С пугающей даже меня самого маниакальностью, я генерирую списки "недооценённых шедевров". Но, не судите меня за это слишком строго. Я всего-лишь стараюсь смахнуть пыль со шкатулок с бриллиантами, которые, как мне кажется, забыли напрасно.
Так вот. Если я возьмусь составлять подобный список для рок-альбомов из далёких шестидесятых, то дебютная пластинка "Семьи" займёт в этом списке весьма достойное место. А если брать конкретный - 1968 - год, то она уступит у меня только легендарному альбому "Odyssey & Oracle" (The Zombies), будет оспаривать второе место с "Crazy World of Arthur Brown" и опередит даже такие заслуженные пласты'68 как прото-металлизм "Gun" (The Gun), дебютный альбом Pentangle, техасских авангардистов "God Bless the Red Krayola and All Who Sail With It", почти эталонный фолк-рок "The Hangman's Beautiful Daughter" (The Incredible String Band) или шикарную мод-оперу "Ogden Nut Gone Flake" (Small Faces).
Family на своём дебютном альбоме (сделанном музыкантами практически за свои деньги) создали богатое психоделическое (а как иначе в 68-то году?) полотно, заполненное струнными оркестровками, брасс-интервенциями, безукоризненной работой инструменталистов и мгновенно запоминающимся вокалом Роджера Чепмэна.
Роджер - это вообще повод для отдельного разговора. Точнее - его голос. Уникальное вибрато, харизматичная дерзость в попытке взять срывающимся фальцетом самые высокие ноты и невероятная экспрессия делают Чемпмэна одним из самых ярких певцов в истории рок-музыки. Его пение можно обожать или ненавидеть. Третьего, как мне кажется, просто не дано. И, уж конечно, его невозможно забыть или перепутать с другим.
Кстати, на дебютнике Родж поёт ещё сравнительно спокойным образом))
Есть, ставшая уже сакраментальной, метафора, много лет назад сформулированная кем-то из критиков: "вокал Чепмэна мог убить небольшого зверька в радиусе сотни метров».
Мне не по душе подобная живодёрня, поэтому позволю себе иное сравнение: его вокал способен мирно спящего в зимней берлоге медведя сделать безумным шатуном, который вынужден будет бродить в застывшем от мороза лесу, тщетно пытаясь изгнать из своей головы этот инфернальный звук.
Широкому кругу слушателей вокал Роджера непременно должен был запомниться исполнением знаменитого в 80-х сингла "Shadows on the Wall" с альбома Майка Олдфилда "Crisis" (1983). Эту песню Олдфилд сочинял именно под голос Чепмэна.
Но вернёмся к дебютному альбому Family.
Богатство инструментальной и тембральной палитры, точная стилистическая балансировка, сочетавшая психоделический маньеризм, ажурность барокко-рока, чувственность блюза и корневую систему британского фолка, во многом обеспечили студийные гении (впрочем, на тот момент, они были юными звукоинженерами), будущие легенды британской звукозаписи: Эдди Крамер и Джордж Чкиянц.
В паре песен сопродюсером выступил ещё один легендарный звукарь - Джимми Миллера (этот парень был нарасхват в 68-м). Но самую важную роль в создании альбома сыграл, судя по всему, концептуальный подход культового гитариста Traffic Дэйва Мэйсона, который взял на себя обязанности продюсера альбома. Помимо продюсирования он внёс свою лепту и как инструменталист (харпинг и меллотрон) и даже фигурирует в качестве автора одной из песен (Never Like This). Весь остальной песенный материал сочинил гитарист (и создатель группы) - Джон "Чарли" Уитни в соавторстве с Чэпменом.
Если уж в моём тексте появилось слово "палитра" и упомянуто название великих Traffic, то не могу я удержаться от столь близкой моему сердцу аналогии с живописью.
Разумеется, продюсирование Дэйва Мэйсона не могло не наложить свой утончённый отпечаток на "музыку из кукольного дома". В музыкальной палитре альбома импрессионистское письмо Traffic ощутить не так сложно опытному музыкальному следопыту. Однако Мэйсон, следуя своим личным предпочтениям и музыкальному чутью, явно утрировал эту палитру и сгустил до степени постимпрессионизма, и даже гуще - до экспрессионизма.
Если кто-то не ущучил сразу суть моей зауми, я попытаюсь чуть более наглядно иллюстрировать. Импрессионизм - это Моне&Мане, Сезанн, Дега и прочие почтенные монсеньоры живописи. Они у меня ассоциируются с Traffic очень часто.
Экспрессионизм - это последовавшие за импрессионистами, но свернувшие в сторону обнажённости и заострённости чувств господа - Мунк, Шиле, Кокошка и прочие.
Но не могу не упомянуть ещё одно гордое имя.
Гораздо позже стало известно, что аранжировками струнных и духовых на этом альбоме занимался талантливый юнец (18 лет) Майк Батт (Mike Butt), который позже станет одной из самых влиятельных и весьма специфических фигур в британском шоу-бизнесе. Я не стану сейчас увлекаться перечислением его заслуг и достижений, желающие легко найдут все эти сведения при помощи сакраментальной Wiki, отмечу лишь, что сам я узнал о существовании такого композитора в конце 80-х, когда стал счастливым обладателем записи симпатичного мюзикла, сделанного по любимейшему мной литературному произведению - "Охота на Снарка" (The Hunting of the Snark, 1987).
На личности Майка Батта я остановился, в основном, для того, чтобы слегка нивелировать несправедливость - его имя даже не было упомянуто в числе создателей альбома. А те аранжировки, которые он создал для песен "Из кукольного домика" - важнейшая составляющая. С этим невозможно поспорить, не так ли? Если послушали, то вряд ли станете )
Внимание! Начинаю резюмировать.
Музыкальный эксперимент зафиксированный на дебютном альбоме Family мне кажется более интересным и новаторским, чем похожие работы Nice, Moody Blues или Procol Harum, того же периода. Здесь "симфонизм" не выглядит таким гладким, его музыка вызывающе экстравагантна. А безумный вокал Чэпмена придаёт особый колорит чуть ли не грядущего панка ).
Этот музыкальный антиквариат для меня как фамильная драгоценность семейства рок-музыки. Он заставляет вспомнить о тех временах когда рок был дерзок и молод. Когда талантливые первопроходцы шли на штурм всевозможных полюсов и горизонтов, открывали неизведанные музыкальные архипелаги, находили новые этносы и ареалы обитания диковинных музыкальных животинок, водружали флаги на вершинах и просаживали шальные пиастры в весёлых Тортугах ... Было такое время. Я - свидетель! Этот альбом именно оттуда. Вольный, немного наивный, безусловно наглый и безоглядно юный. НЕстареющий.
Остаётся только посокрушаться, что в дальнейшем сверхталантливую группу погубило неумелое администрирование и чехарда состава. Несмотря на несколько последующих весьма интересных альбомов, MFaD'sH остался, на мой взгляд, их самым интересным произведением. Есть в нём настоящий полёт творческого вдохновения, особый шарм и даже некая загадка, заставляющая меня регулярно возвращаться к нему. Этот "Кукольный домик" никогда не казался мне устаревшим, хотя впервые услышал я его с очень большим опозданием (где-то на рубеже XX и XXI). Наличие подобной "загадки", вакцинировавшей альбом от старения, верный для меня признак "шедевра". "Такая вот вечная молодость" (с)
ByTheWay: Басист и скрипач "Семьи" - Рик Греч через год войдёт в состав супергруппы Blind Faith. С него и начнётся чехарда состава.
К сожалению, на яндекс-мюзик этого альбома нет, поэтому пришлось воспользоваться услугами ю-тюба.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »