Этот альбом - пиковая точка в путешествии Джони Митчелл от акустического фолксингерства ее ранних альбомов в направлении современного джаза.
Путь этот начался с, удивившего всех своей неожиданной джазовой инфицированностью, альбома Court and Spark (1974), продолжился еще более экспериментальным The Hissing of Summer Lawns (1975) и на Hejira достиг своего апогея.
На мой вкус - ничего лучше после "Хиджиры" Джони уже никогда не записала, пожалуй. Впрочем, и до этого - тоже. Проще говоря, я считаю этот альбом лучшим в ее блистательной дискографии.
Образ "путешествия" возник у меня неслучайно, ибо слово, вынесенное в название диска, является искаженной транслитерацией арабского слова, которым обозначают путешествие (переселение) пророка Мухаммеда и его сподвижников из Мекки в Мадину.
Дело в том, что все песни для этого альбома были написаны Джони во время переездов в рамках концертных туров 75-76гг и поездки (инкогнито) в Австралию. Отсюда и название.
Музыкально альбом близок к совершенству. Здесь вы вряд ли найдете хоть одну лишнюю ноту, хотя бы одну неискреннюю интонацию. Их вообще трудно найти у Джони, искренность интонации - это ее трейдмарк, но Hejira даже в этом плане - особенный альбом.
Спустя ровно 30 лет после записи, мудрая Джони призналась, что почти любую свою песню она может представить написанной кем-то другим, но только не песни с этого альбома.
"Песни с Hejira могли быть написаны только мной, они вышли из меня. Я так чувствую".
Свои чувства и мысли Джони здесь закодировала в медитативной ауре, которая соткана из изысканной поэзии текстов, трепетно-речетативного вокала, акустических гитарных пассажей самой Джони и отстраненно-параллельного, дерзко акцентированного и фантастически красивого безладового баса гениального Жако Пасториуса.
Именно бас Жако стал тем ракетоносителем, который вынес альбом на шедевральную орбиту. Все остальные музыкальные ингредиенты здесь присутствуют в качестве изысканной приправы к дуэту Джони и Жако, но не более того.
Хотя нельзя не отметить гитарное соло Ларри Карлтона на "Черной Вороне" (Black Crow), которое идеально сплелось с почти хард-роковой (да-да, по меркам Джони Митчелл, это почти хэви-метал) ритм-гитарой Джони.
Также хорош их гитарный дуэт и на Amelia.
И, конечно же, харпинг старины Нила Янга на Furry Sings The Blues - отдельная минималистская жемчужинка альбома.
Hejira не сразу приобрел свою популярность у слушателей и завоевал репутацию шедевра у критиков, мешала его "радио-недружелюбность" (кажется, так это тогда формулировалось). Капитал признания накапливался "Хиджирой" долгими годами.
Вот и сам я не сразу выделил ему первое место в дискографии Джони. Но уже лет 20 как у меня нет больше сомнений относительно правоты такого выбора.
P.S. "Таких мягких и вкусных басовых партий Жако вы больше нигде не найдёте, пожалуй." -
Почти из одной этой фразы состояла моя мини-рецензия на Hejira,написанная более 10 лет назад. Возможно, что ей следовало бы ограничиться и нынче, но я не удержался и наплел еще чуток.
Не обессудьте уж меня, зануду )
Driver Pete, 28/06/2017.
Если вы дочитали, то вам может быть интересно:
Los Lobos. В новый век с новым звуком.
Фолк-рок из Канады
Маска, я тебя знаю? (к 50-летию великого альбома)
Маленькие Пустячки Пако де Лусии
Нил Янг: "Я не пою для пепси, я не пою для колы"
Возвращение Блудного Отца (часть1 - Свистать всех наверх!)
Зеленая Река, Болотные Берега (К 50-летию великого рок-альбома)
Песни для портнихи (к 50-летию великого альбома)
Альбом для взрослых женщин с хорошим музыкальным вкусом.
Сияние Безумного Алмаза
Обратная Сторона Эбби Роуд (к 50 летию альбома)