Третий альбом Криденс - это могучий монумент уникального стиля, который впервые здесь предстает в окончательно оформленном виде.
Дебютный альбом (Creedence Clearwater Revival, 1968) носил еще явно ученические одежки, там неуклюже проявлялось влияние психоделических музыкальных трендов, не хватало цельности и оригинальной мелодичности.
На втором альбоме (Bayou Country), вышедшем в самом начале 1969 года, CCR уже обретают свое, ни на кого не похожее, музыкальное лицо. Публике предъявлен тот самый стиль, который застолбит за парнями место в рок-пантеоне навечно.
Первый трек второго альбома - Born on the Bayou - развинченной походкой заходит в каждый дом, открывая дверь небрежным пинком ноги, проходит через комнату и развалясь на видавшем виды диване, закинув ноги на стол, щелчком открывает шипящую банку пива.
Он пришел навсегда. Его имя - Swamp - Rock. Так теперь будут называть этот стиль и он навеки будет связан с Creedence Clearwater Revival.
Замес из блюза, каджуна, кантри и хард-рока с психоделическим (все-таки)) оттенком. Этот коктейль, в разных пропорциях и дозировках, будет смешивать Джон Фогерти теперь на протяжении десятилетий.
Но и второй альбом был еще далек от совершенства. Стиль найден, прорыв сделан, группа добилась звездного статуса.
Но цветастый психоделический балахон еще путается в ногах - скучные гитарные джемы, как кандалы, висят на финальных трэках каждой из сторон пластинки и портят стилистическую картину. Эти джемы похожи на какое-то сакральное жертвоприношение умершему старому Богу, или на взятку продажному шерифу, чтобы отпустил на волю из психоделической каталажки.
И вот случилось - в августе того же 1969 года выходит шедевральная "Зеленая Река" и все в доме CCR окончательно встает на свои места. Коктейль смешался идеально.
Уверенный в себе, сильный и работящий Джон Фогерти избавляется от психоделических одежек в своей музыке. Он уже точно знает, что он должен делать со своим даром.
Одетый в клетчатую рубаху и джинсы, Джон отталкивается веслом от берега и отправляется вдоль по "Зеленой Реке" ...
Больше никаких гитарных джемов. Лавры Джонни Чиполлины или Джерри Гарсия его не интересуют.
John Cipollina - соло-гитарист Quicksilver Messenger Service
Jerry Garcia - соло-гитариcт Grateful Dead
Гитарные партии Фогерти теперь как шнурки на солдатских ботинках - плотно стягивают песенную кожу, чтобы нога уверенно ступала и не знала усталости. Он гравирует свои отточенные соло как боевой девиз вдоль кинжального клинка. Ничего лишнего. Только самое необходимое. Жесткий "болотный рок". Классическая песня из разряда вечнозеленых.
И дальше, не сбавляя оборотов и усиливая драйв идет забойная
Commotion
следом за ней мы услышим один из лучших, на мой взгляд, вокалов Фогерти
Tombstone Shadow
И заканчивается первая сторона пластинки программным заявлением
Wrote a Song for Everyone
Эта кантри баллада - единственное фолк-замедление на хардовом пути по Зеленой Реке.
Наивный пафос лирики "Песни для всех" нивелируется искренностью обаятельного вокала. Пожалуй, это и был прощальный привет, посланный хиппизму уходящим от него Джоном Фогерти.
Вторую сторону пластинки открывает один из главных шедевров Криденси лучшая (н.м.в.) песня альбома.
Bad Moon Rising
Придет время и я (надеюсь) подробней поговорю об этой (и не только) песне, а сейчас просто отмечу одну пародоксальную особенность Bad Moon Rising - сочетание бодрой и даже несколько легкомысленной мелодии с демоническим текстом.
Следующий трэк (Lodi) является, в каком-то смысле идейным продолжателем "Восхода Ущербной Луны". Сочетание довольно бодрой мелодии и мрачного рассказа о городе, в который лучше не попадать никогда.
Но если уж тебя занесло в жутковатое захолустье по имени Лоди, то задерживаться там не стоит ни на единую лишнюю минуту, иначе не выберешься из этой дыры уже никогда.
Lodi - вполне реальный город, который по каким-то личным причинам Джон просто ненавидел.
Многие поклонники CCR считают Лоди одной из лучших песен группы и самой недооцененной. С годами я все больше склонен с ними согласиться.
Следующая песня - Cross-Tie Walker - балансирует между традиционным шаффлом, которые так любил Джон Фогерти, и другим его увлечением - рокабилли. Здесь обращает на себя внимание интересная проходка баса. Ничего особенного, но именно этот штрих "делает" песню. Умение найти такой "штрих" для каждой песни - одна из важнейших особенностей всякого выдающегося исполнителя. Криденс этим умением обладали в совершенстве.
Следом идет еще один "болотный блюз", украшенный фирменной гитарной гравировкой.
В какой-то момент может показаться, что сейчас братья Фогерти, как в былые времена, свалятся в психоделическое джемование и улетят в заоблачные дали.
Но нет, чувство меры и умение вовремя постричь отрастающие музыкальные космы не изменяет Криденс на просторах "Зеленой Реки" ни разу. Песня не теряет упругой мускулистости до самого финала.
А финалом альбома стал единственный кавер - классический ритм-энд-блюзовый стандарт Night Time Is the Right Time
Я считаю, что "дежурный" (для альбомов СCR) кавер на очередную нетленку является самым слабым местом альбома.
И дело, скорее всего, не в том, что кавер получился плохим. Вполне себе добротный получился. Не плох, но и не особенно хорош на фоне отличных авторских песен Джона. Скучновато звучит бесконечное повторение одной фразы про то, что "Ночь - самое подходящее время" в сопоставлении с хлесткими и остроумными текстами Фогерти.
И вот это-то и характерно. Это косвенно показывает насколько выросло мастерство группы, как ярко раскрылось сонграйтерское дарование Фогерти, по сравнению с дебютным альбомом, где 2 кавера явно выделялись, в качестве ударных номеров, причем с большим отрывом от остального материала.
А ведь всего чуть больше года прошло! Невероятный прогресс.
Green River стал первым из альбомов группы, который возглавил чарт Биллборд.
Песни Green River и Bad Moon Rising занимали #2 в песенных чартах Биллборда, а в Британии "Луна" даже вышла на первое место.
Сам Джон Фогерти называет "Зеленую Реку" своим любимым альбомом Криденс.
Лично у меня любимым альбомом CCR является другой, о котором я надеюсь рассказать в другой раз, но величия Green River я не могу не признавать и не любить этот альбом невозможно, если вы вообще любите рок. Да даже если и не любите рок, это же не повод не любить хорошие песни? А таких здесь - все девять )
И раз уж я признался, что это не самый любимый мой альбом у Криденс, то следует и покритиковать немножко, наверное? Попробую отметить то, что мне не очень нравится на Зеленой Реке:
1. обложка
2. качество записи
3. очень короткий )
На этом, пожалуй, и закончу.
если вы дочитали до конца, то вам может быть интересно:
Песни для портнихи
Никогда не отворачивайся от друга
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »