Trout Mask Replica - музыкальный ребус, к разгадке которого я регулярно и с неослабевающим интересом возвращаюсь уже в течении многих лет.
Творение двух главных персонажей американского рок-авангарда (продюсером и активным соучастником этого музыкального безумия был Frank Zappa), аналог которому найти трудно даже в их замысловатых дискографиях.
Два виниловых диска очень странной музыки и не менее странных текстов. Структурно эти головоломки ближе к фри-джазу, чем к року. Намного они ближе к Орнетту Коулмэну, конечно, нежели к Чаку Берри.
Когда я впервые услышал "весь этот джаз" (лет в 20 с небольшим, будучи абсолютно неподготовленным к подобной музыке), то не осилил и половины первого диска.
Но какое-то зерно болезненного интереса к этой какофонии в меня упало. И, после некоторого перерыва, я стал все чаще возвращаться к "Trout Mask Replica", каждый раз поражаясь тому уникальному эффекту, который провоцирует "Реплика" в моей голове.
Из первоначального хаоса и того, что казалось мне бессмысленной аудио - кашей, граничащей с издёвкой над слуховым аппаратом, постепенно начали выкристаллизовываться чёткие и очень рельефные фигуры, безумные, но притягательные в своём безумии. Всё понятней и ближе становится мне эстетика абсурда и гротесковые приёмы Капитана Бычье Сердце.
Такое рефокусирование стало возможным для меня по мере освоения английского языка и знакомства с другими сложными и необычными музыкальными формами.
К счастью, интерес к этим вещам (англ.языку и новым муз.формам) не ослабевает по сей день. Поэтому "Маска форели" нынче один из постоянных факторов моего музыкального бытования.
Со временем я всё больше утверждался в мысли, что критики, пожалуй, не так уж сильно и переоценили этот театр абсурда Дона Ван Влита(настоящее имя "Капитана"). И сегодня я уже просто уверен в том, что TMR - уникальный альбом, который находится вне времени. Он не стареет и не теряет своей актуальности на протяжении полувека своей истории. Его голыми руками и с кондачка не возьмешь, не раскусишь, но если получится все же раскусить, то смаковать его сок можно всю оставшуюся жизнь.
Напоследок не могу не отметить, что в свое время на реанимацию моего интереса к этому замысловато приготовленному "рыбному блюду", после нескольких лет его активного неприятия, повлияла, внезапно возникшая и быстро окрепшая в 90-х, любовь к восхитительному Раю Кудеру.
Кудер - старинный приятель и соратник Капитана Бифхарта и Фрэнка Заппы. Его сотрудничество с Бифхартом, на раннем этапе их карьеры, сыграло важную роль в моём вновь возникшем интересе к "форели" и "бычьему сердцу". Изучая историю Кудера я не мог пройти мимо истории Бифа.
В заключение очень точная, на мой взгляд, оценка этого альбома, которую дал легендарный диск-жокей Джон Пил:
"Если в истории популярной музыки и есть что-то, что можно оценить как произведение искусства, способное заинтересовать людей другими областями искусства, то это именно "Маска форели".
Driver Pete, 2005
Если вы дочитали, то вам может быть интересно:
Инопланетный Джаз
Загадка Питера Хэммилла
Он был одинок в своём призрачном мире и ему незачем было врать в нём. Там просто некому было врать.
Tom Waits. 10 любимых песен.
Обратная Сторона Эбби Роуд (к 50 летию альбома)
Маленькие Пустячки Пако де Лусии
Зеленая Река, Болотные Берега (К 50-летию великого рок-альбома)
Сияние Безумного Алмаза (Pink Floyd)
Песни для портнихи (к 50-летию великого альбома)