George HARRISON / "All Things Must Pass" (1970)

George HARRISON

"All Things Must Pass"

1970

 Распад Битлз если кому-то и пошёл на пользу, то это, скорей всего, Харрисону.

 У Джорджа появилась творческая свобода, которой никогда не было прежде, и появилась она именно в тот момент, когда Джордж был на пике своих авторских и исполнительских возможностей.
 В награду за это "тихий Битл" преподнёс миру подарок невиданной щедрости. Ни до этого альбома, ни после, мир не знал такой щедрости ни от кого - тройной (!) альбом, заполненный не беспомощными филлерами и полуфабрикатами, а великолепными песнями, которых другому (более практичному) автору хватило бы лет на 5 безбедной жизни в лучах славы и поклонения.
 Но Харрисон всегда был чужд подобным соображениям, никогда ничего он не делал вопреки собственным принципам и устремлениям, никогда не угодничал перед лейблами и менеджментом.
 Я люблю Харрисона, как мало кого люблю из рок-музыкантов, люблю его за человеческие качества, за мелодичность, которая приятна мне на физиологическом уровне (знаю и таких, кого она раздражает на этом же уровне, как меня, к примеру, Queen, но против физиологии не попрёшь).
 ATMP - пост-битловский дебют Харрисона и вершина его карьеры, а на мой взгляд - вообще лучший альбом из всех, записанных битлами после распада группы.
 Это - тот редкий случай, когда коммерческий успех альбома полностью совпадает с моим мнением о нем.
 Один из музыкальных обозревателей так описал впечатление от ATMP у уронивших на пол челюсти критиков:



"Этот шок был сравним с тем, что испытали поклонники Греты Гарбо, впервые увидевшие кино-диву в звуковом фильме: Гарбо разговаривает!! Харрисон свободен!
Все, кто осмелился бы сделать ставку на "молчаливого битла" в тотализаторе, выиграли бы неслабый джекпот!".

 ATMP стал первым альбомом экс-битлов, вышедшим после "великого распада", и единственным сольным бестселлером не только для Джорджа, но и вообще для всех экс-Битлз.
 Не стану разбирать песни по косточкам и дотошно ковыряться в сокровищнице тройного альбома, это потребовало бы пару страниц, если не больше. Скажу лишь несколько слов о том, что Харрисон здесь предстал во всей красе не только, как автор великолепных песен (красивых, необычных по мелодике и гармониям), но и как автор прекрасных текстов, а главное - как замечательный гитарист.
 Харрисон никогда не был "виртуозом", он никого не сможет поразить скоростными пробегами по грифу или умопомрачительной работой с гитарными примочками (хотя, педалькой wah wah он пользуется здесь очень даже умело и с азартом, одна из песен даже так и называется "Wah Wah").
Он никого не удивит и особым разнообразием технических приёмов. Сила Харрисона - гитариста в другом: он мгновенно узнаваем, его гитарный саунд трудно спутать с кем бы то ни было (а вот ново-модных шреддеров и слингеров, порой, сложно отличить одного от другого), его партии всегда мелодичны, всегда "внутри песни", они часто кажутся не очень интересными, сами по себе, но без них (или с другой гитарной партией) эти песни представить уже невозможно.
 Среди многочисленных, слышанных мной, каверов на песни Джорджа самые неудачные те, где гитаристы пытаются сыграть что-то другое, а не то, что вложено в песню самим Дж.Х. Не клеится туда ничего другого, теряет песня своё обаяние.
 "Тихий битл" играет просто, легко и мелодически ясно, он очень умело использует слайд, который стал для него фирменным приёмом. Опять же, он - не виртуоз слайда, но как харизматично, ни на кого не похоже, звучит его слайд-гитара в My Sweet Lord (хрестоматийный пример), какая яркая и солнечная краска!


 На этом альбоме гитарист Джордж Харрисон развернулся, как нигде больше и показал себя, наконец, во всём блеске. Но блеск этот не ослепляет, он греет и радует добрым теплом.
Харрисон устраивает несколько ярких джемов с другими гитаристами (Eric Clapton и Dave Mason) на последних треках альбома ("Plug Me In", "I Remember Jeep", "Thanks For The Pepperoni", "Out Of The Blue") и эти джемы стали одними из лучших гитарных работ в роке 70-х, на мой взгляд.

 Это не умопомрачительные "G3", всё здесь построено вокруг банальных трёх аккордов, но как вкусно, изобретательно и с какой страстью они джемуют! Какой пример грамотного взаимодействия гитаристов и тактической гибкости продюсера, в плане записи подобных импровизаций!
 Великий Фил Спектор, разделивший с Джорджем бремя продюсирования на этом альбоме, добился на All Things ... куда большего успеха, нежели на провальном Let It Be. Здесь кредо Спектора по поводу того, что некоторые инструменты должны "ощущаться, но их не должно быть слышно", получило одно из своих лучших воплощений.
Вообще, подбор музыкантов для записи потрясает и почти все они являлись личными друзьями Джорджа. Эта традиция сохранится на всех последующих альбомах Дж.Х.

Назову лишь несколько самых известных имён:
- гитаристы - Eric Clapton, Dave Mason (ex-Traffic)
- басисты - Klaus Voormann, Carl Radle
- клавишники - Billy Preston, Gary Wright (Spooky Tooth), Gary Brooker (Procol Harum), Bobby Whitlock
- барабанщики - Jim Gordon, Ginger Baker, Ringo Starr, Alan White (в будущем - Yes)
- духовые - Bobby Keys, Jim Price
- а также группа Badfinger (они исполнили множество акустических гитарных партий этого альбома).
- на перкуссии, помимо вездесущего Рея Купера, отметился и, никому ещё не известный, на тот момент, юноша, по имени Фил Коллинз.

 Именно на записи All Things... Эрик Клаптон, Бобби Витлок, Джим Гордон и Карл Рэддл решат создать свою группу, о которой рассказ будет чуть позже (в рамках этого же годового обзора любимых альбомов).


 Харрисон накопил за предыдущие пару лет молчаливого прибывания в составе Битлз такой музыкальный, духовный и философский потенциал, что выход мощного тройного альбома разом поставил его в ряд немногочисленных подлинных духовных и творческих гуру от рока. Поездки в Индию не прошли для него даром.
В отличии от остальных участников этого знаменитого паломничества, Джордж всерьёз увлёкся Востоком и всю жизнь посвятил его глубокому изучению.
Увлечение восточной философией и музыкой выделили его в отдельную строку списка музыкальных новаторов, изобретенный им Рага-рок привлёк изрядное количество преданных поклонников, для которых Джордж открыл "дорогу в Катманду" и позвал на поиски "собственного Я", используя философский инструментарий древнего Востока.

 В заключении, пара слов по поводу многострадального мега-хита "My Sweet Lord", долголетнее судебное разбирательство по поводу которого, несомненно, укоротило жизнь Харрисону лет на 10 (минимум).
 По моему глубокому убеждению это, действительно, был случай так называемого "неумышленного плагиата" (что и подтвердил суд).
Харрисон был не из тех людей, которые легко идут на нечистоплотные поступки, скорее, наоборот, он был из тех, кто никогда не пойдёт на такое. Сам факт выхода тройного (!!!) альбома красноречиво говорит о том, что Джордж не страдал от недостатка идей и материала (лишь для первой песни альбома текст написал Боб Дилан, всё остальное - и музыку, и тексты - написал сам Джордж).
 На ATMP столько прекрасных песен, что и без MSL альбом стал бы вехой в истории рока.
Если бы автор He's So Fine был жив, то компромисс, наверняка, был бы найден легко и быстро. Сам Харрисон был к этому готов, но в дело вмешался злой гений битлов - ненасытный и мстительный Алан Клайн, перекупивший права у наследников умершего Ронни Мака.

 Изощренный в сутяжничестве Клайн умело провёл суды и довёл Джорджа до тяжёлой депрессии, а как её следствие - язвы и в последствии - недуга, который свёл Харрисона в могилу.
Так красивая, светлая и добрая песня стала причиной кошмара всей жизни, а косвенно, и смерти Джорджа Харрисона.

Driver Pete, 2005

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »