О загадочном феномене Криденс писать легко и, одновременно, очень сложно.
Легко потому, что CCR играли очень простую и довольно прямолинейную музыку, являясь в начале 70-х едва ли ни единственными значимыми продолжателями дела Чака Берри, Литтл Ричарда, Элвиса, Бадди и других легендарных рок-н-роллеров. Песни Джона Фогерти также обаятельны, обладают таким же бесшабашным драйвом и стилистической отточенностью, как ранние рок-н-роллы выше названных ребят.
Сложно потому, что в начале 70-х это было делом совсем не модным и они должны были бы явно проигрывать монстрам харда и прогрессива, которые заняли ведущие позиции в рок-иерархии того времени... Должны были, но не проигрывали.
Не имея в своём составе ни одного "виртуоза" ("все мои гитарные соло просты настолько, что их можно спеть" - гитарное кредо Фогерти), не увлекаясь модными философскими идеями, не совершая эксцентрических поступков и не устраивая скандалы, на радость жёлтой прессе, они пользовались безоглядной любовью слушателей.
CCR не заняли освободившийся после распада Битлз трон и даже не собирались на него претендовать, но одну, освобождённую битлами нишу они заполнили своими искренними, порой до наивности, песнями - Криденс стали основными поставщиками рок-хитов (именно "рок") на вершины чартов в течении нескольких лет.
Альбом C'sF - лучшая работа CCR, на мой взгляд. Каждая песня на этом альбоме - хит:
- незамысловатая, но мгновенно запоминающаяся, мелодия очаровательного шаффла Lookin' Out My Back Door
- утяжелённая и злая Run Through the Jungle
- безупречный по форме антивоенный гимн Who'll Stop The Rain?, в котором не было ни грамма пафоса политической агитки, чем страдают почти все подобные "гимны".
- сермяжный, как ковбойское седло, рокешник Up Around the Bend
- заводная шутка Travellin' Band
- душевный финальный трек Long As I Can See The Light
+ великолепные каверы:
- Ooby Dooby (рокабили из репертуара Роя Орбисона)
- Before You Accuse Me (блюз Бо Диддли)
- I Heard It Trough The Grapevine (мотауновский соул - стандарт, один из лучших каверов в истории рока, слегка подпорченный затянутым гитарным джемом в конце)
- My Baby Left Me (кантри - сонг легендарного Артура Крадапа)
Всё это песенное богатство - готовые хиты на все времена, вечные и непотопляемые, как джинсы и клетчатая рубашка (обычная униформа Фогерти, как в жизни, так и на сцене, в противовес роскошным одёжкам большинства остальных рокеров 70х).
Слегка выпадает из этого ряда лишь 7-ми минутная Ramble Tamble, открывающая альбом, но только из за своей "неформатности", сама по себе композиция отличная.
6 (из 11и) песен занимали строчки в первой пятёрке (!) поп - синглов чарта Биллборд:
"Long As I Can See The Light" № 2
"Lookin' Out My Back Door" № 2
"Run Through The Jungle" № 4
"Travelin' Band" № 2
"Up Around The Bend" № 4
"Who'll Stop The Rain" № 2
Сам альбом достиг в чарте места №1. Такого коммерческого успеха не знал ни один альбом ни одной другой группы, кроме the Beatles, и успех был заслуженный. Песни того стоили.
Возможно отгадка "загадки Криденс" лежит на поверхности и я зря ломаю голову, мудрствуя над её решением и все дело только в том, что Джон Фогерти писал хорошие песни, а Криденс исполняли их так, как они были написаны - честно, просто и с любовью.
Я давно и глубоко убежден: самое сложное в музыке - сочинить хорошую мелодию. Этому научиться невозможно, ибо этот дар бывает только от Бога (верите вы в него или нет).
Можно научиться виртуозной игре на инструменте, при наличии слуха, усидчивости и некоторых физиологических особенностей организма.
Можно научиться искусству композиции и, "поверив алгеброй гармонию", сочинять грандиозные по форме, но совершенно холодные и пустые "концептуальные опусы". Этому учат.
Можно научиться почти всему.
Но дар сочинять красивые и запоминающиеся песни, которые люди будут петь десятки лет, повинуясь таинственной потребности души, такой дар даётся от Бога, даётся очень немногим и не все умеют им распорядиться.
Джону Фогерти этот талант присущ и он сумел им распорядиться правильно. Лучшее свидетельство тому - великий рок-альбом Cosmo's Factory.
Напоследок - пара слов о названии. К космосу оно не имеет никакого отношения.
Альбом назван в честь пакгауза в городе Беркли, где репетировали музыканты.
Криденс были так увлечены записью альбома и работали в пакгаузе так неистово, что барабанщик Даг Клиффорд называл это помещение "завод" (the factory), а у самого Клиффорда была кличка Козмо (Cosmo).
Поскольку помещение официально принадлежало Клиффорду получилось "Cosmo's Factory" - "Завод Козмо".
Driver Pete, 2005
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »