The ROLLING STONES / "Tattoo You" (1981)

The ROLLING STONES

"Tattoo You"

(1981)

Впервые я услышал Tattoo You осенью 81-го. Вернувшись из армии, я открыл для себя одно "злачное заведение" недалеко от моего дома - это был легендарный бар "Рубин", который сыграл очень важную роль в моей жизни. В ту пору там вел дискотеку знаменитый "Диск-Жокей Майкл", он же - Михаил Кордюков (барабанщик Аквариума, Мифов, Кочевников и еще доброго десятка питерских групп). Майкл постоянно крутил всякий музыкальный свежачок, т.ч. лично ему я и обязан своим первым знакомством с этим альбомом (впрочем, обязан я ему не только этим, но это уже другие истории ... упокой Господь его душу).
Пожалуй, что аккурат с Tattoo You началось мое подлинное увлечение Роллингами, которое в итоге привело меня к осознанию того, что именно их, наряду с The Who, я уже давно считаю своими самыми любимыми рок-исполнителями всех времен и народов.
До армии мое отношение к Стоунз было весьма противоречивым: многие их отдельные песни я просто обожал, к примеру - Time Waits for No One уже более 40 лет является моей самой любимой рок-песней. Но одновременно с этим, я без особого энтузиазма воспринимал их "альбомно". Мне, юному умнику, они казались чуть ли не примитивными на фоне тогдашних любимцев моего поколения (Deep Purple, Uriah Heep, Genesis, Pink Floyd, Manfred Mann и проч.).
Именно многократное прослушивание Tattoo You вдруг приоткрыло мне глубинную суть феномена Роллинг Стоунз. Во всяком случае, с этого все началось. Так было ... впрочем, хватит приамбулить уже. Марш к сути! )

 Этот альбом удивителен уже тем, что он составлен из ауттейков (песен не вошедших, по разным причинам, в предыдущие альбомы), но это обстоятельство не помешало ему возродить уже изрядно померкнувшую к началу 80-х славу великой группы и вернуть интерес многих засомневавшихся поклонников, прервав череду спорных и не очень убедительных релизов, стартовавшую в 73-м году (единственным бесспорным исключением в этой череде были Some Girls - 1978).
 Едва ли не самым необычным моментом на TY можно назвать большое кол-во медляков в трек-листе - одна медленная песня краше другой. Такого лирическо-романтического настроения раньше на альбомах Роллингов вроде не наблюдалась.  Естественно, этот "романтизм" не исключал фирменного стонунзовского мачизма и даже цинизма в текстах, но и он уже иногда уступает здесь место возвышенно-молитвенному настроению, без всяких дураков (например - Heaven).
 Скорее всего, именно это изменение в сторону романтического звучания сыграло ключевую роль в возникновении моего серьезного интереса к Роллингам. Именно эта сторона Стоунз меня давно привлекала в них больше, чем традиционная ритм-энд-блюзовая ориентированность. На Tatoo You слышен явный уклон в сторону соул, Джаггер на этом альбоме опять активно использует фальцет, но здесь он не сваливается в слащавое блеяние a-la Bee Gees, чем явно грешил на предыдущем альбоме (Emotional Resque, 1980).
 Несмотря на неожиданный "романтизм" альбома, Роллинги отнюдь не растеряли свой животный магнетизм и фирменную энергетику - чего стоит одна только открывашка (Start Me Up), которая отныне станет обязательным концертным оупенером на долгие годы вперед.
 Мне хочется поговорить о каждой песне альбома, ибо каждая из них достойна отдельного разговора, но не пугайтесь - я не стану сейчас этого делать)
Отмечу лишь несколько особенно ярких и любимых мной моментов на этой пластинке:

1. Вокальный экзерсис Кифа - "Маленькие сиськи и задница" (Little T&A). Классический бескомпромиссный рокешник, вспарывающий тишину фирменным стоунзовским риффом. Песня также стала обязательным концертным номером, дающим возможность оторваться Ричардсу и передохнуть Мику (обычно во второй половине концерта).

2. Одна из моих самых любимых песен the RS - "Tops". Записана в 1972 (ещё с Миком Тейлором на лидер гитаре) для Goat's Head Soup (1974). "Вершины" была отвергнута Камнями в виду несоответствия общей стилистике того альбома и почти 10 лет пролежала "на полке". Абсолютно точное попадание "в десятку" с включением Tops в трек-лист Tattoo You.
 Именно эта песня является, на мой взгляд, ключом ко всему материалу, "серым кардиналом" всего альбома. К "Вершинам" примыкают все остальные треки второй стороны Tattoo You ("привычка к винилу")), перекликаясь с ними, отталкиваясь от них музыкально и идеологически. Во всяком случае - таково мое понимание и чувственное восприятие.

3. Каждый раз при прослушивании меня не перестает восхищать филигранная работа Чарли Воттса в невероятно красивой (может быть самой красивой у RS) песне Heaven; одними дорожками - болеро на малом барабане + медные и хай-хэт (никаких педалей, бочек и прочей тяжёлой артиллерии) Воттс создаёт удивительную, прозрачно-воздушную атмосферу "amazing grace". Божественная работа!
И, конечно же, трепетный фальцет Джаггера здесь идеально вписан в музыкальную ткань - эталонный пример голоса, как дополнительного музыкального инструмента, который не доминирует, не перекрывает, а изящно вплетается кружевным украшением. Кстати, электрические гитарные пассажи здесь тоже исполнил сам Джаггер (одна из первых его гитарных попыток).

4. Приглашённый специально для записи этой песни, всё тем же Воттсом, джазовый мэтр Санни Роллинз (Sonny Rollins) играет блестящее соло на саксофоне в коде Waiting on a Friend, ставя изысканную точку всей пластинки.

Итог: Tattoo You - один из главных бриллиантов в дискографии Стоунз и один из лучших альбомов 80-х для всей рок-музыки.

Driver Pete, 01/11/2017.

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »