В УКРОМНОМ МЕСТЕ / In a Lonely Place

В УКРОМНОМ МЕСТЕ / In a Lonely Place

(США, 1950)

Режиссер - Николас Рей

В ролях: Хэмфри Богарт, Глория Грэм, Фрэнк Лавджой, Карл Бентон Рейд, Арт Смит, Марта Стюарт

"В укромном месте" - кстати, мне не очень нравится такой вариант перевода названия, ибо, на мой взгляд, более подходил бы вариант, связанный с одиночеством или уединением - считается классикой "золотой эпохи" нуара в Голливуде.
Но "наши ученые", а если быть более точным, то внимательные зрители, без труда заметят, что In A Lonely Place - это, скорее, любовная драма, которая прячет свое восхитительное тельце под прозрачный и почти невесомый "пеньюар от нуар" - детективная интрига проходит бэкграундом к основной (любовной, разумеется) сюжетной линии и звучит совершенно невнятно. Атмосфера мрачная, но и романтическая одновременно, главная героиня - с характером и блестящей внешностью, но на фам фаталь не тянет (уж слишком положительна), главный герой циничен и разочарован в жизни, но чувуствуется и какой-то серьезный надлом, граничащий с надрывом ... И вот в нем-то, пожалуй, все и дело. Если еще внимательней присмотреться к нему (а такую возможность режиссер дает в полной мере - психологическая проработка характера главгероя выполнена рельефно и скурпулезно), то открывается еще один секрет этой картины - она о человеке из числа тех, кого вслед за Хэмингуэем и Гертрудой Стайн, принято называть "потерянное поколение". Он как-будто инсталлирован в картину из романов того самого Хэма или Ремарка, он несет в себе тайну, связанную с пост-военным синдромом (суть ее нам так и не откроют). Он ушел воевать романтиком и идеалистом, а вернулся циником и дебоширом. Его психика надломлена, его личность травмирована. И в итоге, фильм получается именно об этом, если смотреть внимательно, а это уже то, что следует квалифицировать как "экзистенциальная драма", это уже територия Бергмана и Антониони, которые присядут на кино-трон только через десяток (без малого) лет и воцарятся на нем вплоть до наступления нового тысячелетия в качестве властителей дум и законодателей высокого стиля.
 Возможно, что именно эта стилистическая обманка и жанровая многослойность не позволили зрителям и критикам сразу разглядеть ее подлинное значение и ценность, но это же и дало ей предпосылки к тому, чтобы остаться вечно актуальной, в качестве кино-шедевра на все времена и уверенно набирать очки на протяжении 60 лет, забираясь в рейтингах все выше и выше.
Именно этот шаг от нуара в сторону экзистенциализма и позволил главному кино-революционеру будущего десятилетия - Жану-Люку Годару написать: "Кино — это Николас Рей". Да и, не раз уже мной упомянутый здесь, "внимательный" (и добавлю - эрудированный) зритель без труда обнаружит в детальной проработке психологических нюансов, в длинных планах, в глубинных мизансценах, и прочих особенностях кино-языка Николаса Рея, биение того пульса, ритм которого ляжет в основу кино-языка французской "новой волны" и самого Годара, как ее лидера и идеолога.
 Объективности ради, не могу не отметить, что не мало в фильме и таких моментов, которые смотрятся сейчас неким анохронизмом, но это, скорее, дань продюсерам и зрителям, которую в 1950 Николас Рей еще вынужден был платить за возможность снимать "новое кино". А то, что он стал одной из главных предтеч "нового кино" и его пророком, в этом я (обнявшись с Годаром для виртуального брудершафта)) сомнений не имею.
 Не могу не сказать пару слов о кастинге. То, что роль неуравновешенного сценариста Диксона Стила должен был сыгарть Хэмфри Богарт, это было требование компании и поводов отказываться от такого кадрового решения у Рея, я полагаю, не было, как не было и желания оспаривать, тем более, что они уже имели успешный опыт совместной работы на предыдущей картине Рея (Стучись в любую дверь - 1949).
 Более того, лично я считаю эту роль лучшей в монументальной карьере голливудского идола и легенды. Я далеко не фанат Богарта, но здесь он абсолютно на месте и игра его не вызывает ничего, кроме искреннего восхищения. Говорят, что здесь он больше всего похож на самого себя в жизни, а еще говорят, что Николас Рей лепил этот образ как свой собственный автопортрет, свое альтер-эго.
 В итоге: актерская работа достойная Оскара, хотя ее не было даже в числе номинаций, Оскар тогда получил Хосе Феррер за роль Сирано в очередной экранизации легендарной пьесы Ростана (Сирано де Бержерак - 1950, режиссер - Майкл Гордон). Кто-нибудь помнит такой фильм?)).
Впрочем, общепризнанный ныне шедевр - "В укромном месте" пролетел тогда мимо всех оскаровских номинаций, "академики" его просто не заметили.
Одним словом: 100% попадание с выбором артиста на главную роль.
А вот с главной женской ролью вышел небольшой скандальчик: роль начинающей и не очень удачливой актрисы Лорен Грей продюсеры и руководство Каламбия Пикчерз, сценаристы и (разумеется) сам Хэмфри Богарт изачально отдавали Лорен Бэкол - жене Богарта, но здесь Рей заупрямился и пошел на конфликт. Тому были сразу две веских причины:
1. Художественный аспект: дуэт Богарт-Бэкол, на тот момент, был уже абсолютным голливудским штампом, предсказуемым и многократно использованным прежде: Иметь и не иметь - 1944, Глубокий сон - 1946, Черная полоса - 1947, Ки Ларго - 1948 (3 из 4 картин - классика нуара). На это Николас Рей пойти не мог ни за что. Он скорее отказался бы от постановки, чем занялся бы штампокой... В конце концов, именно этим (отказ подчиняться правилам) и закончилась его карьера в Голливуде, но это уже отдельная история и случится это только спустя дюжину лет.
2. Личный аспект: у Рея была и своя жена - Глория Грэм, молодая и амбициозная актриса, а ей позарез была нужна прорывная роль, которая дала бы ей возможность блеснуть и утвердиться на голливудском Олимпе. Глория давила на мужа и считала, что он обязан посодействовать ей в становлении карьеры (а как иначе?), отношения между ними уже были на грани развода и утверждение Глории Грэм на главную роль было для брака Николаса Рея вопросом жизненно - важным.
Рей добился своего, результат - Глория Грэм в "Укромном месте" сыграла отлично, она смотрелась очень эротично и свежо, на фоне стареющего, но не растяревшего шарм, Богарта. Впрочем, эту роль эпохальной не назовешь. Свой звездный час Глория получит чуть позже, снявшись в нескольких нурах, а заслуженный Оскар (женская роль второго плана) ей принесет драма "Злые и красивые" - 1952.

 Брак режиссера был временно спасен, но через два года все-таки развалился окончательно... И все же, свой "Великий" фильм они сделать успели
На этом пожелаю вам приятного просмотра, я свое дело сделал, как умел, и надеюсь, что зародил некоторый интерес в тех, кто картину еще не видел или желание пересмотреть ее еще раз и увидеть что-то новое в тех, кто с ней был знаком еще до того, как рискнул прочесть мою писанину.

Driver Pete, декабрь, 2016.

Об авторе

Я всего-лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »