"Хэнки-пэнки" - провокационный альбом-омаж, состоящий из кавер-версий на песни легендарного короля кантри — Хэнка Вильямса (Hank Williams).
Но для начала, давайте разберёмся с идиомой hanky panky.
Впервые это выражение появилось на страницах британского юмористического журнала Punch, в одном из самых ранних его номеров (1841 год, на минуточку).
Вот оригинальный текст пассажа из журнальной публикации, в которой впервые было использовано это выражение:
"Only a little hanky-panky, my lud. The people likes it; they loves to be cheated before their faces. One, two, three – presto – begone. I’ll show your ludship as pretty a trick of putting a piece of money in your eye and taking it out of your elbow, as you ever beheld."
Из него явно следует, что "хэнки-пэнки" - это аналоговая версия идиомы "hokey pokey" (фокус-покус, дешёвый трюк, наглый обман).
Кто не очень силён в английском языке, тем более таком своеобразном, который был принят на вооружение журналом "Панч", - просто поверьте на слово ))
Журнал пользовался огромной популярностью у широкой публики (он просуществовал, кстати, аж до 2002 года) и выражение сразу со страниц журнала ушло в народ, как говорится.
Этот самый народ покрутил его в обиходе и докрутил до того, что в начале XX века хэнки пэнки приобрели явно вульгарную и даже сексуальную коннотацию, близкую нашим "шашням" или "шуры-муры" (можете мысленно продолжить и осовременить этот ряд). То есть - некие поверхностные действия между партнёрами, балансирующие на грани измены (изначально подразумевалось, что, как минимум, один из партнёров не свободен).
Но, что очень важно, обязательно имелись в виду скрытые действия физического характера (петтинг, иначе говоря). Например, соприкосновения конечностями под столом. При этом "над столом", творящие хэнки-пэнки, сохраняют невинные физиономии.
Дальнейшее расширение значений данного идиоматического выражения (от денежного разводняка до девичьих трусиков) мы рассматривать не станем, ибо к делу они отношения уже не имеют. Хватит нам и вышесказанного.
А вышесказанное, как раз, имеет прямое отношение к тому, что сделано на этом альбоме.
То, что сотворил с песнями "трагического ковбоя" Мэтт Джонсон (который, собственно, и есть The The, если кто не в курсе), иначе как "Хэнки-пэнки" и не назовёшь.
Джонсон нагло и даже "вульгарно" (по мнению кантри-пуристов) облапал и отшуримурил наследие великого сонграйтера. На глазах у широкой публики он из лучших баллад Хэнка Вильямса, наполненных драматическим содержанием, романтической печалью и кантри-исповедальностью, сотворил нечто грубое, жёсткое и панко-образное. Почти ёрническое и чуть ли не пародийное.
Тем не менее, Мэтт нигде не переходит ту границу, за которой хихикает гнусная издёвка над оригиналом. Уважение и даже восхищение авторским даром великого Хэнка присутствует в каждой песне. Очень тонкая работа, на мой, субъективный взгляд.
Мэтт "Двойной Определённый Артикль" Джонсон талантливо адаптировал, казалось бы, в конец заезженные, перепетые тысячи раз и всеми подряд, стандарты Хэнка под себя, вписав эти песни в собственную концепцию отношений с окружающим миром. Его актуализация классического песенного материала произошла на удивление успешно и стала катализатором интереса к творчеству Хэнка Вильямса среди множества людей, прежде не любивших, а порой и на дух не переносивших, кантри как песенный класс (это я, отчасти, и про себя, каким был в 90-х)).
В песнях Хэнка Вильямса Мэтт чутко услышал родственную (метущуюся) душу. А в технике обнажения собственной души методом написания песен ему, Мэтту Джонсону, равных мало.
Как он к такому альбому пришёл и почему решился на такой шаг — достойно отдельного разговора. Казалось бы, где кантри, а где The The? Общего между ними примерно столько же сколько между английской булавкой и кукурузным початком.
Но дело в том, что от сермяжного "кантри" в музыкальной ткани альбома почти ничего и не осталось. Здесь гораздо больше блюза и рока, в своеобразном изложении Мэтта, нежели ковбойских песнопений.
Те, кто знаком с творчеством Хэнка Вильямса по оригинальным версиям (таких, уверен, не так уж и много у нас в России), будут просто ошеломлены дерзостью Джонсона.
Но в песнях осталось главное - их душа. Хэнк Вильямс не был традиционным бодрячком в стетсоне, воспевающим суровые будни ковбойской жизни, пейзажные прелести и томность любовных переживаний. Вильямс был бунтарь-одиночка, но его бунт - это бунт рефлексирующего сознания и душевной неустроенности, своеобразный декаданс. Такое настроение и мироощущение, до появления Хэнка, не было принято в кантри. Хэнк был знатный разрыватель идеологического шаблона.
За это он частенько огребал от современников -хэйтеров полной ложкой. Тем не менее, его стетсон, заполненный злобными проклятиями "праведников" от кантри, сидел на голове дерзко и молодцевато, что зашло ему в зачётку полновесными "отлично" по эстетике, но только в качестве фьючерса, как показало время.
"Фьючерс" Вильямса стал прото-толчком к появлению таких направлений как альт-кантри, модерн-кантри и американа, являющихся сегодня важным (а для меня, едва ли не самым интересным) сегментом музыкального мейнстрима в Штатах Америки.
Мэтт Джонсон со своими хэнки-пэнками, тоже, в некотором смысле, послужил делу окончательного оформления этих альтернативных направлений.
Неожиданно, даже для самого Мэтта Джонсона, альбом был с воодушевлением принят многими из ценителей и знатоков тру-кантри (из числа тех, кто помоложе, разумеется). А ведь для кантри-трушников имя Хэнка Вильямса значит (как минимум) не меньше, чем имя Армстронга для поклонников джаза или Элвиса для любителей рок-н-ролла.
Хайлайты этого альбома Honky Tonking, I'm a Long Gone Daddy, I Saw The Light
Эти версии теперь регулярно встречаются в кантри - компиляциях, посвящённых Вильямсу, несмотря на своё, весьма далёкое от стандартного кантри, звучание.
Чтобы не выглядеть голословным, я предлагаю вам послушать оригиналы и почувствовать разницу:
И что показательно: Джонсон не стал перепевать сакраментальную Джамбалайю или сигнатурную I'm So Lonesome I Could Cry.
Хотя такой, не менее канонический стандарт Хэнка, как Your Cheatin' Heart, Мэтт всё-таки взял в свой оборот. Но обошёлся с ним предельно аккуратно - перекроил в блюз, который спел наиболее благородным образом (по его меркам, конечно). Разве что, дистортным харпингом подчеркнул кто здесь Вася.
оригинал для сравнения
Вот такие, брат, шуры-муры получились у пробитого пост-пункера с ковбоем-аутло.
Из всех альбомов такого рода (когда один исполнитель перепевает песни другого) я ставлю его сегодня на первое место в моём рейтинге. Рядом для меня только Скотт Вокер, поющий песни Жака Бреля.
-------
"Хэнки-пэнки", к сожалению, не получил своего продолжения - Мэтт задумывал его, как первый в ряду трибютов ключевым исполнителям популярной музыки XX века. За ним должны были последовать, насколько мне известно, альбомы с песнями Роберта Джонсона и Джона Леннона, но этот альбом так и остался "особенным" в короткой, но почти безупречной дискографии одной из моих любимых британских рок-групп - The The.
Кстати, о группе: для записи альбома Джонсон рекрутировал из тогдашней группы сопровождения Дэвида Боуи гитариста Эрика Шермерхорна (Eric Shermerhorn) и басистку Гэйл Энн Дорси (Gail Ann Dorsey), добавил к ним сессионного барабанщика Брайана МакЛеода (Brian McLeod, сотрудничал с Мадонной, Леонардом Коэном, Тиной Тёрнер, Роджером Уотерсом, Джоном Хайаттом и мн.др.) и бостонского харпера Джима Фиттинга (Jim Fitting) - фаворита известной блюз-вумен Бонни Рэйтт.
Сам Мэтт Джонсон, помимо вокала и девиантных аранжировок, играл на акустической гитаре, иногда на басу и губной гармонике (как обычно, впрочем).
Такой была очередная конфигурация The The, задействованная в студии для записи этих сомнительных пенок.
P.S. на яндекс-музыке этого альбома я не нашёл, что это не позволило мне полноценно иллюстрировать данную публикацию. Вынужден был обойтись видео-роликами. Впрочем, ролик с песней I Saw The Light - это полноценный клип, который активно ротировался на MTV в качестве промо к альбому.
-----------------------
если вы дочитали до конца, то вам может быть интересно:
Молодая кровь под электричеством. Alvin Youngblood Hart / Motivational Speaker (2005)
Капитализм + Электрификация Грязного Блюза
Старик, который отказался играть рок-н-ролл в 1969 году (к 50-летию великого альбома)
Кому сегодня нужен этот Донован?
Последний полёт Альбатроса. (Peter Green Splinter Group - "Time Traders", 2001)
Старый конь ритм-энд-блюз не испортит
Обратная Сторона Эбби Роуд (к 50 летию альбома)
The Stranglers. 10 любимых песен.
Он был одинок в своём призрачном мире и ему незачем было врать в нём. Там просто некому было врать.
Ганелин, Чекасин, Тарасов. Мировой уровень советского авангарда.
Нил Янг: "Я не пою для пепси, я не пою для колы"
Нэнси Синатра. История блудной дочери.
Танцевальная нирвана для девочек-скромняжек
Кто здесь? Техно-литургия Мертвых Городов (The Future Sound of London - "Dead Cities")
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »