NEIL YOUNG (& The Bluenotes) - "This Note's For You" (1988)

Нил Янг: "Я не пою для пепси, я не пою для колы"

 

 

 TNFY - один из моих любимых альбомов Янга. В нём он поэкспериментировал с классическим ритм-энд-блюзом мотауновского(1) или даже стаксовского (2) образца, основой которого является активное участие духовой секции.

(1). Motown Records – легендарная звукозаписывающая компания, специализировавшаяся на записях в стиле соул и ритм-энд-блюз в исполнении чернокожих музыкантов.
Хитмейкеры и аранжировщики этой компании разработали свой особенный звук – Мотаун Саунд (или Детройт соул), для которого характерны фанковые ритмические рисунки с акцентированной ритм-секцией и гитарными наложениями, особая вокальная мелизматика и гармонизация.
 Главные звёзды лейбла Мотаун:  The Temptations, Supremes, The Jackson 5, Martha & The Vandellas, The Four Tops, Марвин Гэй, Смоки Робинсон, Стиви Вандер, Лайонел Ричи.
(2). Stax Records – компания в Мемфисе, основной конкурент Мотаун на рынке звукозаписи. Стилистической особенностью, характерной для исполнителей Мемфис суол (мемфис саунд), являлось активное использование медной духовой группы и мощный барабанный бит, как основа для специфического драйва.
Главные звёзды лейбла Стакс: Эл Грин, Booker T. & The M.G.’s, Айзек Хейз, Алберт Кинг, Отис Реддинг, Вилсон Пиккетт.
(примечание - Driver Pete)

 Критики и многие поклонники остались не в восторге от такого эксперимента, отметив вокальную несостоятельность Янга в стиле соул. С этим трудно спорить - Янг далеко не Марвин Гай и совсем не Вилсон Пиккетт, но я как раз и нахожу в этом особый шарм и аудио-изюминку альбома TNFY.

 Дребезжаще неуверенный вокал Янга на фоне пышного медного фанфаронства создаёт особую атмосферу - чуть абсурдную, несколько нервную и слегка декадентскую. Добавьте сюда ещё фирменный гитарный саунд и отличные мелодии.

 Альбом был очень важен для Янга 80-х в идеологическом плане - он концептуально посвящён протесту против всё бОльшей коммерциализации рок-музыки, против так называемого "спонсорства", участия в рекламных акциях, против начинавшегося засилья «MTV- формата».

 Что самое интересное и даже символичное: MTV легко проглотило и с наглым удовольствием переварило эту пилюлю от бескомпромиссного ветерана Вудстока.

Программный видео-клип Янга с заглавной песней альбома, который нёс в себе однозначно протестный месседж:

"Я не пою для пепси,
я не пою для колы,
я не пою для тех, кто хочет, чтобы я выглядел, как клоун,
я пою только для вас"

 ролик, в котором язвительно спародированы Майкл Джексон и некоторые "корпоративные" рокеры, был назван MTV "лучшим видео 1988".

 Корпорации сожрали, переварили и получили свою выгоду даже на этом клипе.

Поучительная и знаковая история произошла и с названием альбома: известный певец Харолд Мелвин (легенда филадельфийского суола) обратился с иском в суд на Янга по поводу использования названия его группы (The Bluenotes), которая существовала (и вполне успешно) задолго до появления альбома Янга.

 

Суд Мелвин выиграл, но я сохранил здесь в написании первоначальное название, чтобы не кривить перед исторической правдой.

 Видимо, история с Блуноутс и стала причиной того, что сам Янг не любит этот альбом. За что боролся, на то и напоролся. Глобальная коммерциализация музыки ему отомстила на свой манер.

 Отдельно я хочу отметить 3 медленные песни Янга, записанные для этого альбома:

"Coupe De Ville"

У меня есть куп-де-виль
И есть постель в доме,
где жила когда-то и ты.
Были у мелкие страстишки,
которые стоили мне дороже,
чем я готов был заплатить.
Но у меня же есть право
Прожить свою жизнь
в этом безумном мире
по-своему, как никто другой.
как долго я еще протяну,
оставаясь одиноким наркоманом?
Если у меня нет тебя,
то мне не нужно уже ничего.
Если нет тебя,
то мне ничего не надо вообще.
И вот я бьюсь о стену,
Просыпаюсь утром
и бьюсь о стену.
Да, просыпаюсь
и бьюсь о стену ...

(перевод - Driver Pete)

(Coupe de Ville - модель автомобиля фирмы Кадиллак).

"Twilight"

"One Thing"

Когда я попытался тебе сказать
одну вещь,
ты не стала слушать.
Когда я попробовал сказать тебе
одну вещь,
тебе было наплевать.
Мне кажется, что мы так дойдем 
до ручки.
Именно так я считаю -
дойдем ручки.
Так я чувствую.
И я не хочу
терпеть бойкот,
мне тяжело жить
в пустоте.
Знаешь, я чувствую пустоту
во всем теле.
Когда нет внутри любви.
Да, я чувствую пустоту,
когда совсем не осталось любви.
Но однажды
ты проснешься,
а меня уже не будет.
Ты откроешь глаза
и увидишь правду.
Что когда я говорил тебе
одну вещь,
ты даже не захотела послушать.
Когда я пытался 
это сказать,
тебе было наплевать.

(перевод - Driver Pete)

Эти медляки настолько красивы, что выводят (на мой взгляд) альбом TNFY из разряда тех, которые можно оценить, как просто "очень хороший альбом", на более высокий уровень. Таких баллад вы больше нигде у Янга
не услышите.

 В оригинальную версию альбома, к сожалению, не вошёл мощный эпик Ordinary People, записанный на сессиях 1988 года, но его можно услышать на альбоме Chrome Dreams II (2007).

  Если бы он всё-таки вошёл в треклист TNFY, то я нисколько не сомневаюсь, что критики и поклонники оценивали бы эту работу, как безусловный шедевр Янга. Впрочем, сам я именно так и оцениваю его уже 20 лет, без каких-либо оглядок и оговорок.

(Driver Pete, 2006)


Если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Гранд Фанк. Мы - американский ансамбль!
Усталые Led Zeppelin (мое отношение к альбому "Presence")
Возвращение Блудного Отца (часть1 - Свистать всех наверх!)
Зеленая Река, Болотные Берега (К 50-летию великого рок-альбома)
Песни для портнихи
Пролетарии рока
Боз Скаггз. Пороха еще навалом.
Блюзовое Убежище старого индейца
Tom Waits. 10 любимых песен.
Сломанная Стрела Нила Янга

 

 

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »