The Rolling Stones - "Miss You" (1978)

Роллинг диско 

The Rolling Stones - "Miss You" (Jagger / Richards)

альбом Some Girls (1978)

"Скучаю по тебе" я впервые услышал в 1979, перед самой армией. Это было похоже на культурный шок - Роллинг Стоунз играют диско! Те самые роллинги, кондовые и пробитые рокеры из рокеров. Они играют диско, Карл!

Здесь надо понимать, что это было время самой настоящей диско-лихорадки, которая вызывала активное отторжение у нас, считавших себя истинными рокерами. Мы готовы были зажигать костры рок-инквизиции в борьбе с этой музыкальной крамолой, мы считали себя носителями истинного смысла, мы были савонаролы рок-н-ролла. А нас предали сами роллинги!

Праведный гнев должен был зародиться в моей груди. Пепел Клааса должен был стучать в мое, навеки отданное року, сердце! Но пепел не стучал. Гнева не возникло. Возникало желание танцевать под упругий бит и подпевать фальцету Джаггера.

Вернувшись из армии, я некоторое время диджействовал в одной из первых культовых дискотек Питера и Miss You была у меня в обязательной ротации.

Надо сказать, что сами роллинги эту песню поначалу не относили к диско (слегка кривя душой, конечно, и идя на поводу у ревнителей чистоты стиля)). Они объясняли, что песня написана, как подражание "Мемфис Саунду". А чернокожих гениев, записывавшихся в Мемфисе, на культовом лейбле StaxКамни любили всегда и никогда не скрывали своей привязки к Booker T. & the M.G.'s, Отису Реддингу и прочим.

Собственно, диско и выросло, как явление, на дрожжах Мотауна, Стакса и Филадельфия соул (Чарли Воттс в своих интервью указывает на то, что барабанит на этой записи именно в филадельфийском стиле) , это не было секретом ни для кого, т.ч. все сходится ... вроде бы.

Так в чем же тогда лукавство роллингов, спросите вы? В чем они кривили душой? "А вот в чем" - отвечу я.

Нет, не я. Лучше пусть объяснит, упомянутый выше, барабанщик Стоунз - Чарли Воттс. Так будет убедительней, наверное.

Miss You была написана под сильнейшим влиянием от наших походов на дискотеки. Мы с Миком тогда постоянно шлялись по дискотекам. Веселое было время.
Помню, как-то в Мюнхене мы возвращались из клуба и распевали с Миком какую-то песню the Village People. Кажется, это была Y.M.C.A... Кит, конечно, злился до бешенства. Но на дискотеке это звучало просто круто.
(перевод - Driver Pete)

Прошу обратить внимание: старина Кит злился. Кит - скала и главный оплот рока бесился. Он терпеть не мог диско и не хотел сдаваться. Диско для него было профанацией всего того, что он любил - истинного ритм-энд-блюза, фанка и соул, тех самых Motown и Stax.

Но и Кит сдался, когда пришло время записывать диск. Уж слишком хорош был басовый рифф, который сочинили год назад, дурачась на репетиции, Мик и Билли Престон. Точнее, дурачились они вдвоем, но рифф пришел в голову именно Престону.

The Rolling Stones. 10 любимых песен (10 - 8)

Билли Престон - выдающийся чернокожий певец, клавишник и композитор. Он работал с Роллинг Стоунз почти на всех альбомах, которые они записали в 70-х. В частности, он записывал с ними и предыдущий - Black and Blue (1976). На одном из трэков того альбома (Melody), он даже присутствует в качестве соавтора, а такой чести удостаивались только единицы.

Хит-конвейер и, по совместительству, станок для печати купюр по имени Jagger/Richards отчаянно не любил разбавлять свое двуединство посторонними фамилиями. Но для Билли они сделали одно исключение - Melody.

Впрочем, в "Скучаю по тебе" они его в соавторы уже не записали. А то ему хватило бы и одной этой записи, чтобы прожить остаток жизни припеваючи. И вообще Some Girls оказался единственным альбомом Стоунз в 70-х в записи которого Престон не принимал участие ... Билли, кстати, умер в 2006. Впрочем, не об этом сейчас речь.

Речь о басовой линии, которую он придумал и на которой строится вся песня. Это же редчайший случай - доминирующий бас в песне Роллинг Стоунз. Почти весь песенный каталог роллингов кричит о том, что песни они строили на фундаменте ритм-гитары Ричардса. Но не в этот раз.

Впрочем, бывали все-таки редчайшие исключения. И не случайно я вспомнил здесь про альбом Black and Blue, дело не только в том, что Престон сочинил этот басовый грув, когда откатывал с Роллинг Стоунз тур в поддержку именно этого альбома, но и в том, что Miss You имеет явную родственную связь с фанковой "открывашкой" того альбома - Hot Stuff

Хат Стафф построена на ритме Ричардса, как обычно, но прислушайтесь к басу. Да и общий строй композиции явно родственный. Двоюродный, как минимум )

Можно еще вспомнить и Fingerprint File (1975).

И Under My Thumb (1966) - тоже родня.

Так что Miss You имеет все-таки своих предтеч, если покопаться внимательно в песенной генеалогии The Rolling Stones.

Впрочем про Under My Thumb я планирую поговорить позже. Без нее моя Top Ten не обойдется никак. А пока вернемся к Miss You.

Джаггер попросил Ричардса написать мелодию к уже готовому биту.

"Мик захотел сделать какое-то диско-говно, порадую чувака - решил я. Но когда начал работать, то увлекся. Бит был интересный, ничего не скажешь"
(цитата из автобиографии Кита Ричардса "Life" - перевод Driver Pete)

Увлеченность Ричардса привела к отменному результату. Это стало понятно сразу.

"Чертовски хорошее диско. Оно обязательно будет на первом месте в чартах." - так сказал Кит Ричардс, когда роллинги записали трэк.

Заметьте, именно непреклонный Кит обозначил четкую стилистическую принадлежность песни - диско. Не фанк, не мемфис соул или мотаун. "Диско" - сказал правдоруб Ричардс. Сказал и у остальных Камней отлегло от сердца. Авторитет Ричардса, даже в тот момент, когда он отдал все бразды Мику и торчал на героине как переспелая слива на облетевшем дереве, оставался незыблемым. Раз Киф сказал "диско" значит диско и есть (а то они сами не знали)).

И раз Ричардс сказал: "будет на первом месте" - значит будет. Так и вышло. Miss You стала последней песней роллингов, которая добралась до вершины американского хит-парада.

А как только Роллинг Стоунз записали диско - плотину прорвало. Рокеры наперегонки стали записывать диско-хиты. Если такие столпы и динозавры дали слабину, значит и остальным можно поддаться веянию моды )

Первым поддался веянию моды главный модник британского рока - Род Стюарт. В конце 1978 он взлетает на вершину американского чарта с песней, которая на долгие годы станет его сигнатурой - Da Ya Think I'm Sexy? Басовая линия, на которой строится хит Стюарта, самым наглым образом флиртует (мягко говоря) с той, которую придумал для Miss You Билли Престон.

Да и саксофончик еще. Да и вообще ))

И пошло-поехало. Были среди рокерских диско-хитов с доминирующим басом и настоящие песенные шедевры: Another One By the Dust (Queen) или Owner of a Lonely Heart (Yes), к примеру.

"Ах, но это же фанк" - говорят мне на это. "Конечно, фанк. Вот и Стоунз также говорили" - отвечаю я. "Пока Ричардс не сказал правду" - добавляю я (иногда))

А Van Halen просто взяли и почти в копеечку сняли басовую линию для моей любимой песни Push Comes To Shove (1981).

Ладно. Это все щюткэ, разумеется. А в сухом остатке мы имеем ... что же мы имеем?

Последний хит намба ван в истории Rolling Stones. Песню, которая не выходит из концертного сета великой группы уже 30 лет. Уникальный диско-прорыв линии рокерской обороны.

Осталось только пару слов сказать об участниках записи, как обычно. Кроме самих роллингов, в записи "Скучаю по тебе" приняли участие:

Бывший клавишник The Faces - Йан МакЛэген (Ian McLagan). Его сосватал в Стоунз Ронни Вуд, который и сам выходец из Faces, как известно. Кстати, и Род Стюарт, если кто не знал или не помнит, тоже из этой банды)

МакЛэген играет здесь на электрическом пианино Wurlitzer.

Знаменитый прог-рокер, саксофонист-сессионер - Мел Коллинз (Mel Collins), наиболее известный по работе в King Crimson.

Мел сыграл отменное соло в альбомной версии трэка (на сингле оно урезано, к сожалению).

Колоритнейший персонаж - Шуга Блу (Sugar Blue) - блюзовый харпер, которого Джаггер нашел в переходе парижской подземки. Его игра на губной гармошке украсила песню восхитительным тоном, а запись на супер-хитовой песне Роллинг Стоунз помогла ему реанимировать карьеру в шоубизе.

Стоит рассказать и о тексте, который написал Джаггер: большинство толкователей склонны видеть в лирике Мика рефлексию по своей тогдашней жене Бьянке (именно в это время она подала на развод, узнав про роман Мика с Джерри Холл). Однако сам Джаггер упрямо отрицает сей вопиющий факт (не факт измены, а факт рефлексии по Бьянке)) и упрямо настаивает на том, что это "не песня про какую-то реальную девушку, а песня про чувство одиночества".

На сякий случай я сделаю перевод, а вы судите сами - Бьянка или не Бьянка.

Бьянка Джаггер и Джерри Холл
Бьянка Джаггер и Джерри Холл

Бьянка Перес-Мора Масиас Джаггер. Так будет точнее. Голубых кровей сеньора.

"Скучаю по тебе"
Я держался, сколько мог,
Я засыпал в одиночестве
Боже, я скучаю по тебе.
Я висел на телефоне
И снова засыпал один.
Я хочу целовать тебя.
Сон был мучением,
ты была в моих снах звездой.
Боже, я скучаю по тебе.
Я ждал тебя,
Ждал твоего звонка
И телефон зазвонил
Это был мой друг.
"Как ты там, парень?
Мы подкатим часиков в 12
С девочками из Пуэрто-Рико,
они мечтают познакомиться с тобой.
Мы привезем ящик вина.
Давай гульнем и позажигаем,
Ну, типа как мы умеем!
У тебя нервы уже на пределе из-за нее.
Знаешь, девочки приходят и уходят.
Они как машины на улице, которые мчатся мимо тебя."
''''
Я стоял там так долго
Иногда я чувствую себя
опустошенным ...
Милая, почему ты так долго?
Приходи уже! Приходи!
Я шляюсь по Централ Парку,
Распеваю в темноте.
Люди думают, что я псих.
Я спотыкаюсь и шаркаю ногами
Люди спрашивают: "Что с тобой, парень?"
Я говорю себе,
что я не буду больше скучать.
Но я себя обманываю.
Только ты и никто больше не нужен.
Боже, я не буду больше скучать.
Тобой пропитан мой мозг
Ты отнимаешь все мое время
Но я больше не стану скучать.
....
Боже, я скучаю по тебе,
Я скучаю по тебе,
Скучаю.
Господи, как я скучаю по тебе!

И в качестве последнего штриха - фрагмент из интервью Джона Леннона, которое он дал журналу Плейбой:

Мне кажется, что Джаггер взял мою песню Bless You и переделал еe в Miss You ... Звукоинженер, кстати, говорил мне на записи: "Это будет хит, если ты ускоришь темп". Он был прав. Miss You стала хитом.
Мне вариант Джаггера нравится даже больше и у меня нет никакой досады по этому поводу. Я считаю, что у Стоунз получилась великая песня и мне она действительно нравится.
(перевод - Driver Pete)

Пришло время послушать уже и саму Miss You, пожалуй)

И альбомная версия (с саксофонным соло Мела Коллинза)

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »