VARIOUS ARTISTS
"HOUND DOG TAYLOR. A TRIBUTE" (1997)
Теодор Рузвельт "Гончий Пёс" Тейлор - один из краеугольных камней "чикагского блюза", такой же важный сегмент этого феномена, как Мадди Вотерс, Бадди Гай, Отис Раш, Хьюберт Самлин или Мэджик Сэм.
Гитарист и певец, имеющий культовый статус в блюзовой среде - Хаунд Дог Тейлор долгие годы был известен только среди завсегдатаев чикагских клубов и не имел возможности записать свои блюзы до самого 1971-го года (не считая нескольких синглов, оставшихся практически незамеченными).
Лишь с появлением специально "под него" созданного (ныне легендарного) лейбла "Аллигатор" он смог записать три великолепных альбома, которые обязательно должны стоять на полке всякого блюзомана.
Хаунд Дог скончался в возрасте 60 лет, в 1975 году, так и не получив при жизни заслуженной им доли признания. Однако, сейчас он является одним из самых продаваемых на Западе блюзовых исполнителей.
Я давно заметил какую -то особенно нежную любовь к нему со стороны американских блюзовых гитаристов. Причиной тому является, как мне кажется, не только музыка, оставленная им в наследство, но и сама личность великого "Гончего Пса".
Впрочем, они неразрывно связанны между собой - музыка и личность Тейлора. От остальных "чикагцев" его отличает, в первую очередь, непотопляемый оптимизм, жизненная сила и, базирующийся на них, фантастический драйв.
Его блюзы скорострельны, ярки и солнечны, как он сам - любитель дешёвого виски и дешёвых японских гитар (ему принадлежит знаменитая фраза, авто-эпитафия: "Когда я умру, обо мне скажут: он играл на всяком говне, но умел заставить его звучать круто").
Жизнелюб и весельчак, сумевший заразить своим драйвом целые поколения блюзовых гитаристов. Его влияние чётко прослеживается в музыке самых разных исполнителей - послушайте, как на этом альбоме сроднились с его материалом такие разные музыканты, как Luther Allison, George Thorogood, Bob Margolin, как выстреливают из-под их пальцев тейлоровские вещи, словно написанные ими самими.
От фантастической гитарной игры на этом альбоме дух захватывает, гитаристы просто купаются в наследии "Гончего".
Альбом настолько плотный по музыкальной фактуре, настолько зажигательный по настроению и ровный по качеству, что выделить какой-либо трек очень сложно, но я всё же отмечу несколько особо понравившихся вещей:
- потрясающий грув в песне "Sadie", мощно исполненной Son Seals.
- изящный инструментал "Taylor's Rock" в исполнении моего любимца Санни Ландрета.
- отличный трек, записанный Элвином Бишопом, который начинается с его рассказа о том, как он - амбициозный гитарист-тинейджер из захолустной Талсы (Оклахома) приехал в 1962 в Чикаго и пришёл устраиваться на работу к знаменитому "Гончему".
Тейлору понравилось, что Бишоп умеет играть "Hideaway" (*). Они посидели дома у "Гончего", где ели цыплячьи ножки и запивали их виски, а вечером Тейлор вывел пацана на сцену и сказал: "Let's get funky, son!"
Этими словами Элвин Бишопом заканчивает свою байку-преамбулу и даёт настоящего огненного фанка, убедительно проиллюстрировав свой рассказ композицией "Let's Get Funky".
- нельзя не выделить и неожиданный акустический трек "It's Alright" (наверное, самый известный блюз Хаунд Дога), который записал Вернон Рид в дуэте с неведомым мне Alvin Youngblood Hart (это единственное неизвестное мне имя среди уч-ков трибюта).
Неожиданность здесь в том, что номер сыгран именно в акустике, а Вернон Рид, если кто забыл, - блистательный гитарист легендарного фанк-металл состава Living Colour.
Присутствует на альбоме, кстати, и "традиционная" электрическая версия этого великого блюза - феерический финальный трек, записанный Lil' Ed. Даже на фоне всеобщего безудержного драйва, этот трек выделяется своей обжигающей энергией!
Особняком в альбоме стоят две песни: самый длинный трек релиза - "Wayward Angel" (Ronnie Earl ) и "Hawaiian Boogie" (Dave Hole). Обе написаны (в отличии от всех остальных) не Хаунд Догом.
Ронни Эрл записал медляк собственного сочинения, который по причине нехарактерного для Тейлора темпа, звучит несколько чужеродно в этой компании и скорее, на мой взгляд, подошёл бы для трибюта другого великого чикагца - Отиса Раша, однако посвящён именно "Гончему".
"Гавайский буги", исполнил выдающийся австралийский слайд-гитарист Дейв Хоул, но этот блюз написал Элмор Джеймс (хотя, он входил и в репертуар "виновника" данного трибюта).
Должен оговориться, дабы кто-то не подумал чего лишнего: оба эти трека сделаны отлично и ни чем не уступают остальным, просто они написаны не самим Тейлором .
Я ничуть не удивлюсь, если кто-то из всего этого великолепия выберет себе в любимцы совсем другие треки, выбрать есть из чего - на альбоме записались "сливки" современного блюза, помимо упомянутых мной это и Gov't Mule, и Magic Slim, и Michael Hall, и Сub Koda (вместе с бывшими аккомпаниаторами самого Тейлора - "The Houserockers").
Все они отлично сделали своё дело и ярко засвидетельствовали своё уважение блюзовой легенде.
Этот альбом - один из лучших блюзовых трибютов всех времён, по моему скромному мнению.
Long Live Hound Dog! Музыка "Гончего" будет жить столько, сколько будет жить сам блюз.
BTW: Небольшая, но эффектная добавка к портрету Тейлора: у него было по шесть пальцев на руках (т.н. полидактилия), "лишние пальцы" были маленькие и недоразвитые. Как-то раз, по молодости, "Гончий" выпил для храбрости необходимую дозу любимого виски и отрезал себе лезвием шестой палец на правой руке, который мешал ему играть на гитаре.
(*) "Hideaway" - классический номер из репертуара Фредди Кинга. Один из эталонов электрического блюза.
(Driver Pete 09.10.2006)
P/S/ с момента написания этой рецензии прошло много лет и за это время, упомянутый мной в статье, Элвин Янгблад Харт превратился из "единственного неизвестного" в одного из любимых современных блюзменов:)
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »