TONY LEVIN BAND - "Double Espresso" (2002)

TONY LEVIN BAND

"Double Espresso" (2002)

 

Я, как уважающий себя меломан, не смог пройти мимо этого альбома. Тони Левин - фигура культовая, от него можно (и нужно) ждать любых всяческих сюрпризов и откровений. Сразу скажу: альбом на сюрпризы не поскупился, а вот особых музыкальных откровений, к сожалению, не было. На мой взгляд - не было.

 Впрочем, обо всём по порядку.

 

Когда я беру в руки альбом басилы такого статуса, то едва ли не главный вопрос, ответ на который я ищу - кто за барабанами? Ибо появление за барабанной установкой на сольнике супер-басиста (то, что Левин является именно таковым, я думаю, ни у кого сомнений не вызывает) ставит на барабанщике особый знак качества, освящённый доверием особого рода. Чаще всего, басиcты берут в напарники самых актуальных, самых проверенных и самых мастеровитых.

 

Здесь-то меня и поджидал первый сюрприз: Левин мог пригласить любого из лучших дурммеров мира, он успел поработать почти со всеми. Лично я ждал появления Стива Гадда или Билла Бруфорда, естественно. Во всяком случае, это казалось мне наиболее вероятным.

 Ан нет - Джерри Маротта!

 

Если сделать перефразировку знаменитого слогана, закрепившегося, в своё время, за великим гитаристом Роем Бьюкенаном: "Джерри Маротта - величайший из неизвестных барабанщиков!"

 

С Мароттой судьба впервые свела Левина на записи ранних альбомов Питера Габриела (кстати, тогда же и там же он познакомился и с Робертом Фриппом, та встреча закончилась возрождением Кримзо, как вы помните), поэтому его появление в составе Тони Левин Бэнд, казалось бы, нельзя отнести к разряду сюрпризов, в полной мере, но... положа руку на сердце, его я не ожидал. А вы ожидали?

Это был всё-таки сюрприз. Очень приятный сюрприз.

 

Дж.М. - музыкант, изысканно - элегантный и невероятно тонкий, в своей игре - подлинный драм-импрессионист. Присутствие Джерри за установкой - огромный плюс всему альбому и отдельный - Левину за выбор напарника по ритму.

 

Сюрпризом стало и феерическое вокальное камео Маротты в кавере на Габриелевскую концертную коронку "Back In NYC" (Питер Габриел исполнял эту вещь не только в рамках тура Genesis после записи "Агнца", но и в первые годы сольных выступлений).

 Маротта спел, нет - "исполнил", как говорят профи, на пять с огромным плюсом. Это и был (для меня) едва ли не главный сюрприз альбома.

 

Но оставим, однако, в покое Маротту (на время). Этот мужчина не любит шума вокруг собственной персоны. Перейдём к другим участникам TLB: клавишник Ларри Фаст и гитарист Джесс Гресс. Это получается, практически, группа Питера Габриела, образца 80х (исключая Гресса, о котором стоило бы поговорить отдельно, но не в рамках этого рассказа).

 Надо ли говорить, что именно в то время ПГ имел за спиной один из лучших концертных составов мира? Все они (Левин, Маротта и Фаст) получили известность именно тогда и именно под крылом у Габриела. Неудивительно, что кавер на "дженезизовский" "Back In NYC" стал, пожалуй, пиковой точкой всего концерта (ах да, я забыл уточнить - "Двойной Эспрессо" - концертная запись, сделанная ни где-нибудь, а в Вудстоке, точнее - at Bearsville Theatre, Woodstock, New York). Короче, выражаю своё восхищение по поводу "двойной экспрессии", которую выдал Маротта на этом треке (как вокалист и как барабанщик).

 

Кавер-версии составили добрую половину всего материала. Есть среди них ожидаемые - каверы на кримзоновскую классику 80х (Sleepless и Elephant Talk), в которых Левин выступил в качестве вокалиста (на "Бессонице" дуэтом с Мароттой) и сделал это довольно умело (что тоже стало сюрпризом, но всёшки не таким неожиданным, как пение Маротты).

 Каверы на Кримзо сделаны близко к оригиналам и оставили впечатление дежурных номеров, сыгранных больше для удовлетворения зрительских ожиданий, нежели для собственного кайфа. Нормально, но без изюминки, так я для себя это оценил.

 

Несколько озадачила и вызвала у меня весьма неоднозначную реакцию легендарная "Текила". Этот инструментальный поп-стандарт, впервые исполненный ровно полсотни лет назад группой The Champs, играли с тех пор все, кому не лень. Он настолько хорош, что испортить его казалось невозможно...

Теперь я понимаю, что ничего невозможного в этом мире (увы) нет. "Левин сотоварищи" умудрились- таки невозможное воплотить. Может даже и не испортили (всё это слишком субъективно, конечно), но перемудрили точно.

 Несмотря даже на отличный саксофончик (тоже работа Джерри Маротта, а за барабанами его на этом треке подменил "гость" - Doug Stringer), который однако припозднился на этом "ленивом" треке. В заумно-джазовом, амбиентно-меланхоличном варианте TLB эта ядрёная штуковина потеряла свою первозданную остроту и восхитительную лаконичность музыкальной юморески. А что от неё может остаться, если убрать это? Послушайте, может вам и понравится. Но для меня эта текила стала явно безалкогольной в таком переложении.

 

Другой кавер, который тоже может вызвать очень даже полярные оценки - цеппелиновский "Чёрный Пёс".

 Соблазн его переделать, как мне кажется, должен возникать у каждого второго бас-гитариста. На моей памяти, однако, Левин рискнул первым. Считаю, что здесь риск оправдался - вещь получилась интересная.

 Black Dog из разряда тех песен, которые слишком крепко привязаны, в сознании многих, к каноническому исполнению (у каждого свой "Чёрный Пёс", конечно). Но лично меня эта версия скорее порадовала и повеселила, нежели разочаровала или повергла в уныние.

 

Ещё одна кавер-версия, о которой нельзя не упомянуть - легендарный "Питер Ганн" (Peter Gunn), мелодия из саундтрека к давно забытому кинофильму, написанная великим Генри Манчини также почти 50 лет назад, и пережившая фильм на эти же полсотни лет.

 Её играют и будут переигрывать тысячи исполнителей по всему миру. Эта тема из разряда тех, которые принято называть "everygreen".

 "Питер Ганн" - единственный номер альбома, который записан не в Вудстоке, а в Сент-Луисе. Видимо, причиной такого эксклюзива стало то, что на концерте в Сент-Луисе к "Банде Левина" присоединились специальные гости (и старые друзья - соратники) - California Guitar Trio.

 Выпускники фрипповских "курсов по гитарному выживанию" безусловно украсили особым шармом знаменитый стандарт, но... в моём сердце навсегда лучшим исполнением "Peter Gunn" останется то, которое я не раз слышал на живых выступлениях курёхинской "Поп-Механики", это был стержневой номер программы, обладавший фантастической мощью и гипнотическим эффектом. Даже виртуозы Тони Левина при помощи калифорнийского гитарного десанта не сумели затмить для меня курёхинский вариант.

 Впрочем, о феномене "Поп-Механики" тоже - отдельный разговор и он тоже здесь, пожалуй, не очень уместен.

 

Из каверов ещё надо отметить: "Dog One" всё того же Питера Габриела. Этот "пёс" так и не вошёл ни в один альбом ПГ, насколько я помню, но Левин сумел показать своим исполнением, что разбрасываться такими вещами не стоит даже Габриелу, и особенно - L'Abito della Sposa – песня, написанная Левином в соавторстве с итальянцем Ивано Фоссати. Эту песню здесь сам Левин поёт на итальянском. Возможно, что с точки зрения классического бельканто, Тони и выглядит смехотворно, но спел или скорее - продекламировал он её с таким вдохновением и так трогательно, что подобный упрёк может возникнуть в голове только абсолютно бездушного механизма.

 Я никогда не слышал оригинал Фоссати (каюсь), но исполнение Левина настолько убедительно раскрывает всю красоту мелодии и глубину чувства, что если итальянец не переборщил со слащавостью (столь свойственной певцам солнечного сапога), то это должна быть великая песня.

 

Из авторских вещей самого Левина я бы ещё отметил восхитительную "Утопию", идущую сразу встык за Back in NYC. Удивительно красивая композиция, которая даже на фоне такого изобилия басовых деликатесов (каждая из нарезок альбома безусловно является таковой) выглядит жемчужиной особого внутреннего света. Нигде больше бас ТЛ не звучит настолько романтично и одухотворённо. Его переливы и переплетения с гитарным бэкграундом Гресса - тончайшее удовольствие для гурманов.

 

Присутствует на альбоме и авторская вещь клавишника Ларри Фаста - "Фобос", которая намекает на интересный композиторский потенциал этого (довольно загадочного для меня) исполнителя.

 

Среди басовых партий выделил бы ещё финальный трек "Belle", в котором, кстати, компанию Тони составил его братец - Пит Левин, нью-йоркский джазмен-клавшиник + утяжелённый “Ever The Sun Will Rise”.

 

Из других инструментальных работ - вулканическая гитара Джесса Гресса в "Джиронимо".

 

Среди авторских работ Тони выделяется также своей ошеломляющей ритмикой "Pieces Of The Sun" (наиболее известный, пожалуй, номер в сольной дискографии ТЛ), которым открывается концерт Тони Левин Бэнд в Вудстоке.

 

В заключение, отвечаю на угадываемый мной вопрос, который вы вправе задать по прочтении сего опуса: "Почему такая низкая оценка?".

Отвечаю: оценка не низкая. Шесть с половиной, по моей градации, это между "хорошо" и "очень хорошо". Снижена по следующим причинам:

1. Это концертная запись и материал содержит критическое кол-во каверов. За это снижаю всегда.

2. Местами подкачал звучок. Треки, в этом плане, неравноценны.

3. Альбом похож на множество других альбомов бас-виртуозов. Традиционный джаз-рок, сыгранный вкусно, умело, иногда - с фантазией, но и грешит банальностями, которые есть на сотнях таких бас-альбомов. Возьмите почти любой альбом того же Стенли Кларка (он был пионером в этом деле, с ним и сравнивать) и услышите очевидное сходство почти по всем параметрам. От музыканта такого статуса и такой репутации, как Тони Левин, мы вправе ждать большего. Считайте это - особо предвзятым отношением к любимцу :)

(Driver Pete - 13.08.2007)

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »