Артур Ли - трагическая фигура рока. Такая же, как Моррисон, Баррет, Хендрикс, Питер Грин, Роки Эриксон, Нико, Джанис Джоплин, Грэм Парсонз - все они были кумирами "психоделического лета" и все стали его жертвами, кто в прямом (физическом смысле), кто в интеллектуальном. Наркота взяла с них свою обычную дань. Клаптон, Крозби и Ричардс - "выкарабкавшиеся исключения".
Love были культовой группой в Калифорнии 60х. Дорз восхищались ими и брали с них пример, Пейдж их считал одной из лучших американских групп, Хендрикс джемовал с Артуром Ли и ещё вопрос - кто из них на кого больше повлиял, Ли был фигурой не менее харизматичной для своего времени, а успех пришёл к нему раньше, чем к Джими.
Но ... как пришёл, так и ушёл. Наследие Love на долгие годы было преданно забвению и только последние годы (с появлением интернета) о них стали, наконец, вспоминать и воздавать должное, как одной из ключевых формаций, лежащих в основании рок-музыки, как серьёзного музыкального жанра.
Исполнительская и авторская манера Артура Ли отличалась какой-то особой, болезненной элегантностью и оригинальным музыкальным мышлением, сочетанием изящных барокко - подобных пассажей, психоделической смелости и непредсказуемости, гаражного нон-конформизма и ещё какой-то демонической чертовщинки, которую и аттестовать то сложно.
Forever Changes дают представление об этой великолепной группе в пору её расцвета, эта работа могла и должна была стать распахнутыми воротами к новой музыкальной реальности, а оказалась лебединой песней для "Любви".
Яркие и красивые мелодии, образные и загадочные тексты, изысканные аранжировки (тут тебе и джазовые приёмчики и струнные оркестровки и фолковая акустика) - всё это не может не вызывать восхищения своей свежестью и богатством красок, даже спустя десятилетия.
Альбом никогда не был на высоких позициях в чартах, но влияние его было и остаётся огромным. Forever Changes повлиял не только на приверженцев психоделии, но стали и одним из образцов того, что принято называть прото-панк, FC наметил пути для будущих глэмстеров и даже, прости Господи, хипстеров - своеобразный вокал Артура Ли указывает и на его очевидное сходство с такими ребятами как Боуи, Болан, Ферри, Габриел. Разве нет?
Сам Ли позже вспоминал о работе над альбомом:
"В те дни я был уверен, что скоро умру и записывал его, как предсмертное послание".
Особенно это чувствуется в знаменитой песне "The Red Telephone".
Лично мне нравятся все, без исключения, песни этого альбома, но пожалуй, выделю самую первую - этакое фламенко, по своей ритмической природе, "Alone Again Or". Эту песню написал, кстати, второй гитарист группы - Брайан МакЛин, Артур лишь добавил слово "Or" в конце названия, что весьма убедительно характеризует его поэтический талант, как мне кажется. Автор всех остальных песен - Артур Ли (одна - "Andmoreagain" - в соавторстве с тем же МакЛином).
Накануне начала работы над альбомом Лав неожиданно избавились от клавишника и флейтиста/саксофониста, которые во-многом определяли структуру и саунд предыдущего (тоже выдающегося и также забытого на долгие годы) альбома Da Capo. Однако, композиционно и тембрально, при этом, музыка группы хоть, конечно же, и изменилась, но неожиданно даже выиграла, став более мускулистой и собранной.
Надо сказать, что по части саунда, это один из самых рафинированных и стильных альбомов не только 60-х, но и вообще за всю историю рок-музыки. Для создания этого уникального саунда были привлечены к работе не только струнная и духовая секции, но и матёрые инструменталисты - сессионщики: гитарист Билли Стрейндж, барабанщик Хол Блейн, культовая басистка Кэрол Кей. Такое мощное усиление позволило воплотить в реальный звук самые изощрённые аранжировочные фантазии и воспарить над приземлённой рок-н-рольной формой в революционных эмпиреях, указываю дорогу идущим следом.
А следом пошли победным маршем целые легионы амбициозных юношей бледных с горящими глазами и гитарами наперевес... Они-то пошли, а сам Артур Ли так и остался там, в своих безумных фантазиях, наедине со своими демонами. Во всех его последующих работах можно было уловить лишь отдельные всполохи его уникального таланта в нагромождении хаотичных и сумбурных зарисовок, так и оставшихся на уровне каких-то черновиков к возможным, но так и не воплотившимся в реальность шедеврам.
Нам остаётся только радоваться этому чуду, дошедшему до нас во всём своём ренессансовом великолепии из далёкого 1967 года, когда рок был юн и дерзок, когда его пути определяли уникальные личности, умевшие заглядывать за горизонт и видеть там то, что дано видеть только безумным гениям, трагическим фигурам рока: Джими Хендрикс, Джим Моррисон, Питер Грин, Нико, Сид Баррет... Артур Ли.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »