Arturo SANDOVAL - "Tumbaito" (2005)

                                       Браво, Артуро! Брависсимо!

 

Строго говоря, этот альбом записан не в 2005 году, а составлен из шести композиций записанных знаменитым кубинцем в Мадридской студии за несколько лет до его эмиграции в США (точнее - в 1986г).

Только "не согласен я" (воспользуюсь репликой знаменитого собако-человека) с тем, что этот альбом в "liner notes" относят к т.н. "латин-джазу". Для меня это, скорее, фьюжн. Ведь если воспользоваться шкалой музыкальных ценностей незабвенного гребенщиковского тракториста (который "играет порой на баяне Сантану и ВезаРипот"), этот альбом ближе к "метеорологам", чем к Карлосу.

Здесь есть, конечно, и латинский темперамент и яркая праздничная атмосфера, ритмические и мелодические ходы, которые идут именно от кубинского происхождения великого трумпетера, но нет цыганской навязчивости "латинских массовиков-затейников" и их неуёмной жажды защекотать до икоты своим карнавальным (порой даже - натужно-карнавальным) ритмом, нет и излишне аффектированной страсти кабацких жиголо (чёта я уж очень желчен сегодня, вообще-то я люблю многих исполнителей "латино") :).

Чувство вкуса Сандовалю здесь не изменяет (как всегда и во всём, впрочем), он не грешит однообразием ритмических рисунков и скучноватой предсказуемостью в развитии композиции, чем частенько грешат джазмены - латинос.

А вот с чем я абсолютно согласен, если вернуться к аннотации диска, так это - с восторгами по поводу скоростных соло, в этом исполнительском аспекте Сандовалю равных сегодня нет. Он фантастически техничен и техника его идёт рука об руку с вдохновенным композиторским порывом, импровизации Сандоваля осмысленны и гармоничны. Солирует он смачно, красиво и с головокружительной скоростью.

Под стать ему и два других солиста, участвовавших в мадридских сессиях: Hilario Duran (пианист)

и Jorge L. Chicoy (гитара).

Они качественно дополняют картину и разбавляют саунд своими пассажами, во-многом благодаря их работе, я и склонен отнести диск к разряду фьюжн.

О самих композициях я особо распространяться не стану, они не так просты, чтобы говорить о них в двух словах, а на большее у меня сейчас нет времени. Скажу только, что все они высочайшего качества, что всего их, ровным счётом, шесть: один кавер на композицию кумира Артуро - Диззи Гиллеспи ("A Night In Tunisia")

Сандоваль и Гиллеспи
Сандоваль и Гиллеспи

и 5 оригинальных композиций, сочинённых самим маэстро Сандовалем.

Всё-таки, пожалуй, особо отмечу номер под красноречивым названием "Relax". Не потому, что это лучший трек альбома, но потому, что именно трек №5 делает альбом "альбомом", а не просто - сборником ранних unrealised.

Он снайперски точно поставлен предпоследним. После 4го трека я почувствовал, что слегка перегружен сверхзвуковыми полётами джазового аса, но удачно расположенный на диске "рилакс", вызвал во мне прилив благодарного восторга - я почувствовал, что Сандоваль меня понимает и умело сочувствует мне, ординарному слушателю его великолепной музыки, он понимает, что я - не гений и не обязан им быть, но он хочет, чтобы я слушал его музыку дальше.

И я оценил его благородство, а в награду получил дополнительную порцию самых дорогих моему сердцу эмоций.

Дело в том, что я не отношу себя к тем людям, которые гордятся тем, что (якобы?) могут глотать скоростную и виртуозно исполненную музыку часами и без ущерба для своих ушей, не теряя нить происходящего и не испытывая желания отдохнуть от обрушенного на мою бедную голову запредельного мастерства, забивающего меня, несчастного, своим скоростным музыкальным фехтованием.

Я уж точно не из таких уникумов, моему слуху нужна передышка, мои уши отказываются в какой то момент воспринимать эту, беспощадную к ним, скорость и, естественным образом, переключаются на другое... или отключаются вовсе.

Моему слуху нужна передышка и для меня всегда является признаком хорошего альбома грамотно вставленный трек, который может переключить скоростное реле и дать мне заехать на музыкальный "пит-стоп".

"Relax" Сандоваля и является таким благодатным оазисом для ушей, отдохнув и разнежившись в котором, мой слух готов к финальному спурту.

Когда я в первый раз дослушал "Relax" до конца, то настолько "разнежился" в его ласкающем джакузи, что даже не понял главного... - в этой композиции нет ни единого звука трубы! Есть подозрение, что Артуро (блестящий пианист до кучи) играет там на рояле, правда, никаких подтверждений этому на диске нет, так что может быть это тоже - дело рук Иларио Дюрана (но тогда где же там Сандоваль?)

Сандоваль за фортепиано
Сандоваль за фортепиано

Если резюмировать всю эту лирику: альбом составлен с душой, со вкусом и с уважением к потребителю, а не просто напичкан прекрасными по исполнению номерами, но никак не связанными в единое музыкальное полотно (а настоящий альбом, в моём понимании, всегда является таковым).

Я из "поколения винила и магнитофонных бобин", а не из "mp3 generation", в моей душе живёт трепетное отношение к понятию "альбом". Для меня слушать альбом "в три приёма" всё равно, что в три приёма переплывать реку. Если я не могу его послушать целиком и получить удовольствие от такого прослушивания, значит альбом слабый (независимо от виртуозности или ценности отдельных фрагментов), точнее - это не альбом, в таком случае, а просто диск с набором неряшливо подобранных композиций или опус самовлюблённого нарцисса.

Все эти, казалось бы не имеющие отношения к "Tumbaito", рассуждения, на самом деле - одно из важных впечатлений после (всего лишь второго) прослушивания диска Сандоваля.

Ещё пара слов о вкусе и чувстве меры, которые присущи далеко не всем, даже лучшим из современных музыкантов. Диск длится чуть больше 40 минут (уверен, что из мадридских записей Артуро можно было накроить и часа полтора) и это для меня тоже - признак хорошего авторского тона и ответственности перед своим слушателем.

В наше время цифровых носителей я часто ловлю себя на мысли, что половина материала (даже с хороших альбомов) могла бы, без особого ущерба (скорее с пользой), быть "покоцана редакторскими ножницами" и оставлена для сборника "редкостей", трепетно собираемого преданными поклонниками, но не обязательного для рядового слушателя. Ей Богу, так было бы лучше, а в "виниловые времена" дело именно так и обстояло.

Не сочтите за старческое брюзжание, но горестно мне наблюдать, как постепенно уходит "культура альбома". "Tumbaito" - радостное и очень приятное исключение, здесь с культурой (во всех смыслах) всё в порядке.

Всем, кто любит звук трубы - стронгли рекомменд.

Артуро Сандоваль - настоящий скоростной виртуоз (без тени иронии к этому слову, в данном случае), его виртуозность, как и принято в джазе, поставлена не на службу собственным амбициям, но на службу поклонникам хорошей музыки. А новый альбом Артуро Сандоваля - музыка хорошая.

Очень хорошая!

(Driver Pete, 2006)

Если вы это дочитали, то вам может быть интересно:

Он так и не записал ни одного сольного альбома ...

Маэстро возвращается к джазу в свободное от работы время.

Лес Пол - человек и гитара. American Made World Played

Возвращение триария (Al KOOPER - "Black Coffee", 2005)

Принц Вернулся!

 

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »