоновские" Зорро и Тони Ардзента тому порукой.
Помимо фильмов с Делоном, я бы отметил в фильмографии Тессари:
- слегка хромающий, но вполне смотрибельный джалло - "Окровавленная бабочка" (1971) с Хельмутом Бергером и Идой Галли (в титрах - Эвелин Стюарт).
- увлекательная комедия с приключениями в Африке - "Сафари-экспресс" (1976), где Тессари снова встретился на площадке с Джеммой и наградил его роскошной партнёршей в лице "первой девушки Бонда" - Урсулы Андерсс.
- знакомый советскому зрителю криминальный сериал "Охотники за шедеврами" (1985) всё с тем же Джеммой в главной роли.
- годный для семейного просмотра "Дом с 40 собаками" (1990) - по названию ясно, что в нём зрителю уготовано )
- добротный приключенческий мини-сериал "Принц пустыни" (1991) с Рутгером Хауэром и Омаром Шарифом. Интересен сериал ещё и тем, что на нём, впервые после "Ринго", Дуччо Тессари сотрудничал с Эннио Морриконе.
Как видите, Тессари реализовывал свои амбиции в самых разных жанрах. Шедевров от него не ждите, но на развлекательную зрелищность (почти) всегда можно рассчитывать, если постановщиком числится он.
***
Проведём небольшую ревизию и его фильмографии, выделив наиболее важные роли.
В том же 1965 году Дж.Дж. снялся в продолжении "Пистолета для Ринго" и ещё одном спагетти-вестерне - "Простреленный доллар" (режиссёр - Джорджио Феррони).
Но и этих трёх фильмов ему оказалось мало. В 1965 он исполнил главную роль ещё и в "Прощай, гринго" (режиссёр - Джорджио Стегани).
В фильмах обоих Джорджио (Феррони и Стегани) его партнёршей была роскошная Ида Галли.
В титрах указан её псевдоним - Эвелин Стюарт, под которым Ида Галли потом постоянно будет сниматься в джалло и спагетти-вестернах. С ней Джемма впервые пересёкся ещё на съёмках висконтиевского "Леопарда", но там они затерялись в толпе второстепенных, а здесь - в главных ролях красуются. И действительно - смотрятся вместе они отлично. Но после этих двух картин их пути разойдутся и больше не пересекутся.
В мгновение ока Джемма (он же - Монтгомери Вуд) становится самым популярным итальянским ковбоем. Для вестерноделов он отныне - амулет успеха.
На следующий год Джулиано снялся в "Аризона Кольт" (режиссёр - Микеле Лупо) - тоже не лыком шитая картина.
В "Аризона Кольте" главного злодея снова, как и в "Ринго", сыграл Фернандо Санчо, а коллекцию очаровательных партнёрш Джемма пополнил шикарной француженкой Коринн Маршан.
В том же 1966 Феррони снял Монтгомери Вуда в своём следующем вестерне - "Ради нескольких долларов". И это был последний фильм, в котором Джемма значится в титрах под американизированным псевдонимом. В дальнейшем он всегда и везде играет только под своим "фамильным флагом" - Джулиано Джемма
В 1967 году Тони Валерии (будущий спагетти-классик) позвал бывшего Монтгомери Вуда на главную роль в "Днях ярости", где его напарником-соперником становится культовый (после фильмов Леоне) Ли Ван Клифф.
На мой взгляд, это - лучшая роль Джеммы в вестерне. Да и вообще - один из лучших спагетти-вестернов за всю историю жанра.
Одним словом - пошло, поехало на всех парах.
Заматерев на спагетти-вестернах, к концу 60-х, он несомненно стал главной звездой жанра.
Это был успех, который начинал смахивать на пиррову победу. Казалось, Джемма запутался в гроздьях спагетти уже окончательно и его актёрская эволюция зависла на вечной паузе.
Но вот, наконец, через 10 лет после "Пистолета для Ринго", Джулиано замечает настоящий "grande regista italiano" - Луиджи Коменчини.
Маэстро приглашает Джемму на главную роль в мелодраму с социальным контекстом - "Преступление во имя любви" (1974)
Роль обаятельного рабочего парня Нулло стала началом карьеры Дж.Дж. в "серьёзном кино". Картина получилась трогательная и серьёзная, а их дуэт со Стефанией Сандрелли - один из лучших любовных дуэтов в итальянском кино всех времён.
В актёрском даровании Джеммы теперь не приходилось сомневаться. Да, он так и не стал Лоренсом Оливье, конечно, но из сандалий и сапогов явно вырос. Это отметили все.
В спагетти - вестернах Джемма, конечно, продолжил и дальше активно сниматься. К чему отказываться от золотой жилы, в которую, не без его активного участия, превратился некогда презираемый жанр?
А из "серьёзных ролей" я бы, помимо замечательного и горячо любимого мной фильма Коменчини, отметил:
- "Пустыни Тартари" (1976)
Знаменитая кинопритча Валерио Дзурлини, в которой был собран уникальный актёрский ансамбль - настоящая сборная Европы. Но в этой дримтим Джемма не то что не затерялся, он - лучший (на мой взгляд). Его майор Матис - человек из стали, настоящий киборг.
Да, ему опять не потребовалось "включать Лоренса Оливье", но качество его актёрского мастерства уже на голову выше, чем было в "Ринго". Одна из лучших актёрских работ Джеммы. Если не самая.
- криминальная драма, основанная на реальных событиях - "Железный префект" (1977, реж.-Паскуале Скуитьери).
Ещё одна хорошая актёрская работа Джеммы. Его игра - главное достоинство этой картины (если не считать прекрасных глаз его партнёрши - Клаудии Кардинале). Префект Мори - тоже киборг, только воюет он уже не с массовой галлюцинацией, как майор из "Тартари", а с реальной сицилийской мафией.
Кстати, служит "железный префект" толстомордому Дуче - Муссолини (не путать с Дуччо Тессари)), но в фильме такие мелочи не акцентированы, разумеется.
- упомянутый мной в самом начале публикации философский киноребус Джулиано Монтальдо - "Замкнутый круг" (телефильм, 1978).
В "Замкнутом круге" Джемма, по сути, сыграл самого себя - Монтальдо его использовал в качестве "живого символа спагетти-вестернов". Джемма появляется только в одном эпизоде картины - в роли ковбоя, который стреляет с экрана в зал и убивает одного из зрителей.
Всего лишь эпизод. Но ключевой для всего фильма. И для него был нужен именно и исключительно бывший "Монтгомери Вуд".
- криминальный триллер Дамиано Дамиани -"Человек на коленях" (1979).
Здесь у Джеммы отличный дуэт с набирающим очки популярности Микеле Плачидо (его комиссар Каттани покорит зрителей окончательно только через 5 лет) + красавица - Элеонора Джорджи, как дополнение к коллекции очаровательных партнёрш.
- ещё одна криминальная история от Дамиано Дамиани - "Следствие с риском для жизни" (1980).
Роли несгибаемых комиссаров полиции, актёр уже освоил не хуже, чем когда-то сандалии и ковбойские сапоги. Очередной комиссар Джеммы здесь носит не только галстук и кобуру под мышкой, но и (почти) футбольную фамилию - Бареззи.
- "Дрожь" (1982)
На этот раз Джемма - детектив в поисках маньяка. Не самый удачный джалло Дарио Ардженто, но сам факт появления в такой картине весьма знаменателен, мне кажется.
- мини-сериал "Пустыня в огне" (1997, режиссёр - Энцо Дж. Кастеллари)
Мелодрама с приключениями, в которой Джемма уже отнюдь не в главной роли (главную сыграл сын другого любимца Тессари - Энтони Делон), но внимания заслуживает.
- историческая мелодрама "Безумная Хуана" (2001, Висенте Аранда)
63-летний Джемма здесь снова на втором плане (он уже давно не играет главные роли), но смотрится по-прежнему отменно, да и картина хорошая.
Пожалуй, на этом имеет смысл закончить ревизию.
Главный итальянский ковбой - Джулиано Джемма - проживёт хорошую жизнь. Он будет активно сниматься до самого конца, заслужит под конец жизни несколько добрых "юбилейных" премий (за достижения в карьере).
Джемма даже добьётся признания как скульптор (скульптура была его любимым увлечением и даже больше, но мы сейчас не об этом).
До конца жизни Джулиано будет оставаться красавцем и погибнет в ДТП, в возрасте 75 лет.
***
В 1971 году стала женой Тессари, родила ему двух девочек, жила с ним до самой его смерти и больше замуж не выходила.
Здесь, наверное, надо рассказать "её историю". В случае с Лореллой, это будет интересней и уместней, нежели ещё одна "ревизия".
Лорелла родилась в небогатой флорентийской семье довольно строгих католических правил. Настолько строгих, что ассистенту режиссёра пришлось лично уговаривать её папашу, чтобы красивую девочку отпустили сниматься в кино. В 14 лет она дебютировала в фильме "Мошенники" у самого маэстро Феллини. Неплохой был старт, согласитесь.
Её вторым фильмом стал костюмный боевик "Роланд и паладины Франкии" (Orlando e i Paladini di Francia, 1956).
15-летняя блондиночка - Лорелла не потерялась даже на фоне одной из красивейших актрис Италии - Розанны Скьяффино.
С третьим фильмом - романтическая комедия Дино Ризи "Красивые, но бедные" (1957)
к Лорелле приходит слава. Здесь она сыграла свою первую невесту)
Фильм сейчас смотрится глуповато, но в конце 50-х он стал культовым для итальянской молодёжи, а юная красотка Лорела де Лука, несмотря на то, что её роль в картине была не главной, теперь могла сполна насладиться всенародным признанием, купаясь в лучах обожания.
Италия влюбилась в эту нежную и грациозную девочку.
Но, у любого успеха, как мы знаем, есть две стороны. И с "тёмной стороной" общественного признания юной Лорелле скоро пришлось столкнуться тоже. "Красивые, но бедные" едва не стали роковыми для очаровательной Лореллы. На съёмках этой незамысловатой комедии 16-летняя актриса познакомилась с восходящей (как тогда казалось) звездой итальянского кино - Маурицио Арена.
Познакомилась и влюбилась. Влюбилась и ... сошлась, как принято было говорить во времена моей юности.
Арена бурлил, кипел и пенился проектами, планами и обещаниями.
Де Лука сыграла в фильме "Князь - болван" (1960)
"Болван" этот самый был амбициозным проектом её возлюбленного. Арена выступил там в роли продюсера, режиссёра, актёра и даже композитора. Я этот фильм не видел и жалеть об этом вряд ли стану.
Уже по плакату ясно, что фанфаронистый Арена мнил себя итальянским Джеймсом Дином или Марлоном Брандо.
Все они тогда мечтали быть американцами.
Судя по всему, сия комедия вполне соответствует своему названию и её провал был вполне предсказуем. Но беда была не в этом, беда подкралась к Лорелле с другой стороны. С той самой - "тёмной" стороны успеха.
Дело в том, что Лорелла уже рассказала родителям о своей помолвке с Маурицо. Но публично они об этом не сообщали. Лорелла ждала когда вечно занятой жених назначит день свадьбы.
Ждала, ждала и дождалась официального публичного сообщения (через газету) о намерении популярного артиста Маурицо Арена жениться на ... Анне Марии Пьеранджели.
Анна Мария Пьеранджели, больше известная под сценическим псевдонимом Пьер Анджели, была женщиной фантастической красоты, некоторые (не без основания) считали её самой красивой женщиной Италии. Тут уж даже милашке Лорелле не потягаться, несмотря на то, что хищная Пьер была на 8 лет старше.
Помимо красоты у Пьер Анджели был светский лоск и голливудская хватка. В Голливуде она начала сниматься в 19 (после пары проходных картин на родине). Снявшись у великого Фреда Циммермана в картине "Тереза" (1951) она была удостоена престижной премии "Золотой Глобус" как лучшая дебютантка. Снималась у Роберта Брукса, Винсента Минелли, Рудольфа Мате. Самой известной её картиной стала знаменитая комедия "Кто-то там наверху любит меня" (1959, режиссёр - Роберт Уайз), где её партнёром был великий Пол Ньюмэн.
Пьер крутила в Америке романы с Кирком Дугласом и Джеймсом Дином, за которого чуть не вышла замуж. Так что, амбициозный, не не сильно умный Маурицио был ей на один зубок, судя по всему. В начале 60-х она вернулась на родину, чтобы реанимировать свою карьеру (роман с Голливудом подошёл к концу) и ей нужен был пробивной "таран" для этого дела. Маурицио, как ей казалось, вполне годился на эту роль.
Ну, а Маурицио льстило внимание со стороны "голливудской дивы", да ещё и крутившей роман с Джеймсом Дином
Короче, навиная девочка Лорелла узнала об их помолвке и устроила скандал, в лучших традициях Италии. А дотошные журналисты тут же раскопали целую кучу побочных романов любвеобильного Арены. Оказалось, что шашни он крутил почти со всеми своими партнёршами.
Репортёры пошумели, коллеги посплетничали, публика посочувствовала да и забыли.
Но для Лореллы де Лука эта история стала настоящей психологической травмой. Девочка из правильной католической семьи узнала, что такое публичный позор. Как бы ей не сочувствовали, но это был он самый - позор на всю страну. Подлый обман и предательство, которое смаковали и расписывали в красках на страницах жёлтой прессы.
Нынешние селебрити такие скандалы просчитывают и инсценируют сами, ибо - пиар. Но в те былинные времена такое воспринималось немного иначе.
Травмированная этой подлостью девушка пыталась утопить боль в работе. Лорелла снималась без конца и во всём подряд. Даже перечислять не стану все эти фильмы и сериалы. Сплошная коммерческая мутотень, не стоящая ничьих воспоминаний.
В 1965 году она попала на съёмочную площадку триллера "Желание умереть", который снимал Дуччо Тессари. Так они познакомились.
Когда Дуччо задумал своего "Ринго", то исполнительницу главной женской роли Тессари долго искать не стал. Он пригласил Лореллу. Дуччо придумал ей, как положено, американизированный псевдоним - Холли Хэммонд (Hally Hammond) и безоговорочно отдал роль де Луке.
Судя по всему, именно на съёмках "Пистолета для Ринго" он растопил лёд в раненом сердце актрисы. Уж как он этого добился и почему они поженились только через 6 лет - не знаю. Свои отношения они не особо афишировали даже после свадьбы. Никаких домашних интервью и бесконечного пиара на своей любви они никогда не делали.
Дуччо и Лорелла прожили вместе всю оставшуюся жизнь, что, согласитесь, не частое явление в их киношной среде. И это исключение из правил достойно, на мой взгляд, всяческого уважения.
А как насчёт фильмов? Что случилось с кинокарьерой Лореллы де Лука? Должны как бы спросить вы, если ещё читаете вот это всё.
Отвечаю: практически никак.
В дальнейшем она снималась только у мужа и далеко не в главных ролях. А к 40 годам фактически закончила свою карьеру. Суперзвездой она так и не стала, предпочтя роль жены и матери всем остальным ролям. Иногда помогала мужу на съёмках фильмов в качестве штатной помощницы режиссёра.
Дуччо Тессари умер в 1994 году от рака. Ему было 67.
Лорелла пережила мужа на 10 лет. Незадолго до его смерти она всё-таки снялась в своей последней картине "на стороне". Это была небольшая роль в странноватой и заслуженно забытой комедии "Бонус-малус" (1993).
Жертва итальянского домостроя? Её карьеру погубил муж - тиран? Может он боялся, что снимая её в главных ролях, он рискует потерять жену? В его картинах играли самые красивые актёры Европы: Джулиано Джемма, Ален Делон, Раф Валлоне, Франко Неро, Хельмут Бергер (впрочем, этот был безопасен, как мы знаем). Возможно, Тессари боялся такой конкуренции, зная нравы этой публики изнутри?
Может и так.
А может быть всё проще и Лорелла де Лука - счастливая и мудрая женщина? Решайте сами.
А я считаю, что мне давно пора закругляться. Разболтался я опять не на шутку.
А как иначе, когда имеешь дело с итальянцами? Это ведь часть их того самого "менталитета". Болтливость, в железной сцепке с артистичностью, у них в составе крови, она - важная часть их генетического кода. Остановить, рассказывающего свою историю итальянца может только смерть или другой итальянец, рассказывающий свою историю.
Впрочем, нет - другой итальянец не сможет. Они просто станут рассказывать свои истории одновременно и в итоге соберут вокруг себя толпу. И каждый, из прибежавших на шум, начнёт рассказывать свою, вливаясь в звонкоголосую и бурно жестикулирующую симфонию историй. Так и живут...
Вот и я туда же. Гипноз какой-то.
Но что делать, если этот старенький, почти забытый спагетти-вестерн, навеял мне столько интересных историй?
И ведь это я себя ещё сдерживал. Вырезал из текста многие подробности. Скрепя сердце отказался от рассказа о дальнейшей (весьма печальной) судьбе глупого Маурицио и хищной Пьер Анджели. Не принесли им счастье предательство и подлость по отношению к наивной девочке.
И от самого важного и святого для итальянцев рассказа - о детях героев моего повествования я отказываюсь.
Не рассказал я и о других участниках фильма, а там тоже есть кого вспомнить. Да и про сами съёмках много есть историй.
А оно вам надо? Вот и я говорю - хватит. "На сегодня хватит дуэлей!"
Спасибо всем, кто дочитал, за долготерпение и милосердное внимание.
Даю, наконец, отдохнуть и фонтану )
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...