Группа, которая прославила Джимми Вона (Jimmie Vaughan).
Да-да. Кто –то, наверное, удивится, но это именно так - старший брат стал популярным гитаристом раньше, чем великий SRV. Популярность эта и носила локальный (Техас) характер и была скорее культовой, чем массовой.
Впрочем, в успехе (пусть и локальном) FT в равной с Джимми степени "повинен" и замечательный певец/харпист Ким Вилсон (Kim Wilson) - ученик легендарного блюзового гармошечника Джорджа Смита (George "Harmonica" Smith).
Оба они - Джимми и Ким - основатели группы и её равноправные лидеры.
Успех пришёл к FT задолго до того, как вышел их дебютный альбом, этот успех стал результатом гиперактивной концертной деятельности. Выступать они начали в 1974 на сцене легендарного клуба "Antone's" в родном Остине, где были т.н. "house band" и на площадке которого переиграли со множеством выдающихся блюзменов.
Этими многочисленными выступлениями T-birds заработали себе высокую репутацию (сам великий Мадди Вотерс однажды назвал Вилсона своим любимым харпистом), но контракт на запись альбома они получили только в 1979.
Это были не лёгкие времена для блюза и даже "культовой группе" было трудно добиться интереса со стороны лейблов. Однако, ажиотаж вокруг "остинского феномена" был настолько велик, что мощный мейджор CBS (Epic) решил рискнуть и не проиграл (хотя много и не заработал тогда) - дебютник получился в меру успешным, а нынче уже считается классикой.
Развить успех "Птичкам" было суждено уже на новом лейбле - Chrysalis Records, с которым и был подписан контракт на запись второго альбома, о нём собственно и речь пойдёт.
W'sTW - второй альбом FT - безукоризненный эталон стиля Texas blues. Комар носа не подточит, нет абсолютно ничего к чему можно было бы придраться хотя бы по мелочи. Зато есть масса поводов для восхищения: по-техасски простодушный, но от этого не менее (скорее - ещё более) эффективный и юморной драйв, чёткая работа ритм-секции (Keith Ferguson / Mike Buck), которая вскоре станет образцом для легендарных "Дабл Трабл" (группы младшего Вона - того, который Стиви Рей), запоминающийся вокал Вилсона.
Но самый главный повод для восхищения - гитара Джимми и гармошка Кима, их эстафетный свинг и натренированное клубными джемами идеальное взаимодействие.
Джимми Вон по манере игры совершенно не похож на младшего брата - агрессивному гитарному абордажу SRV с его нотными водопадами и волшебно-хрустальными медляками Джимми предпочитает лаконичную средне-темповую игру, на грани блюзового академизма, смачно акцентированные простые фразы и вальяжно точные штрихи. Но за этой кажущейся простотой и академизмом легко угадывается всё та же "фамильная" энергетика и техника.
Его партнёр и соратник - Ким Вилсон играет предельно выразительно, часто выступая в роли маховика для раскачки драйва, активно солируя и украшая простые мелодии рельефными фигурами.
Этот блистательный дуэт настолько хорош, что заставляет забыть об изначальной примитивности блюзового стандарта, причём не перегружая основу затяжными соло и не расплющивая её неуместной выпендрёжностью. Все композиции укладываются в радио-форматный норматив (2-3 минуты) и не успевают надоесть. Это, кстати, довольно редкое качество для модерн-блюза, которого порой не хватает нынешней молодёжи - умение выложиться за 3 минуты и не превращать простые вещи в абракадабру. В таком подходе есть особый шик, корневые блюзари это прекрасно знали и умели.
W'sTW - альбом весёлый и чисто блюзовый, без потусторонних примесей, разве что из смежных областей (swamp, cajun) кое-что позаимствовано.
Одно такое "заимствование" - cajun - стандарт "You Ain't Nothin' But Fine" - я люблю больше всего на этом альбоме. T-birds легко переформатировали его в типичный темповой ритм-энд-блюз техасского розлива. Но меня, при всей моей горячей любви к кажуновскому оригиналу, такая адаптация только восхищает.
Песенный материал альбома состоит из умеренного числа каверов (примерно четверть) и убедительного количества авторских композиций. Большинство оригинальных вещей написал Вилсон, иногда в соавторстве с Джимми, реже - с басистом (Кит Фергюсон). 2 из них - инструментальные номера, в которых Джимми и Ким порезвились от души, но не утомляя ни себя, ни нас (оба инструментала короче 3х минут). Каверы и авторский материал находятся в идеальной гармонии между собой.
Вот такой альбом. Лучший в дискографии T-bidrs и обязательный для коллекции любого блюзомана.
Дальнейшая история FT пестра переменами состава и уклонениями от этой самой "чистоты стиля". Джимми Вон покинул группу в 90м, уступив бесконечным пожеланиям (и даже требованиям) со стороны лейблов, критиков и поклонников - начать "фамильный бизнес" с младшим братом по производству гитарных шедевров. "Шедевр" они успели записать только один (Family Style, 1990), но после гибели SRV Джимми в группу не вернулся, а продолжил сольную карьеру.
Ким Вилсон тоже перешёл в разряд солистов, записывает нынче отличные альбомы, один из которых (Looking for Trouble, 2003), на мой взгляд - один из лучших блюзовых альбомов "нулевых".
"Птицы" пытались продолжить своё существование, рекрутируя часть состава из дружественных Roomful of Blues, так, например, в составе FT отметился ещё один выдающийся гитарист - Дюк Робиллард.
Кстати, на этом альбоме часть партий ударных записал Fran Christina - барабанщик Roomful of Blues, а в самом начале пути вокалисткой "Птичек" была Энн Лу Бантон, ушедшая потом, как раз в ROB. Так что, тут сам черт не разберёт - кто чьим филиалом являлся :)
Но ни один альбом, вышедший после W'sTW я не могу сравнить с ним по качеству. Ещё раз повторю - "безукоризненный эталон стиля". Да на этом я, с вашего позволения, и заитожу.
P/S/ Недавно переслушал дебютный альбом FT и понял, что слегка погорячился с последней фразой - дебют, пожалуй, что и не хуже.
(Driver Pete 22.11.2006)
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »