Меняя псевдонимы и музыкальные ниши (через джаз, даб, лаунж, фанк, рэп) тот, кого зовут нынче Литтл Экс (урождённый - Бернард Александер), известный также, как Скип Макдональд, 12 лет назад вернулся к музыке своего детства, к "корням", так сказать. Вернулся к блюзу, который его учил играть на гитаре отец ещё в середине 50-х. Вернулся, обогащённый интереснейшим опытом электронных экспериментов, которые активно использует в своих нынешних записях.
Такого поворота в творческой судьбе я не припомню ни у одного из современных блюзменов, бывало, что случалось наоборот - от блюза к электронике, но от электронной музыки к блюзу, такого поворота я больше не припомню. Феномен!
Его музыку ни с кем не спутаешь, такого необычного блюза вы больше не услышите ни у кого (R.L. Burnside близок только на поверхностный взгляд).
Казалось бы, что хорошего может получиться из абсурдной идеи - замесить самый, что ни на есть "рутовый" блюзяро со всевозможными фишками из области современной электронщины - все эти сэмплы, лупы, реверсы и проч. да ещё с рэповой "читкой"? По идее, должна получаться конъюнктурная попсня с претензией. Так обычно и бывает...
Однако, "Маленький Топорик" точно не из числа "обычных" музыкантов. Он делает музыку новаторскую, но без заковыристого авангардизма, красивую, но без слащавости, эффектную, но без выпендрёжных фейерверков.
Ни один современный музыкант не смог так же уверенно и убедительно протянуть ниточку музыкальной традиции американских негров от блюзовой архаики к самым современным стилям. Только у него это получилось гармонично, только его "ниточка" не рвётся и не путается.
Если бы я попытался дать название тому стилю, который изобрёл (а я считаю, что именно изобрёл и именно - стиль) Литтл Экс, то я бы назвал это - техно-спиричуэл, учитывая насколько глубоко в традицию уходит её корень и как важна духовная (даже - религиозная) составляющая в его музыке.
Или - транс-блюз, ибо музыка Литтл Экса кажется мне каким-то переходным стилем на пересечении музыкальных дорог. Возможно он станет точкой отсчёта для чего-то уже совершенно нового, чего многие из нас давно ждут... а может я, в своих ожиданиях, и переоцениваю слегонца достижения Экса. Время покажет.
Новый альбом LA, на мой взгляд, самая отточенная из его работ, самая законченная и совершенная, на сегодняшний день, музыкальная декларация нового стиля. На уровне манифеста.
SGO - это блюзовая мистерия, (*1) сочетающая приёмы из арсенала опытного электронщика с блюзовым гитарным саундом, в его чувственном минимализме + экстатичное хоровое пение, отсылающее к негритянской церковной музыке и яркий вокал самого Экса.
Результат впечатляет торжественной мощью. Вылеплено всё очень рельефно, детали выписаны подробно и картина в итоге получилась - если не Босх или Андрей Рублёв, то уж, как минимум - кто-то из учеников Фра Анжелико :).
Если попробовать что-то выделить из этой (очень цельной) песенной мистерии, то я лично отметил бы трек "Rockin' Shoes" с его красивым гитарным соло и намагниченным грувом, базирующимся на великолепном хоре.
Очень хорош так же кавер на классический блюз Аллена Туссена (*2) "Same People", многим он должен быть хорошо известен в исполнении Little Feat или Gov't Mule (правда, у них он называется "On Your Way Down").
Ещё один кавер - мрачноватый блюз "Hard Times" одного из родоначальников блюза - Скипа Джеймса (*3) - тоже можно назвать одним из лучших треков альбома.
Есть на диске ещё одна вещь, написанная не самим Литтл Эксом - "She. Изящный короткий инструментал перкуссиониста Вилла Колхауна (Will Calhoun).
Все остальные композиции написал сам LA.
Нельзя не сказать доброе слово о соратниках Экса: в первую очередь я бы упомянул великолепного басиста Дага Вимбиша (Doug Wimbish), на нём держится вся хитроумная музыкальная конструкция.
Уже упомянутый Вилл Колхаун отвечает за живые барабаны и перкуссию, а программеры Кит ЛеБлан (Keith LeBlanc) и Ник Коплоу (Nick Coplowe) за электронные барабаны.
Не стану перечислять участниц и участников хора, но их роль едва ли не решающая во всём, что касается атмосферы альбома.
Харизматичный и загадочный Гетто Прист (Ghetto Priest) придаёт своими проповедями и бэк-вокалом особый (слегка безумный) шарм.
Ну и, как вы понимаете, роль клавишника в такой музыке тоже не назовёшь второстепенной. Эту роль здесь исполнил Paget King.
Спродюсировать альбом Эксу помог его старинный товарищ по хип-хоповой молодости - Adrian Sherwood.
Что мы имеем в итоге? А в итоге мы имеем один из лучших блюзовых релизов года. Я вам больше скажу: мне сейчас кажется, что "SGO" - один из лучших блюзовых альбомов нового тысячелетия...
Нет, скажу ещё смелее - дело это выходит за рамки блюза, хотя о революции ещё речи не идёт, но Экс отчаянно накаляет революционную ситуацию.
(*1) - мистерия
"Мистерия,
жанр западно-европейского религиозного театра эпохи позднего средневековья (14-16 вв.).
… Содержание М. составляли библейские сюжеты. Авторами произведений были церковные служители, учёные-богословы, врачи, юристы. Сцены религиозного характера чередовались с интермедиями - вставными комедийно-бытовыми эпизодами..."
(БСЭ)
(*2)- Аллен Туссен
Allen Toussaint - знаменитый сонграйтер, продюсер, пианист ново-орлеанской школы. Его песни, начиная с 60х, исполняли многие звёзды соул, блюза и даже рока - Lee Dorsey (для него была написана, кстати, On Your Way Down / Same People), Solomon Burke, Robert Palmer, The Meters, Dr. John, Irma Thomas, Labelle, Aaron Neville, Elvis Costello и многие другие.
(*3) - Скип Джеймс
Nehemiah Curtis "Skip" James (1902 – 1969) - классический блюзовый певец, гитарист и сонграйтер, одна из ключевых фигур Дельта блюза.
(Driver Pete 26.12.2006)
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »