Краеугольный камень джаза, альбом, который я бы в нескольких словах охарактеризовал как "Джаз выходит на свободу".
Трансформацию би-бопа в фри-джаз на этом альбоме особенно наглядно демонстрирует музыка с первой стороны пластинки.
Если на открывашке Lonely Woman традиционная джазовая структура ещё считывается более-менее уверенно (несмотря на революционное отсутствие аккордовой поддержки), недаром "Одинокая женщина" стала одним из популярных стандартов и вошла в репертуар многих джазменов, в ней Колмен и Дон Черри ещё выдерживают некоторую мелодическую строгость, то на следующей композиции (Eventually) музыканты резко ускоряют темп (казалось бы, возвращаясь к бибоповой идиоме), но выпускают альт Колмана на поляну свободной импровизации самым бескомпромиссным образом.
В финале его морально поддерживает в этом побеге труба Дона Черри, флиртуя и заигрывая с заданной Колменом темой, обрывающейся на взлёте.
Апофеозом расставания с боповой вселенной становится, завершающая первую сторону, композиция Peace (моя любимая вещь на TSOJTС). Здесь уже весь квартет уходит пастись на вольные мелодические хлеба, полагаясь на собственное вдохновение, но будучи железно уверенным в мастерстве каждого из товарищей по побегу, не сковывая себя больше би-боповой цепью, забыв об остатках формального этикета, но сохранив за собой право на блюзовое настроение (не более того).
Особое очарование этой композиции придают волшебные мгновения, когда на авансцену выходит контрабас Чарли Хейдена.
Вторая сторона пластинки представляет собой последовательное развитие революционных идей Колмана, их детализация и оформление (как оказалось в последствии) в новаторский стиль, получивший название "свободный джаз", где каждый музыкант джазового комбо - творец своей композиционной судьбы в рамках каждой отдельной композиции, но не анархист- беспредельщик, не разрушитель и выскочка, а именно Творец, ибо результатом должна стать "общая" музыка. Новая Музыка, которая не потеряла своей актуальности и спустя полстолетия.
The Shape of Jazz to Come - революционный альбом великого музыканта и теоретика музыки (создателя гармолодической теории), шокировавший своим появлением консервативно настроенных пуристов, но задавший новый вектор развития для целых поколений.
Хотите узнать, что такое фри-джаз? Начните с "Явления джазовой формы" Орнетта Колмана и вряд ли ошибётесь.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »