В начале 1973 казалось ничто не предвещало для парней из Гранд Фанкподобного прорыва, скорее были основания говорить об их грядущем регрессе и угасании.
Уход фанков от своего "коренного" продюсера Терри Найта в 1972 сопровождался для них изнурительной и депрессивной судебной тяжбой.
Закончилась тяжба для Grand Funk Railroad потерей последнего слова в названии, приобретением штатного клавишника - Крэйга Фроста (Craig Frost) и выходом не самого удачного для Фанков альбома "Феникс" (Phoenix, 1972).
В результате всех этих перемен и обновлений группа утратила свою лидирующую позицию на американской рок-сцене.
Но Фанки сдаваться еще не собирались. Они вовремя сделали правильные выводы из случившегося и нашли, как оказалось, идеальный выход - пригласили молодого, амбициозного и креативного Тодда Рандгренапродюсировать их новый альбом.
Незадолго до этого Тодд выпустил свой сольный двойник Something/Anything? (1972), который многие критики оценили как шедевр звукозаписи и сонграйтинга (я с этой оценкой полностью согласен, кстати).
Кроме того, Рандгрен, несмотря на возраст (24 года), уже обладал репутацией удачливого и модного продюсера. На его продюсерском счету уже были работы с The Band, Badfinger, Sparks, к примеру
Выбор человека, который должен был стоять за пультом, оказался идеальным для ГФ. Как вспоминал потом барабанщик группы - Дон Брюэр:
"Работать с Тоддом был очень комфортно, он вселял уверенность. Он самолично занимался инжинирингом и продюсированием, а нам позволял заниматься своим делом. Только, время от времени, из своей кабинки, выдавал толковые советы по аранжировке, но главным его делом был саунд. Он как-то так умел покрутить ручки, что всё вдруг начинало звучать мощно даже в наушниках... Знаете, ведь большинство звукарей обычно говорят что-то типа: "На пластинке всё будет звучать гладко, я всё сделаю, не переживайте, ребята, по поводу того, что вы слышите в наушниках. Позже я сделаю крутой звук".
У Тодда был другой подход: "Звук будет крутым сразу, и мы запишем это прямо сейчас. Не собираюсь я колупаться потом и менять весь звук, делая его совершенно другим. Вы, парни, всё услышите в своих наушниках точно таким, как это будет звучать на пластинке. Это будет в ваших наушниках прямо сейчас."
Для нас это было ново и необычно. Его уверенность за пультом воодушевляла.
Особый кураж приходил, когда мы слышали этот обалденный и мощный саунд в наушниках, прямо в момент исполнения. В итоге, мы сделали весь альбом за неделю."
(перевод прямой речи - Driver Pete)
Всё, что рассказал Брюэр в этом интервью, можно почувствовать в момент прослушивания альбома. Так могуче, уверенно и слаженно, как на W'reAAB, GF ещё не звучали никогда.
8 великолепных треков, среди которых есть два подлинных шедевра хард-рока, по моему скромному мнению. Это, разумеется, легендарная открывашка и, идущий следом за ней, контрольный в голову -
"Не оглядывайся назад!"
+ ещё пара песен, которые можно отнести к бриллиантовым украшениям песенного наследия группы:
Black Licorice
и Walk Like a Man.
Остальные 4 песни, если и уступают перечисленным, то на любом другом альбоме выглядели бы ударными боевиками. Впрочем, я уверен, что многие сразу готовы поспорить с такой моей оценкой и зачислят в шедевры и все остальные песни. Или сделают свой выбор в пользу других.
И будут правы! (по-своему)) Я спорить не стану, ни в коем случае. Вернусь лучше к музыке и музыкантам. Точнее - к своему рассказу.
Кстати о музыкантах, для барабанщика Дона Брюэра этот альбом стал подлинным (хотя и несколько неожиданным для многих) звёздным часом: Рандгрен утвердил в качестве промо-синглов альбома две его авторские песни (титульная и Walk Like A Man, написанная в соавторстве с Фарнером) и барабанщик вдруг потеснил штатного гитариста/вокалиста Марка Фарнера у микрофона, лихо спев обе песни.
Это был козырной ход!
Публика вдруг с изумлением осознала, что голос-то у Брюэра может быть даже и помощней, а тембр явно интересней.
Во всяком случае, момент из промо-фильма, где звучит интро к песне "Мы - американская банда" и друммер яростно запевает куплет, не забывая держать ритм, это теперь один из символов рок-музыки на все времена.
Так уж совпало, что всерьёз слушать рок я начал году в 1973-74, а главным источником информации тогда для нас, советских подростков, были музыкальные передачи на "Голосе Америки".
Именно тогда и именно через хрипящие от глушилок динамики радио-приёмника "Кантата-М", я узнавал этот волнующий мир "американских ансамблей".
Припадая распухшим ухом к приемнику, я смутно догадывался, что никогда уже не стану "оглядываться назад" и что идти по жизни надо гордо, "как ходят мужчины", и мощно, как играют эти ребята ...
Особое отношение у меня к этой группе и к этой пластинке, которую я узнавал таким образом.
До сих пор звучит в ушах голос Юрия Осмоловского, ведущего "Концерт популярной музыки" на Голосе Америки:
"А сейчас для Алика из Джезказгана прозвучит песня Гранд Фанк - "Мы - американский ансамбль"! Она и завершит нашу передачу."
Только не подумайте, что все мои дифирамбы по поводу седьмого альбома Гранд Фанк основаны исключительно на ностальгии. Нет, я и сейчас слушаю этот альбом всё с тем же удовольствием!
Многие из тогдашних любимцев меня совсем не занимают нынче, некоторые и вовсе теперь раздражают. Половину дискографии Grand Funk (Railroad), например, я сейчас ни за что слушать не стану... но когда я слышу вступление к "We're an American Band" и то, как запевает её Дон Брюэр - всё те же мурашки восторга устраивают спринт по моему бренному телу! И снова дергается моя нога, чтобы притопывать в унисон с бас-бочкой ... снова я 14-летний подросток.
Как их после этого не любить, сами посудите)
Driver Pete, 4/7/2015
Если вы дочитали, то вам может быть интересно:
Сияние Безумного Алмаза (Pink Floyd)
Усталые Led Zeppelin (мое отношение к альбому "Presence")
Возвращение Блудного Отца (часть1 - Свистать всех наверх!)
Зеленая Река, Болотные Берега (К 50-летию великого рок-альбома)
АЛЬБОМЫ PROCOL HARUM (1970-75). БЕГЛЫЙ ОБЗОР.
Песни для портнихи
Пролетарии рока
Никогда не отворачивайся от друга