Одна из лучших пластинок, вышедших в Америке в 80х.
Джексон Браун записал её, как некий полемический ответ на знаменитый альбом своего друга Брюса Спрингстина "BORN IN THE USA".
Мессидж Спрингстина грубо можно сформулировать так: "Правительство - sucks, идеалы общества потребления - shit, но мы, всё равно, классные парни и живём в лучшей стране мира".
Джексон Браун формулирует немного иначе: " Правительство - sucks, идеалы общества потребления - shit, а мы - зажравшиеся assholes, равнодушно позволяющие этим sucks насаждать насильно по всему миру наш shit".
Такая вот полемика.
ДБ никогда не был чужд социальности, как и большинство singers/songwrighters, но всё же такая резкость была полной неожиданностью в устах обычно мягкого и лиричного "классического романтика".
Весьма показательна титульная песня альбома LIVES IN THE BALANCE. В ней Браун проявил себя и как изобретательный аранжировщик, чего за ним раньше особо не наблюдалось - на своих альбомах он был предельно строг в этом плане и даже скучноват порой (другое дело - спродюсированный им дебютный альбом Уоррена Зивона - Warren Zevon, где он дал волю своей фантазии).
Итак, слушаем песню. Трек №6...
... Отрывистые клавишные аккорды моментально создают ощущение смутной тревоги, а когда вступает вокал и остальные инструменты (даже целый латиноамериканский фолк - ансамбль) - тревога нагнетается. Саунд полифоничен, богат мелодическими нюансами и красивыми гармониями. Голос звучит по нарастающей и в припеве, подхваченный бэк - вокалистами, достигает максимальной степени напряжения...
Вслед за эмоциональным апогеем - медленно удаляющаяся кода, но тревожное ощущение остаётся до конца альбома (что даже немного осложняет восприятие оставшихся 2х треков).
Очень красивая песня. Одна из любимых не только у ДБ, но и вообще из всех слышанных мной когда-либо.
По эмоциональному воздействию (на меня) сравнимая с Child in Time или кримзоновской Starless, услышанными впервые. Но те песни я узнал ещё впечатлительным подростком, а эту услышал в 1987г, уже будучи взрослым человеком и не припомню ничего подобного с тех пор.
Теперь уже ясно, что Браун, как это иногда случается с настоящими художниками, предчувствовал именно то, что происходит сейчас с Америкой - трагедию 11-го сентября и войну в Ираке.
Именно сытая тупость рейгановских 80-х настроила Джексона Брауна на эту волну предчувствий...
Чтобы не показалось, что я преувеличиваю - привожу текст песни:
"Жизни на волоске"
В ожидании, что что-то случится
Я ждал неделю, ждал месяц, ждал год.
С заголовками газет, написанных кровью,
С криками людей в моих ушах
Ты можешь спросить:
Что в этом нового?
Ведь ты видел такое и раньше
Там, где правительство врёт своему народу,
А страна сползает к войне.
И тень скрывает лица
Людей посылающих войска
Воевать за те края,
Где их бизнес имеет свой интерес.
В ток-шоу на радио и ТВ
Ты слышишь одно и тоже каждый раз
"США отстаивают свободу
И мы пришли на помощь друзьям"
Но кто они те, кого мы называем "друзьями" -
Правительства, убивающие свой народ,
Или люди, которые дошли до края терпения
И берут в руки ружьё или камень?
Там жизни висят на волоске
Там люди живут под огнём
Там дети под артобстрелом
И кровь на колючей проволоке
И тень скрывает лица
Людей, которые раздули пламя войны
За те страны, чьи
Названия мы даже не можем выговорить.
Они втюхивают нам президентов,
Как втюхивают шмотки и тачки.
У них продаётся всё от молодости до религии
И точно также они втюхивают нам свои войны.
Я хочу знать, кто эти люди в тени.
Я хочу, чтобы кто-нибудь спросил их:
Почему они решили, что могут говорить нам, кто наши враги,
Но сами никогда не идут в бой и не умирают?
Там, где жизни висят на волоске
Где люди живут под огнём
Где дети под артобстрелом
И кровь на стене.
(перевод - Driver Pete)
В 86-м многих в США удивила и даже разозлила эта песня. С чего вдруг такое мрачное настроение? Чем этот парень недоволен?
А теперь здесь каждая строчка - в "яблочко". Джексон Браун с горечью сказал на своём концерте в Англии (октябрь, 2004):
"Печально, но сейчас эта песня более актуальна, чем тогда, когда была написана".
Перед последними президентскими выборами в Америке ДБ был одним из самых активных анти-бушевских агитаторов. Но Америка опять не услышала одного из своих лучших поэтов...
Ну да ладно. Отвлёкся я опять изрядно.
Не подумайте, что этой песней исчерпываются все достоинства альбома. Там все песни хороши и мелодичны. Очень хороша LAWLESS AVENUES - вторую половину этой песни ДБ поёт в дуэте с Ruben Blades стихи, написанные бас-гитаристом Хорхе Кальдероном (на испанском языке).
Есть довольно неожиданный для Брауна регги - TILL I GO DOWN и, напротив, - традиционная для него love song - IN THE SHAPE OF A HEART, рассказавшая о его личной семейной трагедии (о которой мне не хочется сейчас писать).
Но, как это бывает почти всегда в таких случаях, явный шедевр затмил собой остальной материал и его достоинства замечаешь уже позже, когда слушаешь в 3й или 4й раз.
Скажу в заключении, что для записи пластинки Браун привлёк многих замечательных музыкантов: Bob Glaub, David Lindley, Steve Lukather, Ian McLagan, Jim Keltner (а как же без него :)), Jon Douglas Haywood, Waddy Wachtel, Phil Chen, Russ Kunkel, Bill Payne, Bonnie Raitt.
А также - Nueva Cancion band, Sangre Machehual - это они так блистательно украсили латинскими красками саунд титульного трека.
(Driver Pete, 2005)
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »