В 1970м Эрик Клэптон работал как ломовая лошадь, стараясь работой (а чуть позже и героином) заглушить безнадёжную, как ему тогда казалось, любовь к жене своего лучшего друга Джорджа Харрисона - Патти Бойд.
После распада, так много обещавшего и такого недолговечного супер-проекта Blind Faith, Эрик присоединился к вечно кочующим по Америке фолкерам Delaney & Bonnie, которые были суппортерами Blind Faith в их роковОм туре по США.
Отыграв с Дилейни и Бонни множество концертов, Клэптон подружился с музыкантами их аккомпанирующего состава. Вместе с ними он принял участие в записи легендарного альбома все того же Харрисона "All Things Must Pass".
Итогом сближения Эрика и музыкантов из группы сопровождавшей D&B стало решение создать новую группу.
Первоначально парни назвали себя Eric & the Dynamos. Но на одном из первых концертов конферансье запутался в их мудреном названии и, объявляя, переименовал в Derek & the Dominos.
Эрика такое название сначала позабавило, но после недолгих размышлений, даже устроило. Так тому и быть - решили они.
Застенчивый от природы Клэптон всегда чувствовал себя неуютно в роли бэнд-лидера и франтмена. В Крим и Блайнд Фэйт эту роль он предпочитал уступать Джеку Брюсу и Стиву Винвуду (соответственно).
Кроме того, в том же 70-м году, аккурат в августе, когда Дерек и Доминозасели в студии, у ЭК вышла первая сольная пластинка ("Eric Clapton"), которая, несмотря на высокое качество музыки и помощь все тех же Дилэйни и Бонни с аккомпаниаторами (а так же Стивена Стиллза, Риты Кулидж и Лиона Расселла), прошла совершенно незамеченной. Это дополнительно пошатнуло в Эрике и без того шаткую уверенность в себе.
В результате Клэптон взалкал анонимности.
Дебютный соло-альбом Эрика ждала печальная судьба - после выходы блистательной "Лейлы" он был обречен навсегда остаться в её тени.
Впрочем, это я уже забежал немного вперед ...
Опасаясь нового фиаско, Клэптон твердо решил сохранить инкогнито на новом альбоме. С него было достаточно "супергрупп" и "звездности", он хотел, чтобы новую группу воспринимали не как "группу великого Эрика Клэптона", а как самостоятельную боевую единицу. Нужна была чистота эксперимента, чтобы понять на что способны Домино, без звездного шлейфа ее лидера.
А группа была способна на многое. Сегодня имена Джим Гордон (барабанщик), Карл Рэддл (басист), Бобби Витлок (клавишник) - уже мало что говорят непосвящённым, но во главе с Эриком это был один из лучших составов в истории рок-музыки. Так теперь считают многие. Повторю за ними и я, ибо согласен с этим полностью.
Убедившись в жизнеспособности коллектива, обкатанного на концертных площадках, музыканты решили, наконец, приступить к записи альбома. Продюсировать запись они пригласили опытнейшего и матерого Тома Дауда (Tom Dowd) - одного из величайших саунд-продюсеров всех времён и народов.
Материала для записи у ребят было уже вполне достаточно: ещё во время турне с Дилэйни энд Бонни Эрик плотно закорешился и реально спелся с Бобби Витлоком. Вместе они начали писать песни.
"Просто, чтобы было что играть на концертах" - вспоминал Витлок).
Последний по времени, но отнюдь не по важности, ингредиент для будущей записи был привлечён к работе, когда была уже арендована одна из студий в Майами. Этим ингредиентом стал юный гитарист Дюэйн Оллман (Duane Allman), с которым Эрик давно мечтал поработать.
Клэптон восхищался его игрой в песнях Вилсона Пиккетта и Ариты Франклин (о существовании the Allman Brothers Band он тогда ещё даже не знал).
Том Дауд, который как раз в это время занимался продюсированием второго альбома Оллман Бразерс Бэнд (Idlewild South), узнав о таком желании Эрика, сообщил, что на днях theABB будут выступать на одной из концертных площадок Майами. Эрик попросил провести его на концерт. Дальнейшая история стала уже рок-апокрифом ...
Клэптон вошёл в зал, где выступали Оллманы, и сел в первом ряду, прямо напротив сцены. Концерт уже был в разгаре.
Дюэйн в тот момент играл соло. Импровизировал, закрыв глаза.
А когда глаза он на мгновение открыл, то увидел перед собой великого Клэптона ... и мгновенно перестал играть.
На Дюэйна напал столбняк прямо на сцене.
Второй гитарист "Братьев" - Дикки Беттс после паузы подхватил соло и выкручивался из него, как мог. Благо, такие джем-импровизации были обязательной частью любого концерта ABB.
После концерта произошло их формальное знакомство. Клэптон сходу предложил поучаствовать в записи первого альбома своей новой группы. И, не желая терять времени, на волне взаимной симпатии, два гитариста рванули в студию. Там они просидели вдвоем всю ночь, до самого утра.
"Они показывали друг другу любимые гитарные приёмчики, менялись гитарами, делились профессиональными секретами, болтали без умолку, подогрелись какой-то наркотой ...
они были в восторге друг от друга, каждый восхищался мастерством и техникой другого"
- вспоминал потом Том Дауд.
Эрик и Дюэйн рождены были для того, чтобы играть вместе. Это стало ясно после первых же пробных попыток.
Сначала планировалось, что Оллман поучаствует в записи одного или двух треков, но в результате он записался, как минимум, на девяти песнях.
Довольно интересное и азартное занятие теперь - разбираться где Эрик, а где Дюэйн играет на этом альбоме.
Твёрдо можно сказать только одно: если слышите слайд - это работа Оллмана . Клэптон тогда не был силён в этом компоненте гитарной игры, а Дюэйн - величайший среди слайд-гитаристов.
Кстати, начиная именно с этого альбома, Клэптон, как гитарист, стал сознательно уходить в тень, отдавая святое "право на соло" своим многочисленным (в дальнейшем) партнерам.
У поклонников это вызвало законное недоумение, а у многих и негодование.
Эрик Клэптон - один из величайших мастеров гитарного соло, каких только видел мир, вдруг стал находить особое утончённое удовольствие в подыгрыше другим. И в этом, как оказалось, ему просто нет равных.
Если вы видели Исаакий или Казанский Собор ночью, в освещении прожекторов, то можете оценить всю важность и красоту такой подсветки. Эрик Клэптон и стал такой виртуозной "подсветкой" для других гитаристов, раскрашивая их соло восхитительными и точными лучами своих гитарных штрихов, усиливая эффект унисоном или контрастом, поддерживая их и маскируясь за вуалью аккомпаниатора.
Это блистательное умение "второго гитариста" он впервые широко применил именно в дуэте с Дюэйном Оллманом на альбоме LATOALS.
Такого блистательного дуэта гитаристов рок, пожалуй, не знал до этого и я не уверен, что узнал после.
Двойное соло Оллмана и Клэптона в песне "Лейла" (начинает знаменитый рифф Эрик, Дюэйн вступает после первых 7-и нот, а дальше... словами и не опишешь) - это одна из высочайших гитарных вершин. Канченджанга сдвоенной гитары. А может быть и Эверест.
Работа над записью после появления в студии Дюйэна Оллмана закипела. Оба - Эрик и Дюэйн - были буквально одержимы альбомом, идеи рождались на ходу и тут же шли в дело, получая своё реальное воплощение.
Характерна история с записью кавера на знаменитый блюз Биг Билла Брунзи "Key to the Highway".
В соседнем помещении Criteria Studios группа Sam & the Pharaos записывала именно этот блюз. Derek & the Dominos услышали Фараонов через стену и начали спонтанно джемовать на эту же тему.
Том Дауд, восхищённый тем, что у них получается, отдал команду звукоинженерам стартовать запись.
Этот незапланированный дубль, записанный сходу, без всякой подготовки, и вошёл в альбом, став, на мой взгляд, лучшей из версий классической Key to the Highway. А версий этих я слышал десятки.
Кстати, когда будете слушать этот альбом, то обратите внимание на то, как начинается Key to the Highway. Теперь вам будет ясно почему такое странное начало у этого трэка.
В итоге материала парни назаписывали столько, что альбом получился двойным, а о качестве музыки лучше всего, наверное, свидетельствует признание все того же легендарного продюсера Тома Дауда:
"Я чувствовал, что это будет лучший альбом, над которым я работал со времён The Genius of Ray Charles...
Новая музыка, исполненная с величайшим мастерством. Гитара там просто блистательна, ритм-секция туга, как часы, все они - живые детали единого организма, который дышит, сжимается, сокращается, становится громче, затихает, но всегда напряжен и интенсивен. Соло великолепны, тексты и вокал - изумительны".
Если вы загляните в послужной список Тома Дауда, то поймёте, что такие слова дорогого стоят.
А много лет спустя знаменитый музыкальный критик Джин Сантороскажет о "Лейле и других избранных песнях о любви" так:
"Это был краеугольный камень рок-истории... Альбом стал бриллиантовым памятником своему времени."
2. И ДРУГИЕ ПЕСНИ О ЛЮБВИ
Альбом "Лейла и прочие избранные песни о любви" - плод неистовой любви Клэптона к недостижимой Патти Бойд-Харрисон.
Безумная и запретная любовь к жене лучшего друга сводила 25-летнего гитариста с ума. Кипящая и стонущая, нежная и самоубийственная страсть сублимировалась в гитарный пожар и музыкальный водоворот.
Если бы меня попросили составить списки "лучший альбом / лучшая песня о любви мужчины к женщине", то это вулканическое музыкальное признание Клэптона лидировало бы в такой номинации с большим отрывом.
Эрик больше никогда не будет так плодовит и так ярок как сонграйтер. Он никогда больше не будет так исповедально откровенен. В его песнях больше никогда не будет подобной одержимости. Он больше никогда не будет так испепеляюще влюблён. Такое случается только раз в жизни.
Каждый трэк этого альбома - отчаянный стон от невозможности счастливого исхода для испепеляющей страсти. Каждая песня - бесстыдное и нежное признание.
Апофеоз этого любовного безумия - великая песня про Лейлу.
Измученный безответной и безнадежной любовной горячкой, Эрик бессонным ночами в гастрольных трейлерах читал случайно попавшую ему в руки книгу персидского классика Низами - "Лейла и Меджнун".
История трагической любви между девушкой, выданной отцом замуж за нелюбимого, и бедным поэтом настолько точно наложилась на личные обстоятельства Клэптона, что впору поверить в Божественное Провидение, приведшее его к великой поэме Низами.
Так родилась на свет одна из величайших рок-песен.
Авторство знаменитого риффа приписывает себе барабанщик Джим Гордон, а Клэптон не оспаривает его и не подтверждает.
Он вообще давно отказывается говорить о Гордоне и у него есть на это причины, о которых я расскажу в эпилоге.
Но всё же, куда более правдоподобно, что рифф сочинил Дюэйн Оллман.
Оллман, к тому же, изображает в конце песни "плач птицы" на слайд-гитаре, в память о своём любимом музыканте - Чарли Паркере (Bird - кличка великого саксофониста).
Джим Гордон, и это неоспоримо, сочинил и исполнил на фортепиано (всё-таки чертовски талантливым музыкантом был этот псих!) длинную инструментальную коду, которую жаль было бросать в корзину. Эту фортепианную пьесу прицепили к, прекрасно звучащей и без неё, песне. Данное обстоятельство и дало возможность Гордону формально стать соавтором "Лейлы", а соответственно и получать изрядные авторские отчисления в течение десятков лет, после того, как Лейла стала одной из самых исполняемых песен на радиостанциях Америки и Европы.
Инструментальная кода Гордона безусловно хороша (хотя и тиснута у бывшей подружки Джима, фолковой певицы Риты Кулидж) , но всё же это самостоятельное произведение, никакого отношения к самой песне мелодически не имеющее.
Мелодию "Лейлы" сочинил сам Эрик Клэптон, и незамысловатый любовный текст - тоже его.
А Лейла - это, конечно же, Патти.
Кстати, одна из песен альбома (I Am Yours) все-таки написана на стихи самого Низами.
Не раз встречалось мне такое мнение, что LATOALS это якобы "альбом одной песни". Такого рода заявления всегда удивляли меня безмерно и выдавало в говорящем или человека, не вовсе слышавшего сам альбом, или слушавшего его фоном и, скорее всего, случайным фоном.
Лейла, конечно, песенный шедевр, но есть же ещё:
- I Looked Away-
альбомная открывашка, включающая в себя один из лучших дуэтов Эрик / Дюэйн. А какой здесь элегантный ритмический рисунок!
- Bell Bottom Blues -
Разумеется, эта нежнейшая баллада тоже написана для Патти и про нее.
Однажды юная вертихвостка Патти Бойд попросила Эрика привезти ей модные джинсы из Америки. У нас такая модель называлась "клёш", а в Британии bell bottoms (колокольчики).
Это воспоминание и вылилось в одну из самых романтичных и трогательных песен, написанных Клэптоном.
Белл-боттомз блюз- одна из немногих песен альбома, которые были записаны еще до того, как к Derek & the Dominos присоединился в студии Дюэйн. Все гитарные партии здесь исполнил сам Клэптон.
Намеренно или случайно - бог весть, но песня про расклешенные джинсы получилась очень "харрисоновской" по саунду и настроению.
- Keep On Growing -
сырой блюзовый саунд, фанки-ритмика, отличный вокальный дуэт Клэптона и Витлока. А как здесь барабанит Гордон, заррраза!
- Tell The Truth -
"Скажи мне правду" сначала была записана как темповой номер (еще на сессиях харрисоновского альбома All Things Must Pass), затем парни сделали медленный вариант, а в итоге в альбом вошла комбинированная версия.
Считается, что это первая песня сочиненная специально для будущей группы Эрика Клэптона и Бобби Витлока (именно Бобби - автор мелодии).
Говорят, что среди гитарных наложений на этой записи затесались и сам Джордж Харрисон и Дэйв Мэйсон из Траффик (он тоже участвовал в записи All Things Must Pass).
- Anyday-
Восхитительное слайд-соло Дуэйна Оллмана - главное украшение этой песни и одно из лучших на альбоме!
И красивый финальный трек
- Thorn Tree In The Garden -
бенефис Бобби Витлока.
Присутствуют на альбоме замечательные каверы на классику блюза и соул:
- уже упомянутый джем "Key to the Highway", в котором дуэт Clapton / Allman выдал такой импровиз, что другие и годами совместных репетиций не смогут добиться подобного взаимопонимания, а эти "братья по гитаре" - играючи и сходу записали!
Счастье наше, что опытнейший Том Дауд, как только понял, что в студии происходит нечто потрясающее, успел шепнуть техникам: "Врубите эту чертову машинку!" и запись пошла.
- Nobody Knows You When You're Down And Out -
Классический номер из репертуара великой королевы блюза -Бесси Смит. Видимо, это была попытка повторить успех "Key to the Highway" и получилось хорошо, но уже не так эффектно.
- Have You Ever Loved A Woman -
Блюз, заимствованный у одного из клэптоновских кумиров - Фредди Кинга. Пожалуй, Эрику не хватает вокальной мощи для исполнения такой баллады, но зато страсти здесь с избытком да и сыграно отлично.
- It's Too Late -
Песня Чака Виллза (Chuck Wills) - ещё один пример того, что Дюэйн Оллман был величайшим слайд-гитаристом ...
Чуть меньше остальных каверов на этом альбоме мне нравится хендриксовская
- Little Wing -
В версии Эрика "Крылышко" (моя любимая песня Джими Хендрикса), как мне кажется, потеряла свою эфемерную воздушность, взамен получив некую депрессивность, что оригинальному варианту Джими было не свойственно. Но как оказалось, депрессивность была пророческой.
Среди великого множества кавер-версий LW есть те, которые мне нравятся намного больше (Стинг, Сноуи Вайт, Джефф Хили и, разумеется, инструментальный шедевр Стиви Рэя Вона).
Клэптон записал "Little Wing" одной из последних. Хендрикс её так никогда и не услышал в этом исполнении. Джими умер всего через несколько дней после того, как была сделана эта запись.
Эрик и Джими были очень близки, они чувствовали какую-то особую связь между собой, как это бывает у двух великих чемпионов или царственных особ.
Смерть Хендрикса стала для Клэптона тяжёлым ударом:
"Меня накрыло жуткое ощущения одиночества, когда я узнал о смерти Джими" - вспоминал Эрик через много лет.В итоге, Little Wing, которая записывалась как дань уважения живой легенде, стала реквиемом в память о друге и великом гитаристе.
После смерти Хендрикса критики и поклонники стали называть Эрика"наследником гитарной короны". Подобная аттестация только усугубляла его мрачное настроение.
Похоронное настроение чувствуется и в песне (светлой по своей сути, хоть и печальной). Оно давит на меня, когда я слушаю альбом.
Пожалуй, пришло время для финального резюме.
Слабых мест у альбома немного: местами прослеживаются самоповторы, порой Клэптон не тянет в качестве вокалиста. Но гитарная составляющая альбома искупает все огрехи. "Лейла ..." - один из лучших гитарных альбомов рока. Эпохальная веха в истории.
Тем не менее, альбом вышел в декабре 1970 и заблудился где-то в середине третьего десятка альбомного чарта Биллборд, а в Англии в чарты и вовсе не попал.
Критики восприняли альбом с прохладцей.
Но главный арбитр - Время с годами все расставил по своим местам. Сегодня ни один приличный список "лучшие альбомы в истории бла - бла - бла" не обходится без "Лейлы" - единственного альбома великой группы, которая так и не поверила в собственное величие.
Осталось лишь рассказать о метафизическом "проклятии", которое приписывают теперь этому альбому биографы Эрика Клэптона и историки рок-музыки.
Впрочем, судите сами. Изложу только биографические факты.
Пройдемся по персоналиям.
Джим Гордон (Jim Gordon)
- (барабанщик и соавтор титульной песни) - человек неистового нрава, с юности слышавший в своей голове некие загадочные "голоса".
Джим был подвержен припадкам ярости, переходящей в бешенство.
После выхода альбома работать с ним становилось всё тяжелее. Гордон отчаянно завидовал Клэптону и Бобби Витлоку, получавшим авторские за песни с альбома.
Витлок так вспоминал о Гордоне и их совместной работе в то время:
"Проблемы у него были издавна, болезнь не подкралась неожиданно. Он мне и раньше говорил, что слышит голоса. Достаточно было заглянуть в его глаза, чтобы понять - за ними нет души. "Никого нет дома" - словно говорили они. Сюрреализм полный...
У него было большое и доброе сердце, но души в нем не было. Играл он мощно, грохотал по прямой как товарный поезд. Левой рукой Джиммог делать одно, правой - нечто совсем другое, а его ноги в это время и вовсе творили что-то отдельное. Казалось бы, что во всем этом не могло быть совершенно никакого смысла.
Но когда все это происходило у него одновременно, то смысл неожиданно появлялся.
Невероятный был талант.
Но он был психом и чем сильнее Джим увязал в героине и кокаине, тем хуже становилось дело.
Он ведь даже не пытался завязывать. Мне рядом с ним всегда было некомфортно. Я его побаивался, поскольку чувствовал, что с его душой не все в порядке".
Один из припадков ярости Гордона, который произошёл на репетиции Derek & the Dominos, закончился тем, что Эрик Клэптон, наблюдавший за буйством барабанщика ... встал, отключил гитару. Молча скрутил шнур. Молча упаковал гитару в кофр. Защёлкнул кофр и спокойным тихим голосом сказал Гордону:
"Больше я с тобой никаких дел не имею и на одну сцену с тобой никогда не выйду".
Эрик вышел из студии на улицу и на этом закончила своё существование группа D&tD, потенциал, которой некоторые знатоки оценивали выше любого другого состава, в котором участвовал Клэптон (а это были не последние группы в истории рок-музыки: Yardbirds, John Mayall's Bluesbreakers, Cream, Blind Faith).
Так гласит легенда о разрыве дЭрика с Домино.
Теперь если судьба вдруг сподобит вас встретиться с Эриком Клэптоном, то лучше не спрашивайте его о Джиме Гордоне. Не стоит этого делать.
Эрик уже почти полсотни лет отказывается говорить об этом человеке.
Тем не менее, Джим Гордон стал в 70-х одним из самых востребованных сессионных барабанщиков. Он работал с суперзвёздами самых разных жанров и заслужил репутацию одного из лучших барабанщиков мира.
Но "голоса" и наркота сделали своё дело. Нынче Гордон сидит в психушке тюремного типа, отбывая срок за убийство собственной матери.
Да-да, вы все прочитали правильно. Джим Гордон укокошил собственную родительницу. Он насмерть забил её молотком, повинуясь очередному "голосу" в своей голове.
Уже сидючи в тюрьме Джим увидел по телевизору как Клэптону вручают "Грэмми" за акустическую версию "Лейлы".
Это зрелище стало причиной очередного приступа буйной ярости Джима. Не вынесла завистливая душа барабанщика (душа, которой нет, если верить Бобби Витлок) такой несправедливости.
Через пару лет, в результате тюремного шмона, у Гордона нашли тщательно запрятанный листок бумаги. На листке ровным почерком маньяка был любовно составленный список потенциальных жертв Джима, на случай, если его выпустят из психушки. Все обидчики и злодеи были перечислены Гордоном поименно, у каждого был свой порядковый номер.
Все были приговорены Гордоном к смерти.
Одним из первых в списке значился, разумеется, Эрик Клэптон.
Надо сказать, что деньги у Джима Гордона есть - ручеек из роялти за Лейлу не иссякает. Большая часть того ручейка утекает к дорогущим американским адвокатам, которые прилагают все усилия, чтобы убийца собственной матери был оправдан и признан безопасным для общества. Дорогие адвокаты шлют одну апелляцию за другой ... чтобы Гордон вышел на свободу. Вышел, сжимая в руке пронумерованный dead-list и прислушиваясь к таким уже родным "голосам" в буйной голове ...
Кстати. Джим Гордон теперь фигура легендарная и даже культовая. Про него сочиняют песни, его именем называют экстремальные рок-группы.
Еще бы! Джим Гордон для рокеров - повод погордиться и даже немного задрать нос. Рок, в лице безумного барабанщика, получил своего персонального маньяка.
Новомодный кумир металлистов, убивец - Варг Викернес нашему Гордону в подметки не годится. Щенок-норвежец еще двойки из дневника вырывал, чтобы дома ремня не огрести, когда Джим барабанил молотком по черепу собственной 72-летней матушки.
Впрочем, хватит о нем. Справедливости ради, вспомним напоследок, что барабанщиком Джим Гордон был великим. "Апостроф" тому порукой!
***
Карл Радл (Carl Radle)
- (бас-гитара)- занимался сессионной работой (в т.ч постоянно записывался с Джорджем Харрисоном).
После возвращения Эрика Клэптона из героиновой бездны (о которой речь впереди) на сцену, Карл Рэдл вошёл в состав его новой группы. Карл стал единственным из Derek & the Dominos, кого Клэптон пригласил в свой аккомпанирующий состав.
К.Р. играл в группе Клэптона до 1979 г. и записал с ним все первые 6 сольных альбомов Эрика.
В 1979 Эрик Клэптон решил поменять всех своих музыкантов на новых. Карла Рэдла он оповестил об увольнении телеграммой ...
Рэдл, которому Эрик был обязан многим (не стану вдаваться в подробности, поверьте на слово), счёл себя обиженным и не простил этой обиды до конца своих дней.
А дней этих оставалось у Карла, как оказалось, не так много. Рэдл ушёл с головой в наркоту (до того, он, по большей части, бухал) и сгорел за год.
В мае 1980 его нашли мёртвым на 4-й день после смерти. Печень не выдержала, когда ему было всего 37.
Подруга Карла (она есть на одном из фото обложки "Лейлы"), узнав о его смерти, застрелилась.
Эрик Клэптон посвятил альбом "Another Ticket" (1981) памяти своего бывшего басиста.
***
Бобби Витлок (Bobby Whitlock)
- (клавишник, автор последнего трека альбома и соавтор ещё пяти)- после Лейлы занялся сольной карьерой (с первым альбомом ему помог Эрик), засветился на эпохальном альбоме The Rolling Stones - "Exile on the Main St.".
Проклятие Лейлы для Бобби прошло по касательной - карьера, которая начиналась блистательно и сулила взлет на вершину, сложилась весьма уныло и заглохла на полпути.
Кто-нибудь слышал сольные альбомы Бобби Витлока? А ведь, говорят, что они есть. И все, кто его помнит, все, кто с ним выходил когда-то на сцену и работал в студии, в один голос говорят о том, что он был чертовски талантлив. Некоторые добавляют, что он был еще и хорош собой, и очень приятен в общении.
Может быть симпатичная внешность и безобидный характер спасли ему жизнь. Лейла пощадила его. Его, но не его музыкальную карьеру, которая стала данью проклятию.
Но слава Богу, что хотя бы выжил (наркота тоже не обошла его стороной).
***
Дюэйн Оллман (Duane Allman)
- (гитара, не вошёл в число соавторов ни одной песни альбома только по причине того, что отказался от авторских из уважения к Эрику) - разбился на мотоцикле через год после записи "Лейлы".
Великий гитарист поколения отправился транзитом из седла злополучного байка в пантеон рок-легенд, не дожив всего три недели до своего 25-летия.
Лейла не забыла и про него.
***
А началось Проклятие Лейлы (как многие конспирологи полагают) с Джими Хендрикса, который умер через неделю после того как Derek & the Dominos записали кавер на его Little Wing.
Вот такое Проклятие Лейлы. Такой вот эффект Домино.
Хотите верьте в него, хотите - нет. Но эта история уже стала частью самого альбома. Не рассказать ее было бы неправильным.
***
А что же Эрик?
Роковая любовь к жене лучшего друга, смерть Джими Хендрикса, а вслед за ней и Дюэйна Оллмэна - всё это обрушилось на Клэптона одно за другим и Эрик сломался. Навалилась депрессия, апатия, героиновая зависимость.
Джордж Харрисон с трудом вытащил друга Эрика поучаствовать в Kонцерте для Бангладеш. Там уже было заметно в какой ужасной форме был Клэптон (см. фильм). А ведь прошел всего год после выхода Лейлы.
После "Бангладеш" Эрик окончательно забросил музыку и беззаветно посвятил всего себя делу медленного героинового умирания в элегантной компании малолетней аристократки.
Эрик распродавал уникальную гитарную коллекцию через наркодилеров. Не было сил и желания даже выйти из дома. Он менял гитары на героин ...
Возвращаться он уже не собирался.
Почти 4 года были вычеркнуты из его жизни.
Эрика спасло только чудо, явившееся в лице причудливого трио, участниками которого стали: дружище Пит Таунсенд / отец малолетки, с которой честно делил дозы Эрик - Уильям Дэвид Ормсби-Гор, 5-й барон Харлек (именно так звали папашу героиновой лолиты) / знаменитая докторесса Маргарет Патерсон, которая вытащила когда-то из героиновой ямы и самого Таунсенда.
Три ангела-хранителя возились с Эриком и его юной леди, как с детьми.
Пит Таунсенд сумел всё-таки вернуть Эрику интерес к музыке, а с ним пришло и желание выжить. С их совместного концерта в Рэйнбоу Театре началось возвращение Клэптона к жизни.
***
Эрик Клэптон да ещё разве что Кит Ричардс - это те, немногие выжившие из героев "психоделического лета" рок-н-ролла ...
Но это уже другая история.
Всю оставшуюся жизнь Эрик будет искать себе нового гитарного брата, такого каким был Дюэйн. Он будет словно одержим манией переиграть со всеми лучшими гитаристами мира. Запишет и сыграет множество великолепных дуэтов.
Albert Lee, Alvin Lee, Ry Cooder, Mark Knopfler, Freddie King, Steve Cropper, B.B.King, Robert Cray, Keith Richards, Carlos Santana, John Lee Hooker, Dave Gilmour, Steve Lukater, Buddy Guy, Stevie Ray Vaughan, Andy Fairweather - Low и, конечно же, George Harrison
и еще множество великих имён.
Но такого магического сочетания, какое было у Клэптона с Оллмэномбольше никогда не будет.
Это был величайший гитарный дуэт, оставивший после себя только один альбом. Альбом, заряженный проклятьем.
P.S. В 1974 году возлюбленная Клэптона все-таки ответила ему взаимностью. Патти Бойд-Харрисон ушла от мужа и стала жить с Эриком. Но это был отнюдь не хэппи-энд, а лишь начало новой и драмы ...
Driver Pete, 2005.