Jackson BROWNE - "LIVES IN THE BALANCE" (1986)

JACKSON BROWNE

"LIVES IN THE BALANCE" (1986)

 

Одна из лучших пластинок, вышедших в Америке в 80х.

 

Джексон Браун записал её, как некий полемический ответ на знаменитый альбом своего друга Брюса Спрингстина "BORN IN THE USA".

Мессидж Спрингстина грубо можно сформулировать так: "Правительство - sucks, идеалы общества потребления - shit, но мы, всё равно, классные парни и живём в лучшей стране мира".

Джексон Браун формулирует немного иначе: " Правительство - sucks, идеалы общества потребления - shit, а мы - зажравшиеся assholes, равнодушно позволяющие этим sucks насаждать насильно по всему миру наш shit".

 

Такая вот полемика.

 

ДБ никогда не был чужд социальности, как и большинство singers/songwrighters, но всё же такая резкость была полной неожиданностью в устах обычно мягкого и лиричного "классического романтика".

 

Весьма показательна титульная песня альбома LIVES IN THE BALANCE. В ней Браун проявил себя и как изобретательный аранжировщик, чего за ним раньше особо не наблюдалось - на своих альбомах он был предельно строг в этом плане и даже скучноват порой (другое дело - спродюсированный им дебютный альбом Уоррена Зивона - Warren Zevon, где он дал волю своей фантазии).

Итак, слушаем песню. Трек №6...

 

... Отрывистые клавишные аккорды моментально создают ощущение смутной тревоги, а когда вступает вокал и остальные инструменты (даже целый латиноамериканский фолк - ансамбль) - тревога нагнетается. Саунд полифоничен, богат мелодическими нюансами и красивыми гармониями. Голос звучит по нарастающей и в припеве, подхваченный бэк - вокалистами, достигает максимальной степени напряжения...

Вслед за эмоциональным апогеем - медленно удаляющаяся кода, но тревожное ощущение остаётся до конца альбома (что даже немного осложняет восприятие оставшихся 2х треков).

Очень красивая песня. Одна из любимых не только у ДБ, но и вообще из всех слышанных мной когда-либо.

По эмоциональному воздействию (на меня) сравнимая с Child in Time или кримзоновской Starless, услышанными впервые. Но те песни я узнал ещё впечатлительным подростком, а эту услышал в 1987г, уже будучи взрослым человеком и не припомню ничего подобного с тех пор.

 

Теперь уже ясно, что Браун, как это иногда случается с настоящими художниками, предчувствовал именно то, что происходит сейчас с Америкой - трагедию 11-го сентября и войну в Ираке.

Именно сытая тупость рейгановских 80-х настроила Джексона Брауна на эту волну предчувствий...

 

Чтобы не показалось, что я преувеличиваю - привожу текст песни:

 

"Жизни на волоске"

 

В ожидании, что что-то случится

Я ждал неделю, ждал месяц, ждал год.

С заголовками газет, написанных кровью,

С криками людей в моих ушах

Ты можешь спросить:

Что в этом нового?

Ведь ты видел такое и раньше

Там, где правительство врёт своему народу,

А страна сползает к войне.

 

И тень скрывает лица

Людей посылающих войска

Воевать за те края,

Где их бизнес имеет свой интерес.

 

В ток-шоу на радио и ТВ

Ты слышишь одно и тоже каждый раз

"США отстаивают свободу

И мы пришли на помощь друзьям"

Но кто они те, кого мы называем "друзьями" -

Правительства, убивающие свой народ,

Или люди, которые дошли до края терпения

И берут в руки ружьё или камень?

 

Там жизни висят на волоске

Там люди живут под огнём

Там дети под артобстрелом

И кровь на колючей проволоке

 

И тень скрывает лица

Людей, которые раздули пламя войны

За те страны, чьи

Названия мы даже не можем выговорить.

 

Они втюхивают нам президентов,

Как втюхивают шмотки и тачки.

У них продаётся всё от молодости до религии

И точно также они втюхивают нам свои войны.

Я хочу знать, кто эти люди в тени.

Я хочу, чтобы кто-нибудь спросил их:

Почему они решили, что могут говорить нам, кто наши враги,

Но сами никогда не идут в бой и не умирают?

 

Там, где жизни висят на волоске

Где люди живут под огнём

Где дети под артобстрелом

И кровь на стене.

 

(перевод - Driver Pete)

 

В 86-м многих в США удивила и даже разозлила эта песня. С чего вдруг такое мрачное настроение? Чем этот парень недоволен?

А теперь здесь каждая строчка - в "яблочко". Джексон Браун с горечью сказал на своём концерте в Англии (октябрь, 2004):

 

"Печально, но сейчас эта песня более актуальна, чем тогда, когда была написана".

 

Перед последними президентскими выборами в Америке ДБ был одним из самых активных анти-бушевских агитаторов. Но Америка опять не услышала одного из своих лучших поэтов...

 

Ну да ладно. Отвлёкся я опять изрядно.

 

Не подумайте, что этой песней исчерпываются все достоинства альбома. Там все песни хороши и мелодичны. Очень хороша LAWLESS AVENUES - вторую половину этой песни ДБ поёт в дуэте с Ruben Blades стихи, написанные бас-гитаристом Хорхе Кальдероном (на испанском языке).

 

Есть довольно неожиданный для Брауна регги - TILL I GO DOWN и, напротив, - традиционная для него love song - IN THE SHAPE OF A HEART, рассказавшая о его личной семейной трагедии (о которой мне не хочется сейчас писать).

 

Но, как это бывает почти всегда в таких случаях, явный шедевр затмил собой остальной материал и его достоинства замечаешь уже позже, когда слушаешь в 3й или 4й раз.

 

Скажу в заключении, что для записи пластинки Браун привлёк многих замечательных музыкантов: Bob Glaub, David Lindley, Steve Lukather, Ian McLagan, Jim Keltner (а как же без него :)), Jon Douglas Haywood, Waddy Wachtel, Phil Chen, Russ Kunkel, Bill Payne, Bonnie Raitt.

А также - Nueva Cancion band, Sangre Machehual - это они так блистательно украсили латинскими красками саунд титульного трека.

 

(Driver Pete, 2005)

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »