"Канадский Элвис", "канадский Синатра" - эти, прилипшие к Полу Анке (по происхождению, кстати, он наполовину ливанец), штампы говорят о том, что он всё-таки не встал вровень с вышеупомянутыми великими певцами (а кто встал?) и одновременно свидетельствуют о его высоком профессиональном мастерстве и репутации одного из лучших эстрадных певцов эпохи.
Но есть одно важное свойство, в котором он выигрывает и у Элвиса, и у Френка: Пол Анка - выдающийся сонграйтер, в отличии от них.
Его песни пели звёзды самого высокого полёта, начиная с тех же Элвиса и Синатры, продолжая список Томом Джонсом и Бадди Холли, в разбросе от Мирей Матье и Сергея Чумакова (если его кто-нибудь ещё помнит) до Нины Симоне и Сида Вишеза (не к ночи будь помянут).
Здесь не грех будет лишний раз напомнить, что именно Пол Анка, услышав однажды в Париже по радио песню французского шансонье Клода Франсуа "Come d' Habitude" написал к ней английский текст и подарил своему другу Синатре, для которого она стала визитной карточкой. Как вы понимаете, речь о "My Way" (её, впрочем, и сам Анка с успехом исполнял).
Короче, монстр и классик.
Вот этот-то "монстр и классик" с 50 летней карьерой за плечами, увенчанный премиями и платиновыми дисками, уважаемый критикой и любимый публикой, пустился в авантюру, рискуя навлечь на себя гнев и тех, и других. Он записал альбом, составленный из серии рок-нетленок. Что-то подобное тому, что сделал его соратник и вечный конкурент - Пэт Бун на альбоме "No More Mr. Nice Guy. In Metal Mood", с той разницей, что Анка не стал играть в "тру рокера", не пытался заигрывать или пародировать, Анка просто спел эти песни так, как и должен их петь эстрадный крунер, в своей фирменной манере, в сопровождении свингующего биг-бэнда. Никаких форсажей и гитарных соло, никаких модных электронных сэмплов или "бунтарских" интонаций. Чисто, красиво, с достоинством и с душой. Он обошёлся с ними так, как и должен обходиться хороший певец с хорошими песнями - попытался понять о чём и зачем они, а когда понял - попытался донести до слушателя своё понимание.
Если вы посмотрите на его выбор, то убедитесь, что это было не так просто для человека крайне далёкого от рока 80х - 90х.
"It's My Life" (original version by Bon Jovi)
"True" (original version by Spandau Ballet)
"Eye of the Tiger" (original version by Survivor)
"Everybody Hurts" (original version by R.E.M.)
"Wonderwall" (original version by Oasis)
"Black Hole Sun" (original version by Soundgarden)
"It's a Sin" (original version by Pet Shop Boys)
"Jump" (original version by Van Halen)
"Smells Like Teen Spirit" (original version by Nirvana)
"Hello" (original version by Lionel Richie)
"Eyes Without a Face" (original version by Billy Idol)
"The Lovecats" (original version by The Cure)
"The Way You Make Me Feel" (original version by Michael Jackson)
"Tears in Heaven" (original version by Eric Clapton)
Впечатляет? Меня - да.
Не всё из вышеперечисленного можно отнести к области рока (Майкл Джексон, Лайонел Ричи, Пет Шоп Бойз вызывают, в этом смысле, большие сомнения), но в Америке к этому понятию вообще немного другое отношение, нежели то, к которому привыкли мы.
Зато чего уж точно нельзя отрицать - это песни, ставшие стандартами в последние 20 лет.
Анка сам является мастером стандартов и первоклассным хит-мейкером, он безусловно имеет нюх на такие вещи.
Кстати, с некоторыми из этих песен он впервые познакомился только в процессе работы над альбомом.
Из двухсот первоначально предложенных менеджментом хитов (были специально выписаны у Биллборд чарты 80х-90х годов), он выбрал именно те, которые были ему близки, как исполнителю и симпатичны, как слушателю (определённую роль сыграли и вкусы пяти его дочерей, чьё детство и юность прошли под эти песни).
Интересно, что у Майкла Джексона отобран далеко не самый главный хит, но здесь объяснение до смешного (в буквальном смысле) простое - Анка пытался записать "Billie Jean", однако ничего не вышло - как только он начинал петь этот текст его начинал душить смех. Не хватило даже его супер-профессионализма для того, чтобы преодолеть это препятствие.
Что можно сказать об исполнении, оставив в стороне безупречный и сам собой разумеющийся, не раз уже помянутый, профессионализм (как самого Анки, так и всех музыкантов оркестра, участвовавших в записи)?
В первую очередь: неожиданно и красиво. Неожиданно в особенности, когда слушаешь такие, казалось бы, одиозно-рокерские гимны и классически-однополярные хиты, как "Smell Like Teen Spirit" (поёт человек на седьмом десятке!) или "Black Hole Sun", "Wonderwall" или "The Lovecats". Эти песни даже узнать непросто в таких версиях.
Чуть легче (как мне кажется) Анке пришлось с балладами REM и Эрика Клаптона, они более традиционны и без труда адаптируются к джазовой среде биг-бэнда.
Явно ближе к свингу песни Бон Джови и Ван Халена.
Песни Пет Шоп Бойз, Лайонела Ричи и (очень неожиданно) Билли Айдола - словно специально написаны для Пола Анки (или даже им самим, он как в перчатки вошёл в них).
Удивительно то, что нет (на мой взгляд) ни одного промаха, ни одного неудачного трека. Все, без исключения, песни сделаны блестяще. Что-то кому-то может понравится больше, что-то меньше, но назвать какой-то трек провальным я бы не смог. Мне нравятся все. Может быть чуть меньше остальных - "Eye of the Tiger" и "The Way You Make Me Feel" (может потому, что я и оригинальное-то версии не шибко люблю).
Основное впечатление: явственно понимаешь, что это, в первую очередь, красивые песни. В некоторых из них своим проникновенным крунингом Анка сумел раскрыть их мелодическое богатство и, очистив от рокерской бравады, показать всю интимность и беззащитность этих "крутых парней".
В других случаях - словно неприступная красавица - вамп, вдруг поверив в вашу любовь, снимает свои шмотки-побрякушки и остаётся в своей божественной наготе, прикрытая лишь лёгким флёром лунного света.
Но чаще всего - это похоже на встречу с забуревшим другом молодости, с которым когда-то по ночам искали приключений, ввязывались в дурацкие драки, снимали девчонок и делили сигарету пополам, а тут он, через много лет, встречается вам в дорогом ресторане, окружённый томными модельками, одетый в стильный костюм (как у Анки на обложке, классно, кстати, выглядит на этом фотосейшене 65-летний дедушка!) буржуа.
Этот "старый друган" может предаться воспоминаниям (ненадолго, через 5 минут он уже станет скрывать зевки и смотреть на часы), может выпить с вами по рюмочке, но он уже другой... у него уже своя жизнь. Вы можете относиться к этому факту по-разному - радоваться его успеху, презирать его "продажность", завидовать ему или забыть навсегда, но факт остаётся фактом - у него теперь другая жизнь.
Вот такую другую жизнь и попытался дать всем этим песням волшебник с таким родным именем - Анка :). Вытряхнул их из рваной джинсы, ополоснул под душем, постриг и причесал патлы, одел в элегантные костюмы, научил правильному английскому языку. В итоге получились шикарные красавцы, с налётом печали в умных глазах...
Мне лично пришлись по душе эти новые образы старых песен. Элегантность не отменяет внутренней глубины, если имеем дело не с манекенами. А у Пола Анки они получились живыми. Мне этот альбом показался даже важным, я помню, как во времена моего отрочества многие сверстники открыли для себя классическую музыку благодаря "Картинкам с выставки" в переложении ЭЛП, узнали о существовании высокой поэзии прослушав "По волне моей памяти".
Альбом Пола Анки "Rock Swings" вполне может стоять в этом ряду. Вполне допускаю, что кто-то после его прослушивания, клюнув на знакомые названия песен своих любимцев, вдруг откроет для себя волшебный мир джазовых биг-бэндов и его изысканную красоту.
Наивная, конечно, надежда, но Анка мне её дал.
Я прекрасно понимаю явный коммерческий расчёт Анки и его менеджеров на приобретение новой аудитории, но это никак не может перечеркнуть высокое качество проделанной работы и тот факт, что работа эта была проделана с душой, со вкусом и с удовольствием, которого и вам пожелаю, если решите послушать "Свингующий рок".
"Хорошая песня - это хорошая песня и она может быть сделана по-разному, но останется таковой всегда."
(Пол Анка)
(Driver Pete 12.09.2006)
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »