NObudy - "SMALL TALK big fry" (2006)

NObudy

"SMALL TALK big fry" (2006)

 

 Мне сразу понравилась стильная обложка с явным экзистенциальным подтекстом. Ещё больше понравился псевдоним - "NObudy", никому не известный человек. Никто. За этой эффектной анонимностью может скрываться, как сомнение в собственной значимости, так и сатанинская гордыня. А возможно, что и сочетание того и другого.

 Есть в такой анонимности и некая связь с иконописцами византийской школы, которые не оставили нам своих имён, искренне считая себя не авторами создаваемого ими произведения, но своего рода медиумами - исполнителями высшей воли, которая через них обращается к людям (примерно о том же говорил, в своё время, и великий Махавишну - Джон Маклафлин). В любом случае, такой выбор - признак несомненного эстетического вкуса и неординарности. Такое интригует.

 

 Во всяком случае, меня заинтриговало и, тем самым, усмирило мой, годами формировавшийся, скепсис по отношению к отечественной музыкальной продукции.

 Усиливало интригу и то обстоятельство, что для меня этот исполнитель, действительно, полный аноним. Я не знаю о нём ничего. Откуда он пришёл, какими путями шёл, что им двигало, что на него влияло и куда направлен вектор его устремлений - всё это было и остаётся для меня абсолютно неведомо.

 

 В случае с NObudy на меня не может влиять шлейф его предыдущих работ, нет никаких биографических подпорок, не имею сведений о его музыкальных приоритетах, которые могли бы помочь (или помешать) в моей попытки оценить его музыку. Я остаюсь с ней один на один. Это для меня, как рецензента, в новинку и в этом тоже есть дополнительная капля охотничьего адреналина.

 Все мы, меломаны (назову себя так :)) - немного охотники. Выбираем себе жертв, вычисляем места обитания, долго ходим по следу, а иногда пользуемся услугами егерей и подсадок, попадаем или промахиваемся. Такова романтика охоты.

 

 Что ж, "жертва" в рамке прицела, господа. Отправим диск в загадочное чрево стереосистемы и нажмём на спусковой крючок "PLAY".

 

 Чу... я слышу размеренный набат гитарного сигнала: 1, 2, 3, 4. Точно в цель! На этот сигнал я рефлекторно реагирую, как собака Павлова. На уровне подкорки. Множество любимых альбомов начинается подобным образом. Как раз перед этим, к примеру, я переслушивал The The "Hanky Panky", там совсем другая музыка, но стартовый сигнал того же свойства, и я "вешаю свою уши на гвоздь внимания".

 

 Дальнейшее развитие музыкальных событий - энергичное соло и грамотные гитарные наложения, яркий ритмический рисунок и звонкий вокал - убеждают меня в том, что реакция на "сигнал" не была ошибкой, моя собачья миска явно не осталась пуста. Само название песни "Nothing's Getting Done" как бы даёт понять, что дальше будет интересней.

 

Акустическое гитарное вступление второго трека ("Mind Out") настраивает уже на другой "лирический лад": уходящий в романтический фальцет вокал заставляет вспомнить уникального Дэвида Байрона, а это уже не шутка!

 Песня поначалу кажется несколько банальной, но убаюкивающее плавное развитие темы неожиданно и очень точно подкрепляется в финальной части женским вокальным ответом. Украшенная таким драматургическим ходом мелодия приобретает особую выразительность и изящность.

 

 Следующая песня ("I Can See The Sun In Late December") продолжает лирическую линию, прочерченную предыдущим треком, но решается уже в ином ключе - прозрачные клавиши переплетаются с джазовой гитарой, а вокал сразу чётко определяет стилистическую принадлежность песни: это - соул. Едва ли не самое сложное испытание для вокалиста...

К сожалению, вынужден констатировать, что NObudy с этим испытанием скорее не справился. Увы, азартно и рискованно атакуя, его голос буксует и оскальзывается в самых ключевых местах. Явные осечки мелизмов, не хватает широты дыхания и, как следствие, смазанность и неуверенность интонаций.

Жаль. Композиция задумана красиво, но уж очень непростую задачу поставил себе певец. Есть у меня и ещё одно (весьма субъективное, впрочем) замечание: мне показалось, что лучше было бы утопить немного клавиши и чуть вывести гитару, её ажурная партия затерялась в тени громких клавишных пассажей.

 

Однако, эта (относительная) неудача нисколько не ослабила моё внимание и уши остались на том же "гвозде". Ведь иная неудача стоит некоторых удач. Много ли вы знаете отечественных вокалистов и композиторов, которые берут на себя смелость вторгаться на территорию Стиви Вандера?

 

"Close Your Eyes And See" продолжает лирическую линию. Красивые вокальные гармонии, винтажно стилизованный клавишный ландшафт, который создаёт настроение и саунд схожие с волшебником "Dreamweaver" любимого мной Гари Райта.

Я не уверен, что автор вдохновлялся знаменитой песней Райта, скорее уверен, что нет, но у меня эта ассоциация появилась сразу (не без влияния текста), не явная ассоциация, но очень приятная лично мне :).

 

"Лирический лад" на этой симпатичной песне должен был быть прерван, в таком ключе развивать альбом дальше было бы грубой ошибкой, но я уже понял, что таких тактических ошибок здесь не будет и NObudy, естественно, её не допустил - разомлевшего от красоты слушателя ждёт ударный трек.

 

"Sam, The One" - смелый по замыслу эпик с восточным колоритом. Минареты цеппелиновского "Кашмира" многим музыкантам не дают покоя уже 30 с лишним лет, но среди отечественных исполнителей я не припоминаю никого, кто бы решился на их штурм. Во всяком случае, с таким размахом и дерзостью.

"Кашмиринка" песни заключается не в отдельных нюансах аранжировки, она концептуальна. Величавая поступь мелодического каравана сопровождается нарастающим напряжением в инструментальном бэкграунде, который подхлёстывает эмоционально - взвинченный вокал (к сожалению, опять не без шероховатостей).

Напряжение нарастает медленно, но неумолимо и, наконец, взрывается песчаной бурей яростных гитарных вихрей, а затем переходит в свою экстремальную фазу - вступает перкуссия, разгоняющая темп до степени обжигающего самума...

Мощнейшая композиция, которую не смогли испортить даже некоторые вокальные погрешности. Безусловно, это главный трек альбома. После такого, конечно, должна быть эмоциональная передышка.

 

Такой передышкой и является очень нежная - "I'm a Butterfly", красиво решённая в акустике. Здесь Nobudy, как вокалист, безупречен.

 

Вслед за "Бабочкой" идёт песня, которая лично мне нравится сейчас, пожалуй, больше всех на этом альбоме - "Better Hide". Мне нравится её задумчивый гитарный грув, смутно-тревожное настроение, очень нравится гитарное соло в середине песни, нравится, как поёт NObudy, нравится, как всё продуманно и как записано. Отдельно отмечу финал с короткой фальш-кодой. Моё понимание о музыкальном вкусе находится в полнейшей гармонии с происходящим на этом треке.

 

"Blending Calculator" - я так и знал, что без фанка здесь не обойдётся! После философичного предыдущего трека, фанк - это именно то, что мне нужно. Фанк - это всегда праздник для ритм-секции и она здесь не подкачала, зажгла по полной, сопровождаемая вспышками гитарных салютов. Зажгла так, что поначалу было ощущение, будто вокалист на её фоне слегка подмораживает тему - поэнергичней бы надо, порезче!

Но к концу я забыл об этой придирке, точнее - понял, что так и надо. Постепенно NObudy прибавлял газ и запел с необходимым огоньком, который усилили студийные вокальные эффекты.

 

Завершает альбом философская баллада "Heading For The Goodtimes" о поисках "личной Шангри - Ла", строгая в своей форме - вокал и клавишный аккомпанемент, лишь в середине песни блеснёт украшение в виде гитарного соло и грозовых раскатов.

Форма продиктована текстом - красивый и ясный финальный мессидж альбома ...

 

К сожалению, я не располагаю распечаткой текстов NObudy, а на слух не беру на себя смелость их анализировать, но то, что я расслышал, не оставляет во мне сомнений в их серьёзности и поэтичности. Это стало для меня одним из самых неожиданных впечатлений.

Примерно тоже самое могу сказать и о качестве английского языка в его звуковом воплощении - редкий случай, когда английское произношение отечественного вокалиста не сильно режет ухо.

 

Но главным достоинством записи я бы назвал работу гитаристов - для меня это просто открытие! Гитарная работа выполнена с таким блеском, что я не припомню аналогов среди альбомов наших исполнителей. Отлично сделаны не только гитарные соло и отдельные вставки, но многочисленные (отнюдь не простые) наложения и переплетения. Всё задумано и исполнено супер-профессионально, с блеском и с чувством. Мне даже трудно выделить какое-нибудь соло или трек в качестве лучших, в этом плане.

 

Главный недостаток (опять же, на мой субъективный взгляд), как вы уже наверняка догадались, - вокальные промахи. Их многовато. Это обидно, ибо голос NObudy из числа тех, которые нравятся сразу, с первой ноты, красивый чувственный тембр и яркая индивидуальность, к которой невозможно остаться равнодушным. Вдвойне обидно, ибо чувствуется мощный вокальный потенциал и жажда его адекватной реализации. Втройне обидно потому, что, как мне кажется (точно я не знаю) - всё дело в губительном цейтноте. Скорее всего, автору просто не хватило студийного времени на доработку вокальных партий (я имею представление о том, в каких условиях у нас записывается подобная музыка). Похоже, что большая часть времени ушла на отделку инструментала, а по части вокала NObudy положился на своё умение. Видимо, у него есть определённый опыт живых выступлений и он мог сыграть злую шутку с молодым вокалистом: на концертах многие ошибки и недочёты нивелируются за счёт харизмы и особой энергетики, но студия - совсем другая специфика, а опыта студийной работы не хватает.

 

 Это - дебют и ему присущи характерные слабости дебютного альбома. Но я не стану на них больше останавливаться, ибо мне гораздо интересней то, что меня всегда привлекает в талантливых дебютах - искренность, свежесть, дерзость и желание выложиться полностью, незамутнённое профессионально-циничным прагматизмом. Всё это здесь есть. Есть интересный музыкальный материал - мелодичный, довольно разнообразный и умный. Хорошо продумана расстановка треков альбома. Аранжировки сделаны со вкусом и с фантазией. И это для меня важнее некоторых технических погрешностей.

 

... Все меломаны - немного охотники. Некоторые любят вечером, под лёгком хмельком, палить по расставленным в саду попсовым бутылкам, после которых остаётся лишь блескучая груда осколков и слегка испорченный воздух.

 Другие предпочитают гламурное сафари в окружении дорогих шлюх, егерей - аборигенов и льстецов - приживал, чтобы хвастать потом фото-свидетельствами своих фальшивых подвигов. Такие "охотники" обходятся обычно без охотничьих собак.

 Но есть и те, кто добывает красивых норных зверьков из семейства андеграунд, бесстрашно ходят на симфонического медведя, промышляют джазовых соболей, блюзовых оленей и гоняются за рок-н-рольными зайцами. Этим охотникам без собак обычно не обойтись.

 Вот такими "охотничьими собаками" для них и являются пациенты вроде меня - берущие на себя наглость писать свои отзывы об услышанной ими музыке. И всё, что я написал здесь - это всего - лишь стойка охотничьей собаки.

 Так натасканный пойнтер - верхочут после того, как прорыщет осеннее поле диагональным скачущим галопом, каменеет и замершим силуэтом радостно анонсирует сторожкую перепелку, учуяв знакомый запах...

 

Здесь пахнет музыкой, друзья! Хорошей музыкой, а не битыми бутылками...

 

Driver Pete, 19.01.2007

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »