После трех лет студийного молчания, заполненного гастрольным чесаловом по Америке и работой над сольными проектами, музыканты Yes, наконец, приступают к записи нового альбома.
Группу оставляет их "золотой" продюсер Эдди Оффорд, посчитавший, что музыка Yes уже морально устарела. На его место приходит Джон Тимперли (John Timperley). Тимперли - звукоинженер высочайшего уровня, он начинал свою студийную деятельность с записей классической музыки, в молодости поучаствовал в записи дебютного альбома Cream и битловского Magical Mystery Tour. Но наибольшую известность ему принесла работа на студии Olimpic. Там он записывал классиков джаза и великих эстрадных исполнителей уровня Телониуса Монка и Бинга Кросби. Сопродюсером Тимперли становится Дэвид Ричардс - другой замечательный "Studio Wizard", который в скором времени прославится участием в записях Queen, Duran Duran, Дэвида Боуи, Игги Попа и Криса Ри. Полностью обновив команду звукарей в студии, Yes снова пришлось искать замену и клавишнику. Уже в процессе работы над новым альбомом группа расстается с Патриком Моразом. Суть их разногласий я здесь излагать не стану, история эта довольно мутная и, судя по всему, не очень корректная, но нам важен сам факт - группе нужен новый клавишник. И новым клавишником становится старый добрый Рик Вэйкмэн. Его пригласили спасать ситуацию. Рик был занят раскруткой своей, более чем успешной, сольной карьеры и постоянная работа с Yes его мало привлекала. Он согласился сотрудничать только в качестве сессионного музыканта. Парни уговорили его, заверив что "никаких Топографических Океанов" больше не будет. Они дали ему послушать кассету с наработками к альбому. Послушав материал Вэйкмэн согласился. Песни были отличные. "Мы впервые нашли взаимопонимание между собой. Думаю, что мы все сильно повзрослели, стали более зрелыми. Возможно, что я повзрослел даже больше, чем остальные" (Рик Вэйкмэн) Альбом записывали в Швейцарии, на знаменитой студии в славном городе Монтре. Рик включился в работу активно и его участие сыграло важную роль в успехе альбома. Да, он за 3 с лишним года одиночного плавания заматерел и обрел изрядную основательность. Если Андерсон по-прежнему оставался поставщиком идей, давал творческий импульс, формулировал общую мелодическую и лирическую канву композиций, занимался смыслами, сюжетами, настроением и атмосферой, то Хау и Вэйкмэн воплощали идеи в жизнь, наращивая музыкальное мясо на идеологический костяк. К обычному клавишному инструментарию Рика (хаммонд, меллотрон, синтезатор Муг) добавился настоящий церковный орган, который записывался в Соборе Святого Мартина швейцарского городка Веве. Стив Хау помимо своего дежурного набора электрических и акустических гитар, использовал экзотический инструмент - португальскую гитару, а также педальный слайд и стальную слайд-гитару. Такие нововведения обеспечили сочную аудио-колористику альбома. На записи Going for the One Андерсон находился в блестящей вокальной форме, его пение, как сольное, так и в гармонии со Сквайером и Хау, буквально завораживает, не оставляя ни единой щелочки через которую можно было бы пропихнуть критическую иглу с ядовитым наконечником сарказма. Я не могу не отметить это обстоятельства по той причине, что невероятно высокий фальцет Джона - это весьма специфический тембр. Если Джон не попадает в материал и настроение, то его тембр звучит почти карикатурно. Если же вокал Андерсона используется точно по назначению и попадает в питательную среду верно сформулированной идеи, правильного душевного состояния, то он способен звучать божественно. Именно так (божественно) его голос звучит на альбоме Going for the One. О карикатурности здесь не может быть и речи. И вообще Yes звучат здесь свежо, ярко и собранно. Такие композиции как Going for the One, Turn of the Century и Wonderous Stories входят в число лучших во всем каталоге группы. Чуть послабее выглядят "Параллели" Криса Сквайера, но слабой эту композицию тоже не назовешь. Впечатляющий финал - 15-минутный эпик Awaken звучит роскошно и симфонично, в лучших традициях Yes-овского арт-рока. Однако в "Пробуждении" уже можно ущучить самоповтор, а местами - некоторую пробуксовку и подвисание. Но это только, если держать в уме эпики из предыдущих альбомов. Сам по себе сей опус превосходен. По окончании записи альбома, на вечеринке у Клода Нобса (директор джазового фестиваля в Монтре, это именно его увековечили Deep Purple в своем бессмертном хите про "Дым над водой" под именем "Фанки Клод"), Брайан Лэйн (бессменный менеджер Yes в 70х) и басист группы Крис Сквайер уговорят Вэйкмэна снова стать штатным музыкантом Yes. Ну, вот ... получилась почти полноценная рецензия, а ведь я собирался писать в своем обзоре только краткие характеристики альбомов. В данном случае, это, наверное, объяснимо по следующим причинам: 1. Going for the One остался в тени альбомов 71-74. Несколько на обочине внимания. Его вспоминают не так часто и пишут о нем обычно вскользь, мол есть такой альбом и он не так плох или даже хорош. Вот я инстинктивно и решил заполнить сей пробел ) 2. Я считаю что GftO завершает собой золотую эпоху классического Yes. 3. Ко всем последующим альбомам группы я отношусь более прохладно, чем к тем, которые были записаны до 1977. Завершая первую часть обзора дискографии Yes и подводя некоторый итог, не могу не сказать, что к моменту выхода GftO, арт-рок уже вступил в фазу заката. Стремительный взлет на рубеже 60-70-х, расцвет в 71-75 ... и вот пришло время не менее стремительного падения. На дворе правили бал диско, перетянувшее на себя внимание любителей танцевальной развлекухи, и панк, который увлек за собой протестную молодежь. Времена, когда арт-рок пользовался массовой популярностью, остались в прошлом. Его герои и адепты выглядели теперь едва ли не нелепо, словно премьеры провинциального театра в брабантских кружевах и лакированных туфлях, пришедшие в лес по грибы и брезгливо лорнирующие грязные лесные лужи да кочки. Арт-рок летел в пропасть забвения, интерес к нему таял на глазах. Группы распадались, стилистически переобувались на лету, теряли контракты и разорялись. Только единичные мастодонты, в т.ч. и Yes, еще держали марку и сохраняли лицо. Они как бастионы осажденной крепости отстреливались в конце 70-х мощными, прицельными залпами, такими как Animals (Pink Floyd) или Heavy Horses (Jethro Tull). К числу таких "залпов" я уверенно могу причислить и Going for the One. Но боеприпасы у осажденных гордецов были уже на исходе ... |
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »