Грядущий "Тупик", о котором я писал в рецензии на предшествовавший "Океанам" альбом Yes, не заставил себя долго ждать. "Океаны" для меня являются идеальной иллюстрацией именно творческого тупика, в который уперлась группа - эталонное техническое мастерство музыкантов в сочетании с отсутствием свежих идей.
Джон Андерсон, как главный генератор идей в группе, столкнулся с вечной проблемой - предыдущая альбомная трилогия была настолько хороша, что переплюнуть ее было невозможно.
Ставить на конвейер гениальные находки из прежних альбомов и обращать их в клише - безрадостная перспектива, хотя и соблазнительная в своей надежной простоте.
А для новых идей уже не хватало творческого ресурса - все вложено в предыдущие три релиза, вышедшие в течении пары лет. В загашнике воображения пусто.
И потянулась скорбная череда метаний и мучений, надуманных экспериментов и заумных формул. Андерсон то впадает в приступы чудовищной мегаломании, то опускается в бездну безысходности.
Как итог - амбициозно занудный монстр "Топографических Океанов", включивший в себя все то, что меня со временем оттолкнуло от арт-рока на долгие годы: нарциссизм, заумь, претенциозность и вторичность.
Впервые я услышал этот альбом в середине 80х. Начинал я его слушать с затаенной надеждой на "очередной шедевр Yes" и какое-то время наивно уговаривал себя, что это именно он - очередной шедевр - и есть, но я, как бы, не сумел еще проникнуться и распознать всю его прелесть.
Время шло, а гнетущее впечатление от каждого нового прослушивания только усугублялось. Никакого отклика в моей душе этот альбом так и не находил.
Предъявленное на "Сказках" пышное великолепие напоминало мне затянувшийся саундчек великой группы. Казалось, что вот сейчас они выставят правильный звук, закончат настройку инструментов, наладят взаимодействие и начнется волшебство.
Музыка лилась сплошным потоком, исполнение, как всегда, оставалось на самом высоком уровне технического мастерства ... а волшебство так и не началось.
Почти полтора часа несбывшихся надежд и отчаянных ожиданий. Наконец, я начал осознавать, что подсознательно напрягавшее меня своей помпезной пошлостью название альбома соответствует его содержанию.
Для меня "Сказки Топографических Океанов" так и остались неким архитектурным артефактом. Музыкальный недострой. Огромное и красивое здание причудливой формы. Конструкция из стекла и бетона, к которой не подвели жизненно важные коммуникации. В этом здании нет воды, света, связи. В нем нет даже окон. Там никто не живет. Печальное и гнетущее зрелище.
Я стараюсь теперь ходить в обход этого монстра.
Кстати, есть у меня одно, проверенное временем, наблюдение: "Топографические Океаны" являют собой некий водораздел между "трушными прогхэдами" и большинством "обычных меломанов". Первые водружают "Топографию"на хоругви своего "крестового похода против попсы", вторые - на дух не переносят эти "Сказки".
После записи альбома из группы уходит Рик Вэйкмэн. Сия Топография буквально выдавила его из Yes.
Крис Сквайер тоже был готов уйти еще во время записи, но, к счастью, остался. Холодная голова прирожденного басиста сделала свое дело. Однако надоели они с Андерсоном друг другу изрядно за время бесконечных сессий, заполненных перманентными ссорами.
"Океаны" дались группе тяжело. Yes оказались на грани первого распада.
Но публика приняла с восторгом новый альбом Yes и распада не случилось. Случился концертный тур.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »