СОЛОМЕННЫЕ ПСЫ / Straw Dogs

СОЛОМЕННЫЕ ПСЫ / Straw Dogs
(Англия - США, 1971, режиссёр - Сэм Пекинпа, в гл. роли - Дастин Хоффман)

  Мрачная атмосфера. Мощная пружина сюжета. Саспенс нагнетается виртуозно. Колесо судьбы набирает обороты от вялого поскрипывания сюжетных рессор в начале до макабрического калейдоскопа в конце.
Все это не оставляет повода для сомнений в том, что на экране - жанровый (как минимум) шедевр.
 Легендарный фильм до сих пор вызывает яростные споры и разночтения в оценках. Его ненавидят феминистки, канонизируют профессионалы, без конца муссируют киноманы и киноведы. Высоколобые умы пытаются докопаться до его философской сути.
 Я лично полагаю, что, несмотря на название, взятое из древней китайской философии, ничего такого грандиозного или туманно-мудреного, в идеологическом смысле, Пекинпа в картину не вкладывал. Никаких тайных смыслов в нём нет.
 Полагаю, что режиссёра увлекла идея - показать как поведёт себя очкастый ботаник, позиционирующий себя абсолютным пацифистом, в условиях, когда он унижен, растоптан. Когда он прижат спиной к последней стене. Прижат теми, для кого все его принципы это только слабость и слюнтяйство.
Как поведет себя интеллектуал и непротивленец, вынужденный сделать выбор: тянуть свои сопли дальше или вспомнить о том, что он - мужчина. Вспомнит ли, что обязан защищать себя, свой дом, свою жену.
 Герой Хоффмана вспоминает. Не сразу и не без тягучей предварительной рефлексии (не путать с предварительными ласками, на которые так падка его юная супруга) он откапывает топор и вступает на тропу войны.
Его главное оружие - интеллектуальное превосходство. Вступив на путь воина, он начинает действовать безжалостно и хладнокровно. Очкарик идёт до конца.
 Этот момент (а где же для ботаника этот самый "конец"?) был очень интересен для Пекинпа, судя по всему.
 Насколько далеко может зайти интеллектуал, непротивленец, баловень обстоятельств, не привыкший с ними бороться, в своём сопротивлении?
Не переступит ли он ту грань, за которой сопротивление сменяется удовольствием от творимого насилия? Вспомнит ли умник-непротивленец, познавший вкус крови, про свои принципы на краю инфернальной бездны? Помогут ли они спасти его душу от дьявольского искушения?
Сдается мне, что это больше всего щекотало Пекинпа, когда он творил своих "Соломенных Псов".
 Дэвид Самнер (так зовут математика) остановился на самом краю и это потребовало от него серьезного усилия.
Принципы? Вера в бессмертную душу? Страх переступить закон и пойти по уголовке?
Что же его остановило? Однозначного ответа все равно не будет.
Режиссёрское и операторское мастерство в этой картине близко к идеалу. Чего стоит одна только сцена изнасилования. Ее до сих пор считают одной из лучших в истории кино.  Благодаря этой сцене фильм был запрещён в Англии.
 Игра Дастина Хоффмана - учебник актёрского мастерства.
 "Соломенные псы" стал отправной точкой для целого жанра, который в Америке называют "яппи в опасности".  Жанр этот был на пике с конца 80-х, откровенно паразитируя на концепции, сюжетных поворотах и кинематографических приёмах из "Соломенных псов".
Но достичь того уровня психологизма, такой отточенной кино-ритмики, такой пугающей реалистичности не удалось никому из многочисленных эпигонов.
 Характерно, что выдающийся фильм Сэма Пекинпа был номинирован только на одну статуэтку "Оскар" (за музыку) да и ту не получил. Пекинпа всегда не любили "академики".
 Но слава и влияние фильма затмили с годами этот позорный для Академии факт.
 Уж, как минимум, режиссура и исполнитель главной роли заслуживали хотя бы номинации.
Впрочем, как говорил один гордец (хотя и не по этому поводу): "Это академия не достойна великого фильма".

Об авторе

Я всего лишь решил поделиться с теми, кому интересно моё мнение, своими соображениями по тому или иному поводу.

Читать далее »

О сайте

... мои оценки и суждения не воспринимать как претензию на божественную истину или непререкаемую догму, но считать тем, чем они и являются на самом деле - отражением моего личного мнения и отношения ... 

Читать далее »