John MAYALL's BLUESBREAKERS / "Chicago Line" (1988)

Возвращение Блудного Отца (часть2 - Курс на Чикаго!)

 

Первая часть здесь

Итак, время пришло. Джон Мэйолл получил долгожданную возможность записать студийный диск нового состава на мэйджор-лейбле.

Популярнейший в Германии рокер Петер Маффай предложил ему услуги своей студии в Тутцинге, предоставив студийное окно в 5 дней.

Здесь надо сказать пару слов о самом Маффае.

"Немецкий эквивалент Брюса Спрингстина- так аттестовал его тогда Мэйолл.

Peter Maffai
Peter Maffai

Это была весьма точная характеристика, указывавшая на культовый статус Петера и его сверхпопулярность в Германии. Напомню, что на дворе стоял 1988 год. На тот момент Спрингстин - безусловный №1 в США.

Тутцинг - маленькая и живописная коммуна в Верхней Баварии. Уединенное и живописное место, идеальное для записи музыкального альбома.

Но пять дней, Карл! Всего пять дней!

И это в то время, когда исполнители в просиживали в студиях месяцами, а иной раз и годами, чтобы выдать музыкальный продукт. Как например, не раз уже упомянутые в моей статье, Флитвуд Мэк. Их знаменитый двойник Tusk (1979) записывался почти 2 года, при бюджете в миллион полновесных баксов.

5 дней ... Это был риск неимоверный. На карте стояла судьба группы и репутация самого Джона Мэйолла.

И Джон принимает этот вызов судьбы. Он готов, готовы и его птенцы. Они уже твердо встали на крыло. Группа гастролирует беспрестанно почти 4 года, практически не расставаясь. У них есть сет из новых, никогда не публиковавшихся ранее песен, обкатанный и отрепетированный до автоматизма.

"Невозможно быть быть более собранными, чем мы были тогда. И то же время, мы были раскованными, а это уже признак выдающейся группы. Это очень тяжело - выходить каждый вeчер на сцену и играть. Но именно это и сохраняет живую душу группы."

Мэйолл уверен в успехе рисковой затеи. Да и что ему оставалось? Второго шанса могло уже не быть.

"Мы были готовы это сделать. Мы ждали этого очень долго. Но, в каком-то смысле, я даже был рад, что все вышло именно так. Ведь за эти 4 с половиной года состав вышел на пик своих возможностей. Мы заматерели. И когда появился шанс записаться в студии, мы были готовы".
(перевод - Driver Pete, фрагменты из интервью для THE GEORGIA STRAIGHT, JAN. 13, 1989)

В начале апреля Блюзбрейкеры приступают к записи альбома.

Помимо, самой студии, бонусом от Маффая, Мэйоллу достался и студийный продюсер - Тони Кэри (Tony Carey).

Да-да, тот самый Тони Кэри, с которым Rainbow Ричи Блэкмора записали свой самый важный и знаменитый альбом Rising (1976), а затем и выдающийся концертник On Stage (1976).

Кэри был совладельцем студии (вместе со своим другом - звукоинженером Найджелом Джопсоном), которую приобрел после ухода из Рэйнбо. На этой студии он записывал не только Маффая, но и множество других популярных исполнителей. Здесь же он записывал и свои сольные работы - инструментальную музыку с уклоном в электронику.

Тони просиживал в студии сутками, записал более тысячи песен, десятки саундтреков. В итоге, он подорвал здоровье, ибо был вынужден принимать "препараты".

Однако мы не станем углубляться в его проблемы со здоровьем. Я просто хотел отметить тот факт, что продюсером Чикаго Лайн стал человек далекий от "корневого чикагского блюза", на котором базировалась музыкальная концепция Bluesbreakers.

Кэри был клавишник-электронщик, увлеченный студийными экспериментами и имевший опыт в хэви-метал ... но блюз?

Оставалось рассчитывать на американское происхождение Кэри (замечу, что Мэйолл был единственным неамериканцем, принявшим участие в записи альбома), а значит - на его природное понимание этой музыки и на его профессионализм. Вселял надежду и явный энтузиазм, который проявил Кэри к совместной работе над альбомом. Он был привлечен и в качестве клавишника на некоторых трэках.

Понятно, что такой творческий союз (во-многом вынужденный для Мэйолла) тоже таил в себе изрядную долю риска. Но Джон принимает и этот вызов.

"Это была просто восхитительная комбинация. Он обладал правильным чутьем, у него были потрясающие уши и он схватывал все на лету."
(перевод - Driver Pete, слова Мэйолла о Кэри, взятые из того же интервью)

5 дней на запись альбома, которые могли и должны были решить многое в жизни 55-летнего блюзмена. "Быть или не быть" старому блюзмену в первых рядах новых героев Блюзового Возрождения.

Цейтнот диктовал свой формат. Многие трэки записывались с одного дубля.

Впрочем, моя преамбула затянулась. Пора начать слушать то, что получилось у Блюзбрейкеров в студии.

Поехали!

1. Chicago Line

(John Mayall)

Открывашка, по которой назван альбом, уже самим своим названием ясно дает понять, что доминирующий музыкальный вектор Блюзбрейкеровостается неизменным - курс на Чикаго!

Родина электрического блюза, давшая миру Мадди Вотерса, Хаулина Вулфа, Вилли Диксона, Чака Берри, Литл Волтера и прочих супергероев жанра. Город, давший название самому стилю, остается в приоритете - курс на Чикаго!

Сюжет песни Чикаго Лайн - поездка влюбленного героя в Чикаго, на поиски покинувшей его бэйби.

Собственно, Chicago Line - это название железнодорожной ветки, проложенной вдоль южных берегов Великих Озер, через весь Иллинойс, с конечным пунктом Чикаго. Символика очевидна.

Музыкальная характеристика песни - вполне традиционный, несколько подкрашенный рваной ритмикой cajun, блюз с упором на губную гармошку, как солирующий инструмент.

Сразу обращает на себя внимание отличная вокальная форма Мэйолла и тот неожиданный факт, что выдающаяся гитарная двойка Блюзбрейкеровостается в тени, выполняя ритмическую и аккомпанирующую функцию по отношению к гармонике своего шефа. Лишь однажды, на четвертой (предпоследней) минуте трэка, Коко Монтойя выходит на эффектное соло.

В аккомпанирующем бэкграунде можно расслышать и орган Тони Кэри.

Песня Чикаго Лайн - несомненная удача Блюзбрейкеров, один из лучших трэков альбома.

2. Gimme One More Day

(John Mayall)

Еще одна авторская песня Джона.

"Дай мне еще один день" - горькая исповедь Мэйолла, в которой он рассказывает о своей алкогольной зависимости и о том, как он пытается встать на путь избавления и восстановления.

Смелый и сильный лирический ход. Все-таки Мэйолл - это не Боб Диланили Джеймс Тэйлор. Для него исповедальная лирика - "неформат". Но эта песня была важна для ДжонаБлюзбрейкерз неизменно исполняли ее на концертах уже пару лет.

Алкоголизм на гастролях - вечный демон, преследующий артистов. Для этого состава он тоже был более, чем актуален. В первую очередь для самого Джона, и для Уолтера Траута. Опять фиксирую, но не углубляюсь. Главное уже сказано, детали не так важны.

По форме этот латино-образный блюз заставляет вспомнить одного из птенцов Джона Мэйолла - гениального Питера Грина и его блюзовые румбы.

Здесь солирующая гитарная двойка состоит из слайда самого Джона Мэйолла в перекличке с гитарой МонтойяТраут по-прежнему пока в тени.

И никаких клавиш, никакой (пока) электроники. Одна из блюзовых моделей пост-чикагского образца, сформированная когда-то талантливейшим Мэджиком Сэмом (Magic Sam) - дерзким авангардистом и отступником среди чикагских академиков.

Волшебник Сэм. Трагическая фигура ...

Впрочем, я увлекся ) Опять у меня "из поганых болот чьи-то тени встают".

Слушаем.

3. One Life to Live

(John Mayall)

Еще один исповедальный порыв Мэйолла. На этот раз, Джон обращается к самому драматичному эпизоду собственной биографии - война в Корее. Результатом такого обращения стала мощная анти-военная песня.

Текст ее, пожалуй, стоит того, чтобы я перевел его для уважаемых читателей моего опуса.

Да, я жил в то время,
Когда парни уходили на войну.
Им говорили: вы будете сражаться за свою страну.
Но я понял, что это была ложь.
Жизнь дается один раз
Я не согласен был умирать
Да, они послали меня в Корею
Дали в руки винтовку
Мы думали о своих семьях
Увидимся ли мы с ними после смерти
Жизнь дается один раз
Я не согласен был умирать
Мне повезло и я вернулся
Но некоторые из друзей уже не вернутся никогда
Сражаясь за вашу страну
Знайте, это была очередная ложь
Жизнь дается один раз
Я не согласен был умирать

Самое печальное в этой истории, что песня звучит сегодня намного более актуально, чем тогда, во второй половине 80-х.

Такая исповедь требует и более жесткого музыкального оформления. Наступает час Уолтера Траута, специалиста по вязкому и тяжелому блюз-року.

На "Жизнь дается один раз" Траут выходит на авансцену с самого начала трэка и не уходит до самого конца, разворачивая свой гитарный запил по всему песенному полотну. Это именно то, что сделало его иконой блюз-роковой гитары, то, что он умеет лучше всего.

Джон здесь решился на аккуратные эксперименты личного порядка: он сыграл на 12-струнной гитаре и попробовал свои силы на синтезаторе. Аккуратные, потому что 12-струнка и синтезатор утоплены и не выпирают нигде, идут фоном. Главное здесь - четко артикулируемый текст и гитарные завихрения Траута.

4. The Last Time

(Jimmy Rogers)

А вот, наконец, и первый кавер на этом альбоме. Причем, абсолютно классический. Из самого, что ни на есть, Чикаго. От классика чикагского блюза - Джимми Роджерса.

"Джимми Роджерс написал несколько по-настоящему хороших мелодий. Я впервые услышал его на ранних записях Мадди Вотерса. Мне всегда нравился его материал, а "В последний раз" была одной из тех песен, которую еще не заездили другие исполнители"
(Джон Мэйолл о Джимми Роджерсе, перевод - Driver Pete)

Именно эта песня была выпущена в качестве пилотного сингла к альбому. Традиционный средне-темповый блюз, строгий по форме и безупречный по исполнению.

На этом трэке в первый раз применяется главный фокус всех концертных выступлений Блюзбрейкеров образца 84-88 - гитарное состязание Коко(1-е соло) и Уолтера (2-е соло).

Сам Мэйолл взял на себя (помимо вокала, само-собой) орган.

5. Dream About the Blues

(John Mayall)

"Мечта о блюзе" - размышление о мистической сущности блюза, в духе Мартина Лютера Кинга - лучшая песня альбома, на мой взгляд. И вообще, одна из лучших, среди всего песенного наследия Джона Мэйолла.

Кроме того, гитарное соло Коко Монтойя, которое он здесь исполняет, можно считать одним из лучших не только в его личной карьере, но одним из лучших, которые когда-либо звучали на пластинках Блюзбрейкерс. Я думаю, не стоит вам напоминать, очередной раз, с какими гитаристами в одном ряду это соло ставит Монтойю?

У многих поклонников Мэйолла звук синтезатора в коде этой песни вызывает раздражение до сих пор. "Уступку саунду пластмассовых 80-х" ставят ему в укор.

Лично я не был бы столь категоричен. Именно в "Мечте" таинственный звук мне кажется уместным.

Впрочем, слушайте и судите сами.

BTW: Перед началом прослушивания, отмечу один интересный момент на этой записи - харпинг здесь исполнен Уолтером Траутом. Шеф уступил гармошку Уолтеру, а Мэйоллу хватило и синтезатора, судя по всему )

6. Fascinatin' Lover

(John Mayall)

"Обворожительный любовник" - возвращение к среднему темпу, иронично "любовной" лирике, качающему биту ритм-секции. Драйвовый блюз-рок на базе тяжелого буги.

Главная фишка - очередная гитарная перекличка. Теперь первое соло отдано на откуп уже Уолтеру, а второе играет Коко.

Но есть и еще одна фишка у этой песни: Тони Кэри садится за фортепиано и мастерски доказывает, что его пальцам прекрасно знакома ново-орлеанская баррелхауз-техника игры на инструменте.

Что касается самого Джона, то он здесь играет на электрическом рояле.

7. Cold Blooded Mama

(Blind Boy Fuller / John Mayall)

Для этой песни Мэйолл взял текст старенького блюза из репертуара легендарного "Слепого Парня" Фуллера и фактически написал к нему свою музыку.

Джон на этом трэке устраивает показательное выступление на губной гармонике. Его харпинг звучит почти по-хулигански задиристо и даже пижонисто. Он вступает в перекличку с гитарой Коко, подзадоривает бас-гитариста Бобби Хэйнза на более активное вмешательство в происходящее. Короче говоря, ведет себя как долгоносый блюзовый Буратино, сующий свой клюв в каждую кастрюлю, пока насквозь не протыкает, нарисованный на стенке, очаг финальным аккордом.

Многих блюзоманов здесь опять может покоробить синтезатор, с которым балуется в бэкграунде Мэйолл. Но я снова не стал бы придавать этому баловству избыточного значения, а порекомендовал бы лучше обратить внимание на то, чем занимается в этом самом музыкальном бэкграунде аккомпанемента, ушедший в тень Уолтера Траут.

А там есть на что обратить внимание! Уолтер исполняет ювелирный фингерпикинг, раскрашивая ритмический рисунок затейливым узором.

8. The Dirty Dozens

(John Mayal / Traditional)

"Чертовы дюжины" - это уже показательное выступление Джона в роли клавишника. Скачущий ново-орлеанский джамп, с характерными стоп-таймами - отличный повод для такой демонстрации.

9. Tears Came Rollin' Down

( Walter Davis / John Mayall)

В этой песне Мэйолл повторяет трюк, опробованный на Cold Blooded Mama. Он берет текст почти забытого блюзового старика Уолтера Дэвисаи кладет его на новую мелодию, хотя и выстроенную по лекалам традиционного чикагского слоу-блюза.

В результате мы слышим мощный и тяжелый медляк. Разумеется, это песнь про коварную бэби, которая целует со словами "спокойной ночи", но лирический герой смекает, что слышит он "гуд найт", а понимать надо как "гудбай".

Набор блюзовых клише срабатывает только тогда, когда наполняется драйвом исполнительской самоотдачи и личной харизмой. Здесь с этим все в порядке. "Слезы текут" у кого надо и куда надо.

Все гитарные запилы отданы на откуп Коко Монтойя. Траут только обслуживает его бенефис ритмическим обрамлением и скупыми аккордами поддержки.

Джон здесь снова балуется с синтезатором, а Тони Кэри играет на органе.

10. Life in the Jungle

(Walter Trout)

"Жизнь в джунглях" - единственная песня, не принадлежащая перу Джона Мэйолла (не считая кавера на Роджерса), которая вошла в альбом.

Виртуозный бенефис автора композиции Уолтера Траута. Все до единого гитарные звуки на этой записи Траут сыграл самостоятельно. Здесь вообще нет КокоДжон тоже не берет в руки гитару, он поет и исполняет на гармонике.

Эта песня несет на себе все признаки авторского и исполнительского стиля Уолтера Траута, которые лягут в основу его будущей сольной карьеры: виртуозный гитаризм, реальные истории из жизни, рассказанные в тексте (в данном случае - убийство), утяжеленный блюз-роковый саунд.

А сольная карьера не заставила себя долго ждать. Эта запись оказалась прощальной. Через несколько месяцев Траут уйдет из группы. Уйдет и запишет первый сольный альбом, который назовет именно так Life in the Jungle. Тот альбом будет открываться новой редакцией этой самой песни.

Впрочем, это я уже забегаю вперед паровоза.

Слушаем последнюю песню.

Вот и закончился альбом, ознаменовавший собой "возвращение блудного Отца". Альбом, записанный за пять дней. Альбом, который должен был решить судьбу Джона Мэйолла и его группы - быть им или не быть.

И судьба была решена - быть!

Нет, Чикаго Лайн не назовешь шедевром. Публика и критика остались не очень довольны продюсированием Тони Кэри, они отмечали неоднозначность песенного материала. Почти все отметили также, что альбом явно не дотягивает до той вулканической энергии, которая наполняла живые выступления этого супер-состава. Но ...

Камбэк состоялся. Возвращению рады были все: и сам Джон Мэйолл, и его птенцы, и поклонники, и критики. Оказалось, что все этого ждали. Мэйоллоставался одной из самых авторитетных и харизматичных фигур в истории блюза и рок-музыки, тот факт, что он вернулся, не мог оставить кого-то равнодушным.

Да я и сам, грешным делом, записав этот альбом на бобину в одной из кооперативных студий звукозаписи, открывавшихся по всему Питеру в конце 80-х, был обрадован и удивлен несказанно.

"Он, оказывается еще жив!" - восторженно восклицали мои друзья-меломаны, когда мы приступали к совместному первому прослушиванию.

"И еще как жив!" - констатировали мы еще более восторженно, дослушав альбом до конца.

С годами мои восторги, конечно, поутихли. Сейчас я и сам замечаю неровность и неравнозначность альбома. Полагаю, что нужно было дать побольше хронометража Коко и Уолтеру, чтобы они могли развернуться в полной мере и во всей красе. Но кто же мог знать, что этот альбом так и останется единственным студийным артефактом этого состава?

Да. Вот, пожалуй, и найдено ключевое слово - "артефакт". Альбом "Chicago Line" - это, в первую очередь, историческое событие. Событие, которое перезапустило карьеру Джона Мэйолла.

Этот альбом не стал спорадической акцией, он положил начало новой, даже более интенсивной и продуктивной главе в дискографии Мэйолла.

Джон отныне начинает выпускать диски регулярно и впускает до сих пор. Следующий студийный альбом Блюзбрейкеров - A Sense of Place (1990) - станет уже бесспорной и несомненной творческой удачей, и подобных удач будет еще много.

Мэйолл вернул себе славу и авторитет, соответствующие его реальной значимости и сохраняет репутацию на должном уровне. Ему уже 85, а он все еще в строю и до сих пор интересен.

На этом пора бы и закончить, но я считаю, что пару слов надо сказать про дальнейшую судьбу музыкантов этого легендарного состава, который очень многие считают лучшим в истории Bluesbreakers.

Про Мэйолла я сказал уже почти все, что должен был. Он воспитает еще многих "птенцов" и многих поставит на крыло в своем "гнезде". Он занимается этим и сейчас.

Уолтер Траут, как и было уже сказано, уйдет от Мэйолла через несколько месяцев после выхода Чикаго Лайн. Но о нем и зигзагах его судьбы я собираюсь рассказать отдельно.

Коко Монтойя продержится в группе до 1993 года. С ним будут записаны еще 3 отличных альбома. Но потом его старый учитель - великий и, на тот момент, уже смертельно больной Алберт Коллинз скажет: "Я знаю, что с Джоном тебе работается хорошо, но нельзя упускать время. Делай свою музыку". И Коко уйдет, чтобы начать свою (весьма успешную, как показало время) сольную карьеру.

Тут надо сказать, что и Уолтер, и Коко уйдут от Мэйолла, но сохранят с ним самые теплые отношения.

В каждом своем интервью, при каждом удобном случае, они будут повторять слова благодарности Мэйоллу и называть его своим отцом. Они будут откликаться на любой его зов - участвовать в записях и концертных выступлениях, отмечать с ним на сцене свои и его юбилейные даты.

Траут и Монтойя с полным правом войдут в линейку великих "птенцов", вслед за Клэптоном, Грином и Тэйлором.

А на смену им придет великолепный Бадди Виттингтон. Который тоже уйдет, но уже через 15 лет, отработав на гитарной вахте в Блюзбрейрахдольше, чем кто бы то ни было ... и хватит о гитаристах.

Бас-гитарист Бобби Хэйнз - самая загадочная фигура (для меня) из этого состава. Он уйдет в 1990, по причине, которая мне неведома. В 2018 придет известие о его смерти и снова причина мне неизвестна.

Барабанщик Джо Юэл будет играть с Джоном Мэйоллом аж до 2008 года, пока не попросится на заслуженный отдых. Он еще успеет помочь и Трауту, и Монтойе на первых порах их сольных карьер - запишет с ними дебютные диски, поездит в первые турне.

Продюсер и клавишник Тони Кэри больше никогда не пересечется в студии с Мэйоллом да и к блюзу больше серьезных обращений у Кэри не будет. Альбом Chicago Line так и останется экзотическим артефактом в его продюсерском послужном списке.

А завершить я хочу словами Джона Мэйолла из его интервью (перевод, как всегда - Driver Pete))

"Когда я оцениваю то счастье и тот уровень самореализации, которые дает мне моя музыка, ту свободу, которой я обладаю, благодаря ей, то я не могу представить, что кто-то может получать большее наслаждение, чем я получаю от своего дела.
Я никогда не завидую людям, погрязшим в этих мощных комбайнах электронной аппаратуры и сложных отношениях с окружающими людьми. Они очень часто теряют ту радость, то подлинное наслаждение, которое способно приносить исполнение музыки. Ни с чем не сравнимо это удовольствие - играть музыку. А что касается денег ... придут и деньги, если работать честно. Куда они денутся."
альтернативная обложка альбома
альтернативная обложка альбома

 

если вы дочитали, то вам может быть интересно:

Возвращение Блудного Отца (часть1 - Свистать всех наверх!)

Зеленая Река, Болотные Берега
Еще один выпал из гнезда
Блюзовое Убежище старого индейца
Песни для портнихи

 

 Driver Pete, 11/10/2019

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »