GEORGE HARRISON - "SOMEWHERE IN ENGLAND" (1981)

GEORGE HARRISON

"SOMEWHERE IN ENGLAND" (1981)

 

 Первый из вышедших после гибели Леннона альбомов экс-битлов. Возможно, отчасти из - за этого, по звуку и мелодичности «Где-то в Англии» - самый "битловский" альбом во всей дискографии Харрисона.

И, по этой же причине, «Где-то в Англии» собрались Макка, Ринго и Джордж, чтобы (с помощью Джорджа Мартина, Линды и Дэнни Лейна) почтить память Джона песней All Those Years Ago.

Мемориальный сингл вошел в топ - тен по обе стороны Атлантики и стал самым успешным для Харрисона, со времени выхода My Sweet Lord.

 Но обо всём по порядку. Давайте послушаем:

 

1. BLOOD FROM A CLONE

Очень "битловская", а по сарказму - даже "ленноновская" песня. Чего стоит одна только строчка:

You need some oomph-papa, nothing like

Frank Zappa

And not New Wave they don't play that crap

 Сама песня сделана как бы в духе этой самой "умф - папа", но изящная аранжировка и прихотливый ритмический рисунок, близкий к регги, подчёркивают нарочитую стилизованность и заостряют горькую иронию текста.

 Никогда прежде Джордж не высказывался так откровенно и презрительно по отношению к циничному механизму музыкального рынка.

 BFAC - остроумная музыкальная пародия, ответ студии грамзаписи, отклонившей первую версию альбома.

 Песен в таком духе он не сочинял, пожалуй, со времён "Сборщика налогов".

 

2. UNCONSCIOUSNESS RULES

 И снова едкий сарказм, теперь уже по отношению к потребителям музыкального диско - мусора, рабам неоновых сказок и гламурных журналов, до изнеможения отплясывающим на дискотеках, изнуряющим себя бессмысленной гонкой за иллюзорными прелестями "дольче вита" и возвращающимся опустошёнными в свои "клетки":

 

You'll dance the pants off of everyone

Then you go back on the floor

You got to get through the door

Where the unconsciousness rules.

 

 Мелодическая стилизация под ранние 60-е, аранжировка медных в традициях Тамла Мотаун.

«Законы подсознания» - ещё одна пародия на "умф - папа", и снова очень битловская песня. Начинает казаться, что весь альбом будет выдержан в подобном ключе, но...

 

3. LIFE ITSELF

 Третий трек рассеивает подозрения в пародийности всего альбома. Это, типичная для ДжХ, молитва (или - мантра, кому как больше нравится) - гимн.

 

They call you Christ, Visnu, Buddha, Jehovah,

Our Lord

You are, Govindam, Bismillah, Creator of All

You are the One

 

 Фирменная харрисоновская слайд - гитара и восточные интонации речитатива. Медитативные заклинания, расслабляющий (а кого и усыпляющий :)) гипноз, рассыпающийся магическими отголосками. Всё это заставляют вспомнить Give Me Love, My Sweet Lord, It Is He, Goddess of Fortune etc.

 Самая "харрисоновская" песня альбома, можно сказать – трейд марк. Здесь Джордж в своей стихии - медиум и (или) гипнотизёр.

 

4. ALL THOSE YEARS AGO

 Программная песня альбома.

 Интересно, что изначально писалась совсем другая. Дело в том, что Леннон был очень недоволен вышедшей в 1979 автобиографической книгой Джорджа "I, Me, Mine" и своё недовольство, очень резко по форме, высказал в интервью, данном "Плейбою".

 Харрисон решил было ответить на то интервью соответствующей песней, но трагическая смерть Джона, естественно, заставила его пересмотреть позиции и отказаться от полемики такого рода.

 В итоге, про ту, ненаписанную (или просто никогда не опубликованную) песню мы уже вряд ли что- то узнаем, но взамен получили ATYA.

 Песня вообще-то писалась для будущего альбома Ринго, но, после гибели Леннона, Джордж написал другой текст и наложил вокал на дорожку, где уже была записана игра Старра на барабанах, потом наложил вокал Линды и Пола.

 ATYA - одна из лучших песен Харрисона и лучшая, на мой взгляд, из многочисленных посвящений Леннону (что и неудивительно, конечно).

 

And you were the one they backed up to the wall

All those years ago

You were the one who imagined it all.

 

5. BALTIMORE ORIOLE

 Песня выдающегося американского композитора Хоги Кармайкла (Hoagy Carmichael). Обычный эстрадный номер на блюзовой основе, но потрясающая мелодия делает его шлягером на все времена. Мелодия - это то, что не стареет...

 Вокал Харрисона не очень подходит для подобных песен, это очевидно, но тем не менее, спел он душевно и бережно, а отличная работа аккомпанирующих музыкантов превратила трек в один из лучших на всей пластинке.

 Очень грустная и красивая песня.

 

6. TEARDROPS

 Несмотря на название, это, пожалуй, самая мажорная песня альбома. Интересная партия на табла - барабанах исполнена Алла Ракхи.

 

7. THAT WHICH I HAVE LOST

 По-моему, этот трек несколько выпадает из альбома, что не удивительно, так как он был включен в него вместо специально написанной для SIE, но заменённой менеджерами лейбла - Lay His Head (кстати, таких "заменённых" песен в альбоме 4 штуки, не так давно вышел вариант с песнями, которые записывались для альбома с самого начала, "авторский вариант" альбома)

 

8. WRITING'S ON THE WALL

 Ещё одна песня в стиле рага - рок (придуманном когда-то самим Харрисоном). Но, в отличии от Life Itself, это уже не молитва, а, скорее - проповедь.

 

The writing's on the wall brothers

Your life is in your hands

It's up to you to see the writing's on the wall

I hope that you may see the writing's on the wall.

 

 Звучит, как вторая часть Life Itself по настроению и интонациям, но не так выразительно и изобретательно сделана.

 

9. HONG KONG BLUES

 Ещё одна песня Хоги Кармайкла. В своей книге "I, Me, Mine" Харрисон вспоминал, что именно эта песня, услышанная им в 4-х летнем возрасте, "подсадила" его на любовь к музыке.

 "Гонконг Блюз" - грустная и смешная история незадачливого негра, арестованного в Гонконге за то, что он ударил в "старый гонг Будды" и отмотавшего за этот поступок "twenty years' privilege taken away from him".

 Теперь он бренчит на пианино, чтобы заработать на билет до Фриско, потому что

 

I need someone to love me

Need somebody to carry me home to San

Francisco

And bury my body there

I need someone to lend me a fifty-dollar bill

and then

I'll leave Hong Kong far behind me

For happiness once again

 

 Великолепная песня! Мелодия и ритм, аранжировка и исполнение - всё по высшему разряду. Лучшая во всём альбоме.

 

10. SAVE THE WORLD

 Призыв и наивные увещевания "спасти мир" от самых разных (перечисленных в тексте весьма дотошно) напастей. Среди "напастей" есть и такая любопытная:

 

The Russians have the biggest share

With their long fingers everywhere

And now they've bombs in outer space

With laser beams and atomic waste

 

 Не стоит забывать, что война в Афгане была в самом разгаре. В общем - гринпис, амнисти интернешнл и армия спасения в одном флаконе...

 Самая скучная и музыкально - беспомощная песня всего альбома. Я её обычно пропускаю и останавливаюсь на великолепном "Гонконг Блюзе", дабы не портить впечатления от хорошего альбома занудным треком, в конце которого звучит бутафорский атомный взрыв (записанный ещё для альбома Wonderwall).

 В 1981г я, как раз, пришёл на дембель и эта песня меня дико раздражала своим буржуйско - чистоплюйским пафосом :)

 

 Резюме: "Где-то в Англии" - хорошая пластинка. Мелодически, наверное, самая интересная у Харрисона после All Things Must Pass, но мелодии Кармайкла здесь явно выделяются на фоне песен самого Джорджа. Они (Гонконг Блюз и Балтимор Ориол) звучат гораздо ярче, запоминаются сразу и навсегда.

 Этот альбом отличается стилистическим разнообразием и законченностью песен, в лучших традициях Битлз, что для Харрисона - солиста совсем не характерно, его предыдущие альбомы часто оставляли впечатление некоторой мелодической размытости и даже, порой, - аморфности.

 Но нет здесь того удивительного настроения, той "загадки Харрисона", которая (лично меня) так волнует до сих пор, например, в предыдущей его пластинке (George Harrison - 1979), "загадки", которая и заключалась, возможно, в "размытости и аморфности", сочетающейся с изысканностью аранжировок.

 На SIE несколько тяжеловесна и слишком "просчитана" конструкция альбома, в ущерб недосказанности и "призрачности", присущей лучшим работам Харрисона. Есть подозрение, что всё это – результат слишком навязчивого вмешательства со стороны лейбла Warner Brothers.

 

 

(Driver Pete. 2005)

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »