"Единственный из рок- музыкантов, умеющий правильно носить фрак".
Из всех ярлыков, которые понавешали на Брайана Ферри за долгие годы его сценической карьеры, этот, пожалуй, самый неоспоримый. Ферри - эстет и денди и это в нём заложено генетически. Ферри умён и ироничен, а этого не подделаешь. Можно 30 лет прикидываться идиотом или, например, брутальным мачо, но невозможно прикинуться умным. Во всяком случае, в течение такого долгого времени. Ферри и не прикидывается. Его музыка изысканна, умна и ни на кого не похожа. Это в качестве вступления, а теперь перейду собственно к альбому.
Почти 10 лет поклонники БФ ждали нового альбома. За это время выходили какие то компиляции, появилась великолепная пластинка с шлягерами 30х -40х (As Times Goes By, 1999). Но альбомов с оригинальным материалом не было со времён Mammuna (1994). И вот свершилось. И что самое важное - не разочаровало. Это именно то, чего от него ждали и на что рассчитывали поклонники - умная, интересная и очень красивая музыка.
Несмотря на то, что альбом довольно разноплановый музыкально, всё выдержано в характерном для Ферри (каким мы его знаем со времён Boys & Girls, 1985) элегическом настроении. Материал на этот раз состоит почти пополам из каверов и песен самого Ферри и он настолько необычен, что я позволю себе сказать "пару слов" о каждой песне.
1. IT's ALL OVER NOW BABY BLUE
- знаменитая песня Боба Дилана. Ферри сделал несколько каверов великого Циммермана ещё в 70х годах. Тогда они были исполнены в несколько циничном, почти пародийном ключе. По молодости Ферри был язвителен. Интеллигентно язвителен, без панковского хамства (но тем обиднее было Дилану - я так думаю). И его Рокси Мьюзик, многими наивно воспринимались, как романтики и нарциссы, якобы - одни из лидеров то арт - рока, то глэм - рока. Всякой ерунды было понаписано в то время про людей, которые в китчевой форме пародировали всю нелепость умствований и самолюбования тогдашних рок - суперстарз (обойдусь без имен, дабы не дразнить гусей).
На этом альбоме умудрённый годами БФ вернулся к дилановскому "сонгбуку" и исполнил 2 песни из него. Исполнил очень бережно и тактично, но не слепо копируя оригинал, а по-своему.
В открывающей альбом IAONBB, Ферри проявил себя и как вполне мастеровитый исполнитель на губной гармошке (угловатое определение, лучше писать просто "харпист" или "харпер" от слова harp). Его партия звучит крепко и вовсе не теряется, даже переплетаясь с великолепной гитарой такого зубра, как Chris Spedding.
2. CRUEL
- по звуку сразу напомнила ранних Roxy Music. Звук плотный и насыщенный электричеством. Мелодия на что-то неуловимо похожа, особенно в припеве... а на что именно я так и не вспомнил.
3. GOIN' DOWN
- не так часто БФ обращался в своих альбомах к блюзу (знаменитый стандарт Дона Никса). Этот опыт очень удачен, на мой взгляд. Особый, какой-то декадентский, шарм придаёт песне фирменное вибрато БФ и блюз получился не банальный. И снова отменный харпинг!
4. GODDESS OF LOVE
- песня начинается со строчки: "Marilyn says/'I got nothing to wear tonight/Only a pair of diamond earrings to catch the light." - и естественно для раскрутки альбома в Америке была выбрана именно она.
Песня написана в соавторстве с Дэйвом Стюартом (ex- Eurythmics). Критика глянцевых муз. журналов сразу назвала её "лучшей песней о Мэрилин Монро"(куда же без ярлыка!).
Звук опять насыщен электроникой, но Ферри поёт очень интимно, как и положено в песне о такой женщине. Отличная работа саунд - продюсера (все тот же Дэйв Стюарт).
5. DON'T THINK TWICE, IT's ALLRIGHT
- ещё один кавер на известную песню Боба Дилана. Исполнен под сопровождение только фортепиано (Сolin Good) и гармоники самого БФ. Вокал мягкий и чувственный. Всё звучит, как салонный романс времён Гершвина и Кармайкла (звук очень похож на предыдущий альбом БФ).
Знаменитая песня поворачивается к Вам совершенно иной стороной, которую раньше (я, во всяком случае) в ней не замечали.
Полагаю, Дилан теперь может простить Ферри за давнишнее ёрничество в Hard Rain A'Gonna Fall. Лично я уже другое исполнение этой песни и слышать не могу, а ведь эту песню исполняло великое множество музыкантов, самого высокого уровня.
6. NOBODY LOVES ME
- написана в соавторстве с Дэйвом Стюартом. Помимо вокала (который можно хвалить в каждой песне), надо отметить гитарную работу - и аккомпанемент и соло просто безупречны.
7. JA NUN HONS PRIS
- под приглушённое болеро ударных оперное сопрано - Преподобная Сестра Мэри Нельсон (подлинная монахиня) - поёт на французском языке балладу, сочинённую легендарным королём Ричардом Львиное Сердце (!), в одном из своих походов.
Рецитал JNHP предваряет следующую нарезку альбома, навеянную этой старинной песней не самого избитого (во всех смыслах) автора.
8. A FOOL FOR LOVE
- моя любимая песня на этом альбоме. Его романтический и печальный пик.
Урбанизированный трубадур Ферри поёт свой ответ на грустные слова Короля, дошедшие к нему из глубины веков.
9. GOODNIGHT, IRENE
- мрачная баллада из репертуара гениального каторжника Лидбелли.
Существует несколько версий текста этой песни, Ферри выбрал с таким финалом (как и у самого Лидбелли):
"I love Irene, God knows I do,
(I'll) love her 'til the seas run dry
If Irene ever turns her back on me
I'm gonna take morphine and die"
и сделал в стиле этакого "застольного" cajun. Ещё один блестящий кавер в копилке маэстро.
10. HIROSHIMA...
- синтезаторы и ревущая гитара Джонни Гринвуда из Radiohaed создают алармическое настроение, вполне соответствующее названию трека. Песня отсылает к знаменитому фильму Алена Рене "Хиросима, любовь моя".
11. SAN SIMEON
- снова соавтор - Стюарт. Какая- то загадочная, чарующая песня... голоса невидимых призраков вторят шёпотом каждому слову, подобно эху, зовут ангельскими голосами "Сэн Симеон" и удаляются едва слышно смеясь. Отметим чарующий бэк-вокал Элисон Голдфрапп.
12. ONE WAY LOVE
- неожиданный (после предыдущих, не очень весёлых треков) по своему беззаботному и радостному настроению мажорный поп - хит.
13. I THOUGHT
- заключительный менуэт, написанный в соавторстве со своим старинным другом / врагом Брайаном Ино, который здесь выступает так же в роли бэк вокалиста и клавишника.
Не знаю, как Ино, а я не забыл, как однажды (лет 20 назад) БФ ответил на вопрос про Брайана Ино:
" Знаете, он - очень умный чувак, но он - не настоящий музыкант. Он же не умеет ни на чём играть! Всё, что он может - это колдовать с этими своими "машинками".
Видимо, с годами, или Ферри поменял своё мнение и доверил Ино клавиши, или Ино всё же научился не только "колдовать с машинками".
В заключение, несколько слов о тех, кто помог БФ записать эту пластинку. Помимо упомянутых уже Дэйва Стюарта, Джонни Гринвуда, Элисон Голдфрапп, Криса Спеддинга, Колина Гуда, Брайана Ино и величественной преподобной сестры Мэри Н. Нельсон, это (назову только самых известных):
- великий джазовый бас - гитарист Маркус Миллер, элитные сессионеры и постоянные барабанщики на альбомах Ферри - Энди Ньюмарк, Пол Томпсон и Френк Рикотти, альт-саксофонист и гобоист Роберт Фаулер, один из моих любимейших гитаристов и большой друг БФ - Робин Трауэр, продюсер Ретт Дэвис, легендарный гитарист Мик Грин.
Я считаю FRANTIC одним из лучших альбомов 2002 года, а песню FOOL FOR LOVE - одной из лучших в каталоге Брайана Ферри.
Такой альбом мог записать только один человек и он это сделал. Необычный подбор песен и изящное решение нелёгкой задачи - быть адекватным выбранному материалу.
Driver Pete, 2005.
Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.
Читать далее »... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ...
Читать далее »