JACK BRUCE
"Songs For A Tailor" (1969)
После того, как короткая (всего 3 года), но бурная история легендарной рок-группы Cream подошла к своему драматическому концу. Все три музыканта, игравшие в ней, имели уже неоспоримый статус суперзвезд первой величины. Этот статус открывал перед ними широчайшие возможности, но и давил тяжким грузом на психику совсем еще молодых парней. Никому из них еще не было и 30 (Бейкер - 29, Брюс -25 и Клэптон - 23).
Бейкер и Клэптон, спустя год, воссоединились в составе Blind Faith, история которого была еще более драматичной и скоротечной, чем у Крим - всего один год существования, один легендарный альбом и одно, (незавершенное) турне. Группа Блайнд Фэйт осталась в памяти людской символом несбывшихся надежд, грандиозных авансов, неразрешимых противоречий и нереализованного потенциала. Их единственный альбом стал началом конца "психоделической эры", ибо именно психодел был стилеобразующим стержнем музыки, которую играли "слепо верящие".
Но мы оставим сейчас в стороне эту историю и вернемся к Джеку Брюсу, который пошел своей дорогой и совсем в другую сторону.
После распада Крим, Джек Брюс, наконец, обратился к столь близкому его сердцу джазу. Он не был первым, в этом "обращении к джазу", со стороны рокеров. Именно в 1969 году такой поворот сделали многие "прогрессивные" рок-музыканты. По ту сторону Атлантики мощно дебютировали Chicago, а годом ранее альбомным дуплетом выстрелили Blood, Sweat & Tears.
Британия тоже не оставалась в стороне - "кентерберийцы" из Soft Machine и Caravan, монументальный Colosseum, возникший на руинах Graham Bond Organization (из этой же "Организации" вырос и феномен Cream в свое время) - также обратились к джазу, в поисках музыкальных откровений.
Я назвал только самых известных исполнителей, чтобы не растекаться мыслью по генетическому древу прогрессивного рока. Нам важен факт - Брюс, отказавшись от блюзовой психоделии, присоединился к актуальной волне, которая была ему близка и интересна.
Впрочем, если быть до конца честным и последовательным, то надо признать, что его басовые импровизации еще в составе Cream несли в себе безусловно "прогрессивный" заряд, революционного свойства. Уже тогда Брюс выделялся широким музыкальным дыханием и дерзостью инструменталиста-первопроходца, фанфарно призывая гудящим басом пришествие новой музыкальной эры. Это, в первую очередь, заметно на концертных записях.
Зафиксируем это историческое наблюдение и возвращаемся к дебютному альбому
Итак, Джек Брюс обратился к джаз-року, в который он умело и со вкусом подмешал блюз, фолк, психоделию и собственное обаяние.
Альбом "Песни для портнихи" получился по-британски элегантным, пожалуй, даже аристократичным, в отличии от джаз-роковых изысканий, проводившихся параллельно в Америке (Chicago и B,S & T) и получивших куда большую известность. У американцев это выглядело как-то по-буржуйски вальяжно и, местами, до вульгарности претенциозно.
Брюс же сумел гармонично соединить приджазованные аранжировки, активно используя медные духовые инструменты, с характерным для рока вербальным драйвом.
Для записи своего сольного дебюта он призвал к сотрудничеству элиту британского рок-авангарда: саксофонист Dick Heckstall-Smith, барабанщик Jon Hiseman (оба - его давние соратники по работе у Грэма Бонда, руливший на тот момент в уже упомянутом выше Colloseum), выдающийся гитарист Chris Spedding, для которого эта запись стала путевкой в высшую музыкальную лигу и подлинным стартом карьеры + джазовая медная группа: Henry Lowther, Barry Beckett (трубы), John Munford (тромбон), Art Themen (сакс).
Сам Джек Брюс, наконец -то, получил возможность проявить себя в качестве блистательного мульти-инструменталиста (помимо вокала и баса, он отметился на гитаре, клавишах и виолончели).
Трэклист альбома теперь уже можно назвать бриллиантовой песенной классикой британского рока, в него вошли:
мой личный фаворит - первый трэк с впечатляющей басовой партией - "Never Tell Your Mother She's Out Of Tune", где в качестве гостя, сверкнул гитарным камео целый Джордж Харрисон, укрывшись за загадочным псевдонимом L'Angelo Misterioso.
Следом за ней идет очень красивая романтическая баллада "Theme For An Imaginary Western". С открывающим трэком они составили образцовую нокаутирующую двойку.
"Воображаемый Вестерн", с подачи продюсера альбома Феликса Паппаларди, скоро возьмут на вооружение американские блюз-рокеры Mountain, а также британцы из (уже неоднократно упомянутого) Colosseum, двое из которых (Хайзман и Хекстолл-Смит) участвовали в записи SFAT. Прозвучит она и в финале третьего альбома других британцев - Greenslade. И это - далеко не полный список каверов на песенный шедевр Брюса.
Хороши также:
"Rope Ladder To The Moon" (я здесь выкладываю не альбомную версию, а ее акустический сольный вариант, который очень люблю).
"He The Richmond"
"Boston Ball Game, 1967" - короткий ритмический шедевр
и особенно выделяется "To Isengard", в которой фолковая дрёма 3-х акустических гитар (Крис Спеддинг, Феликс Паппаларди и Джек Брюс, собственной персоной), аккомпанирующая мечтательному пению Джека длится три минуты и вдруг взрывается барабанным бомбометанием Хайзмана, поддержанным басовой и вокальной атакой Брюса, переводя композиционную стрелку на скоростной путь в хард-роковом экспрессе, а в финале нам предстоит авангардно фанкующий гитарный полёт Криса Спеддинга.
"На Изенгард" , как не сложно понять из названия, это дань модному увлечению профессором Толкином. В свое время, Паппаларди отверг эту композицию, (справедливо) решив, что она не вписывается в стилистический концепт лучшего альбома Cream - Disraeli Gears (1967).
На дебютнике Брюса, однако "Изенгарду" отведена ключевая роль альбомного экстремума.
Кроме To Isengard в альбом вошли еще два ауттейка, не прошедших когда-то кастинг на включение в Disraeli Gears:
"Weird of Hermiston"
и "The Clearout" - эта песня, на мой взгляд, вполне уместна была бы и на Дизраэли. Точно вписалась бы.
Все тексты для альбома написал Пит Браун. Здесь его лирика, по моему убеждению, на порядок сильнее и интересней того, что он сочинял для Крим.
Также заметно изменилось в лучшую сторону (по сравнению с теми же Крим) продюсирование Паппаларди. Саунд стал более выверенным и разнообразным, богаче тональными нюансами, более точным в плане гармонизации.
Надо ли говорить, что альбом, помимо прочих несомненных достоинств, стал Библией для бас-гитаристов. Здесь представлены лучшие образцы того, как надо играть ярко, изобретательно и технично, но при этом не нарушая графику композиции ненужным выпендрёжем самовлюблённого виртуозничества, чем очень часто грешат сольные работы выдающихся басистов.
SFAT в итоге, стал одним из классических альбомов рока, а Джек Брюс всю свою жизнь оставался одним из немногих его ветеранов, который всегда находился в поиске и не хотел да и не умел приспосабливаться к мейнстриму. Почти все его последующие работы интересны и значительны, но "Песни для портнихи", я считаю, так и остался лучшим альбомом в его карьеры.
Каждый раз, слушая эти песни, я удивляюсь насколько свежей и интересной остаётся музыка для Портнихи и через десятки лет лет после её написания, чего, увы, не могу сказать о большинстве перехваленных проговых и джаз-роковых опусов.
В заключение, несколько слов о названии альбома, думаю, что кому-то это может быть интересно.
SFAT - посвящение юной американской модельерше Джинни Франклин(Jeannie Franklyn), которую в рок-тусовке провали Genie the Tailor.
Джини шила концертные костюмы для Cream и была поклонницей вокала Брюса.
Она была кузиной культового американского фолксингера Фила Окса и подружкой не менее культового британского фолк-рокера Ричарда Томпсона, который играл тогда в группе Fairport Convention.
Сопровождая Томпсона в очередной гастрольной поездке Джини "Портниха" погибла в автокатастрофе. Гастрольный автобус группы разбился по вине заснувшего водителя. Погибли Джини и 19-летний барабанщик Мартин Лэмбл (Martin Lamble).
Трагедия случилась, как раз в те дни, когда Джек Брюс приступил к записи своего дебютного альбома. В память о славной девушке Джинни он и был назван.
Driver Pete (c) 2005, 2019.